Найти в Дзене
Майя Джорджевич

Все, чем вы пользуетесь, уже было в море

Почти каждая вторая вещь в доме — от кружки и удлинителя до телевизора или кроссовок — на каком-то этапе своей жизни прошла морской маршрут в контейнере.
Даже если товар указан как «произведён в Европе» или «собран в России», его комплектующие, упаковка или сырьё с высокой долей вероятности были доставлены морем. По данным международных организаций, около 80–90 % мировой торговли по объёму перевозится именно морским транспортом. Морской транспорт обеспечивает перевозку более 80% товаров, продаваемых по всему миру. Данные о морской торговле на уровне отдельных стран имеют решающее значение для формирования более эффективной транспортной, торговой и инвестиционной политики. 15 апреля Комитет ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовал новые данные о морской торговле . Впервые в набор данных включены статистические данные на уровне отдельных стран. Морской транспорт является основой мировой торговли, обеспечивая перевозку более 80% товаров, продаваемых по всему миру . Он связывает гло
Оглавление

Почти каждая вторая вещь в доме — от кружки и удлинителя до телевизора или кроссовок — на каком-то этапе своей жизни прошла морской маршрут в контейнере.
Даже если товар указан как «произведён в Европе» или «собран в России», его комплектующие, упаковка или сырьё с высокой долей вероятности были доставлены морем.

По данным международных организаций, около 80–90 % мировой торговли по объёму перевозится именно морским транспортом.

Морской транспорт обеспечивает перевозку более 80% товаров, продаваемых по всему миру. Данные о морской торговле на уровне отдельных стран имеют решающее значение для формирования более эффективной транспортной, торговой и инвестиционной политики.

15 апреля Комитет ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовал новые данные о морской торговле . Впервые в набор данных включены статистические данные на уровне отдельных стран.

Морской транспорт является основой мировой торговли, обеспечивая перевозку более 80% товаров, продаваемых по всему миру . Он связывает глобальные цепочки создания стоимости, доставляя сырье и полуфабрикаты в производственные центры и готовую продукцию потребителям. Эти потоки жизненно важны для индустриализации, экономического роста и создания рабочих мест.

Морская торговля претерпела эволюцию за прошедшие десятилетия, на нее повлияли контейнерные перевозки, рост развивающихся экономик и изменение моделей производства и потребления. Сегодня цифровизация, геополитика и стремление к устойчивому развитию и климатической устойчивости меняют облик этого сектора.

Более ясное представление о том, кто и что отправляет — и в каком количестве.

Надежные и актуальные данные по странам имеют ключевое значение для понимания торговых потоков и разработки более эффективной транспортной и торговой политики, а также принятия инвестиционных решений.

Новый набор данных , созданный на основе официальных данных о торговле, предоставляемых правительствами в рамках проекта UN Comtrade , предлагает более точное и сопоставимое представление о глобальных морских грузоперевозках , помогая странам:

  • Отслеживать показатели торговли и конкурентоспособность.
  • Оценить интеграцию в глобальные цепочки поставок и торговые сети.
  • Обосновывать решения об инвестициях в портовую и транспортную инфраструктуру.
  • Отслеживать прогресс в достижении Цели устойчивого развития 9.1.2 по развитию качественной, надежной, устойчивой и жизнеспособной инфраструктуры, показателями которой являются объемы морских грузоперевозок и портовых грузов.

Данные свидетельствуют о растущей доле развивающихся стран в морской торговле.

Исторически развивающиеся страны служили в основном погрузочными узлами – крупными экспортерами сырья, но незначительными импортерами промышленных товаров. Однако с 1970-х годов ситуация изменилась под влиянием структурных изменений, таких как нефтяные кризисы, либерализация торговли, расширение участия частного сектора в портовых операциях, развитие контейнерных перевозок и реформы в сфере альянсов линейных судоходных компаний.

Эти изменения ускорились в начале 2000-х годов, когда развивающиеся страны увеличили торговлю между собой , включая сырье, нефть и промышленные товары. Их доля в мировых морских грузоперевозках выросла с 38% в 2000 году до 54% ​​в 2023 году . Лидером этого роста стала Азия, причем Китай внес значительный вклад в этот процесс.

-2

-3

Однако доля наименее развитых стран — в основном в Африке — и малых островных развивающихся государств остается небольшой из-за их небольших экономик, ограниченной инфраструктуры и слабой интеграции в глобальные цепочки создания стоимости.

Морская торговля сместилась от жидких грузов к сухим.

До начала 2000-х годов в морской торговле преобладали жидкие насыпные грузы, главным образом нефть. Но с развитием контейнерных перевозок и расширением глобальных цепочек создания стоимости, она сместилась в сторону сухих грузов , включая уголь, железную руду, зерно и промышленные товары.

Доля сырой нефти снизилась с 29% в 2000 году до 18% в 2023 году, в то время как доля сыпучих грузов выросла с 27% до 36%.

-4

Эти изменения также отражают рост влияния Китая как глобального производственного центра и крупного импортера сыпучих грузов.

Крупные периоды перебоев в судоходстве

Несмотря на стабильный рост объемов морской торговли, данные свидетельствуют о периодах серьезных потрясений, включая финансовый кризис 2008–2009 годов и пандемию COVID-19 .

В последнее время война на Украине, напряженность в Красном море и засуха в Панамском канале еще больше выявили уязвимость ключевых морских коридоров и контрольно-пропускных пунктов.