Найти в Дзене
Apple SPb Event

Apple Intelligence в Китае должен проигнорировать 2000 «запрещённых» вопросов

Версия системы искусственного интеллекта Apple Intelligence, предназначенная для китайского рынка, столкнулась с серьёзным барьером перед запуском. Чтобы получить разрешение на работу, ИИ должен успешно пройти специальный государственный тест, гарантирующий, что технологии Apple не будут использоваться для оспаривания официальной позиции властей. Программа испытаний включает 2000 провокационных вопросов, специально разработанных для выявления реакции нейросети на темы, подвергающиеся цензуре внутри страны. Согласно требованиям регулятора, искусственный интеллект обязан отказаться отвечать как минимум на 95% из них. Китайское правительство продолжает удерживать контроль над информационным пространством. После того как Google покинул страну из-за отказа цензурировать поисковую выдачу, западные платформы оказались практически полностью отрезаны от местного пользователя. «Великий китайский файрвол» блокирует доступ к Facebook*, X (ранее Twitter), «Википедии» и множеству других ресурсов. Ме
Оглавление

Версия системы искусственного интеллекта Apple Intelligence, предназначенная для китайского рынка, столкнулась с серьёзным барьером перед запуском. Чтобы получить разрешение на работу, ИИ должен успешно пройти специальный государственный тест, гарантирующий, что технологии Apple не будут использоваться для оспаривания официальной позиции властей.

Программа испытаний включает 2000 провокационных вопросов, специально разработанных для выявления реакции нейросети на темы, подвергающиеся цензуре внутри страны. Согласно требованиям регулятора, искусственный интеллект обязан отказаться отвечать как минимум на 95% из них.

Железный занавес для нейросетей

Китайское правительство продолжает удерживать контроль над информационным пространством. После того как Google покинул страну из-за отказа цензурировать поисковую выдачу, западные платформы оказались практически полностью отрезаны от местного пользователя. «Великий китайский файрвол» блокирует доступ к Facebook*, X (ранее Twitter), «Википедии» и множеству других ресурсов. Местные поисковые системы, такие как Baidu, также работают в условиях фильтрации контента.

С развитием генеративного ИИ, который фактически стал альтернативой традиционному поиску, Пекин распространил свои ограничения и на эту сферу. Власти обязали иностранные компании использовать исключительно одобренные китайские языковые модели, работа которых строго регламентирована.

Китайский партнёр вместо OpenAI

В глобальной версии Apple Intelligence компания из Купертино сотрудничает с OpenAI, перенаправляя сложные запросы к ChatGPT, а также использует кастомные модели Google Gemini на своих серверах. Однако в Китае такая схема невозможна.

Под давлением регуляторов Apple была вынуждена заключить партнёрское соглашение с местным технологическим гигантом. Ранее в этом году стало известно, что поставщиком ИИ-решений для китайских iPhone выступит Alibaba.

Идеологический стресс-тест

Как сообщает The Wall Street Journal, все модели искусственного интеллекта, работающие в КНР, обязаны проходить сертификацию на идеологическую безопасность. Это касается и модели Qwen3 от Alibaba (конкурента ChatGPT), которая была оптимизирована для работы на устройствах Apple.

Перед публичным релизом разработчики обязаны подвергнуть свои модели массированной проверке. Чат-бот должен распознавать и блокировать не менее 95% запросов, ответы на которые могут быть расценены как «подрыв государственной власти», дискриминация или нарушение других законодательных актов.

Регламент предусматривает тестирование на базе 2000 вопросов, список которых обновляется не реже одного раза в месяц. Процедура настолько сложна, что вокруг неё уже сформировалась целая индустрия: появились специализированные агентства, помогающие ИТ-компаниям «натаскивать» свои нейросети на сдачу этого экзамена, подобно тому, как репетиторы готовят студентов к поступлению в вузы.

Технологический парадокс

Ситуация осложняется противоречивой позицией китайских властей, которые пытаются преследовать взаимоисключающие цели. С одной стороны, государство цензурирует внутренний интернет, ограничивая обучающую выборку для ИИ. С другой — Пекин заинтересован в создании мощных и конкурентоспособных моделей, что требует обучения на массивах данных из глобальной сети, включая ресурсы, заблокированные в КНР.

В итоге сложная задача по фильтрации информации с запрещённых сайтов полностью ложится на плечи разработчиков ИИ. Для Apple, позиционирующей себя защитником приватности и прав человека, это очередной болезненный компромисс. Ради сохранения доступа к производственным мощностям и огромному рынку сбыта компания вынуждена внедрять инструменты цензуры в свои флагманские продукты, игнорируя собственные корпоративные ценности.

*Компания Meta, а также принадлежащие ей соцсети Facebook и Instagram, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.