Американский рынок, долгое время считавшийся второй родиной для шведских «сараев», окончательно меняет приоритеты. Компания Volvo официально подтвердила: последний универсал марки, V60 Cross Country, покидает конвейер для США. Мы разбираемся, почему это происходит, сколько стоит легендарная практичность в пересчете на рубли и что шведы предложат взамен.
Для любого автоэнтузиаста словосочетание «Volvo» и «универсал» – это практически синонимы. На протяжении десятилетий угловатые, безопасные и невероятно вместительные машины были выбором интеллектуальной элиты, архитекторов и больших семей от Бостона до Сиэтла. Однако статистика неумолима: романтика уступает место маркетинговому прагматизму. С 2026 года в США шведский бренд превратится в производителя исключительно кроссоверов и внедорожников (SUV).
Юбилей с привкусом горечи
Ирония судьбы заключается в том, что новость об отказе от универсалов пришла на фоне большого праздника. Американское подразделение Volvo Cars отмечает 70-летие присутствия на рынке. История началась в далеком 1955 году, когда на берега Нового Света высадился первый PV444 – двухдверный автомобиль с механической коробкой, который еще даже не знал, что такое трехточечные ремни безопасности (изобретение Нильса Болина появится чуть позже).
За эти семь десятилетий Volvo продала в Штатах более 5 миллионов автомобилей. Значительную часть этого объема составляли именно универсалы – от культового 240-го до стремительного 850-го. Но на юбилейном банкете вместо торта подали «ложку дегтя»: руководство компании признало, что эпоха кузова Estate/Wagon в Америке завершена.
Причина банальна и экономически обоснована: американцы перестали покупать низкие машины. В битве за кошелек потребителя сегмент SUV одержал безоговорочную победу.
Хроника объявленной смерти: даты и цифры
Текущее поколение Volvo V60, дебютировавшее в 2018 году, и его внедорожная версия Cross Country, появившаяся годом позже, находятся в том возрасте, когда обычно происходит либо глубокий рестайлинг, либо смена поколений. Для рынка США выбран третий путь – отставка.
Согласно официальным данным, график прощания выглядит так:
- Январь 2026 года: дилеры перестают принимать заказы на индивидуальные конфигурации V60 Cross Country.
- Апрель 2026 года: завершение производства машин спецификации для США.
- Лето-Осень 2026 года: распродажа складских остатков.
Стоит отметить, что «старший брат» (роскошный универсал Volvo V90) покинул американский рынок еще раньше. Теперь же V60 Cross Country, остававшийся последним оплотом классической компоновки, тоже уходит в историю.
Статистика продаж говорит сама за себя, и цифры здесь красноречивее любых пресс-релизов. За неполный текущий год в США было продано всего 3 630 экземпляров V60 Cross Country. Для сравнения, соплатформенный кроссовер XC60, который занимает ту же рыночную нишу, но обладает «правильным» для современного покупателя силуэтом, разошелся тиражом более 36 000 штук. Разница в десять раз не оставляет шансов на выживание, даже несмотря на то, что продажи универсала неожиданно выросли вдвое по сравнению с провальным прошлым годом (тогда было реализовано всего 1 759 машин).
Технический портрет: что мы теряем?
Давайте взглянем на героя нашей статьи через призму российских реалий и метрической системы, так как исходные американские данные часто требуют перевода на понятный нам язык.
Volvo V60 Cross Country – это, пожалуй, идеальный баланс между управляемостью легкового седана и проходимостью кроссовера. В основе лежит модульная платформа SPA (Scalable Product Architecture), на которой построены все современные крупные Volvo, включая XC90.
Силовая установка и динамика
В США модель предлагается с безальтернативной силовой установкой B5. Это «мягкий» гибрид (Mild Hybrid).
- Двигатель: 2,0-литровая бензиновая «турбочетверка».
- Мощность: 250 лошадиных сил.
- Крутящий момент: 350 Н*м.
- Электрическая надстройка: 48-вольтовый стартер-генератор, который добавляет кратковременный импульс тяги при разгоне и помогает экономить топливо, но не позволяет ездить на чистой электротяге.
В паре с мотором работает классическая 8-ступенчатая автоматическая коробка передач (гидротрансформатор) и система полного привода с муфтой на задней оси.
Динамические характеристики для семейного «сарая» весьма достойные: разгон с 0 до 100 км/ч (точнее до 96,6 км/ч по американскому стандарту 0-60 миль/ч) занимает 6,6 секунды. При этом стоит помнить, что с 2020 года Volvo принудительно ограничивает максимальную скорость всех своих автомобилей на отметке 180 км/ч ради безопасности.
Геометрия и проходимость
Главная «фишка» версии Cross Country – это дорожный просвет. Он составляет внушительные 210 мм. Это больше, чем у многих популярных кроссоверов (например, больше, чем у Toyota RAV4 или Kia Sportage). В сочетании с защитным пластиковым обвесом по периметру кузова и режимом Off-Road в настройках электроники, этот универсал способен штурмовать серьезную грунтовку или заснеженные дворы не хуже полноценных SUV.
Цена вопроса: пересчитываем на рубли
На американском рынке Volvo V60 Cross Country позиционируется как премиальный продукт, но не флагманский.
- Базовая цена: $53 495.
- Топовая комплектация: $58 795.
Если перевести эти цифры в российскую валюту по заданному курсу (1 USD = 78,58 RUB), мы получаем следующую картину:
- Стартовая цена: около 4 203 600 рублей.
- Максимальная цена: около 4 620 100 рублей.
Конечно, для российского рынка эти цены выглядят утопично низкими (учитывая текущие реалии с таможней и логистикой), но они дают представление о позиционировании модели. Это автомобиль для состоятельного среднего класса, который ценит стиль и функциональность выше, чем высокую посадку.
Глобальные перспективы: жизнь продолжается (но не везде)
Важно подчеркнуть: Volvo V60 Cross Country умирает только для Америки. В Европе, и особенно на домашнем шведском рынке, универсалы по-прежнему пользуются спросом, пусть и снижающимся. Модель останется в производстве на заводах в Гётеборге и Генте для других регионов.
Более того, слухи о полной и немедленной электрификации Volvo оказались несколько преувеличенными. Шведский бренд корректирует свою стратегию «полного отказа от ДВС к 2030 году».
- XC90 будет жить: флагманский кроссовер получит еще одно обновление (или глубокий рестайлинг), чтобы оставаться в строю параллельно с электрическим EX90.
- Гибридные технологии: по инсайдерской информации, Volvo работает над новыми типами гибридов, возможно, даже с использованием схемы range extender (где ДВС работает как генератор), чтобы продлить жизнь моделям на ископаемом топливе.
Однако о разработке нового поколения универсала V60 информации пока нет. Вполне вероятно, что нынешняя генерация станет последней в истории бренда с ДВС, после чего ее место займет некий электрический аналог, скорее всего, уже в формате кроссовера.
Резюме
Уход V60 Cross Country из США – это символический момент. Рынок проголосовал долларом: потребителю нужна высокая посадка, ощущение «танка» и массивный кузов SUV. Изящные, стремительные универсалы, которые управлялись как спортседаны, но могли перевезти холодильник, становятся нишевым продуктом для коллекционеров и эстетов.
Если вы живете в США и мечтали о новом шведском универсале, у вас есть время до января 2026 года. Для всех остальных это просто еще одно напоминание о том, как меняется автомобильный мир, становясь все более унифицированным и «кроссоверным».