Найти в Дзене
СветославЪ

🍓 «Клубничка на берёзке»: интимная культура Древней Руси

🍓 О сексуальных обычаях наших далёких предков мы знаем удивительно мало. Древние летописи писали монахи, для которых телесная сторона жизни оставалась запретной темой, а потому интимность почти не попадала на страницы хроник. Историкам и культурологам пришлось буквально по крупицам собирать эту картину — из берестяных грамот, воспоминаний иностранных путешественников, обрядов, фольклора и полевых записей этнографов. 🌿Языческое наследие и народная телесность Считается, что интимная жизнь на Руси в народной среде была весьма кипучей и активной, при этом ритуализированной и тесно связанной с представлениями о плодородии. Сексуальность у восточных славян не противопоставлялась сакральному. Напротив, половые органы воспринимались самыми сакральными частями тела — как источник жизненной силы, ведь именно они связаны с зачатием и рождением новой жизни. Мужской орган отождествлялся с «вселенской силой». Возможно отсюда и скульптуры древних богов изображались в форме фаллоса, что вероятн

🍓 «Клубничка на берёзке»: интимная культура Древней Руси 🍓

О сексуальных обычаях наших далёких предков мы знаем удивительно мало. Древние летописи писали монахи, для которых телесная сторона жизни оставалась запретной темой, а потому интимность почти не попадала на страницы хроник. Историкам и культурологам пришлось буквально по крупицам собирать эту картину — из берестяных грамот, воспоминаний иностранных путешественников, обрядов, фольклора и полевых записей этнографов.

🌿Языческое наследие и народная телесность

Считается, что интимная жизнь на Руси в народной среде была весьма кипучей и активной, при этом ритуализированной и тесно связанной с представлениями о плодородии.

Сексуальность у восточных славян не противопоставлялась сакральному. Напротив, половые органы воспринимались самыми сакральными частями тела — как источник жизненной силы, ведь именно они связаны с зачатием и рождением новой жизни.

Мужской орган отождествлялся с «вселенской силой». Возможно отсюда и скульптуры древних богов изображались в форме фаллоса, что вероятно являлось символом регулирования божественной силы над хаосом в мире.

Как и во многих архаических культурах, женское лоно осмыслялось двойственно: одновременно как источник наслаждения и как пространство, внушающее страх и трепет. Оно связывалось с тайной рождения новой жизни и потому наделялось мистическими свойствами. В некоторых представлениях лоно мыслилось как пограничное место, связанное с навью — потусторонним миром, где пребывают души нерождённых и умерших.

Одной из главных славянских ценностей было плодородие, поэтому сексуальные игры сопутствовали не только праздникам, но и земледельческим работам и аграрным циклам. Например, один из традиционных ритуалов во время посевной – луговина: женщины и мужчины уединялись и занимались любовью прямо на пашне, чтобы обеспечить богатый урожай.

В ряде восточнославянских традиций посевная сопровождалась особыми мужскими обрядами, направленными на «пробуждение» и оплодотворение земли. Этнографические источники фиксируют практику, при которой мужчины выходили в поле без порток — обнажение здесь не носило бытового или непристойного характера, а имело ярко выраженный ритуальный смысл. Мужское тело, а прежде всего фаллос, символизировало жизненную силу и плодородие, которые необходимо было напрямую передать земле. Обряд укладывался в архаическую логику аграрной магии, где человек, природа и телесность составляли единый сакральный порядок.

Следует также отметить, что уединение на природе летом являлось частым и весьма удобным явлением.

Зимой же интимная жизнь зачастую перемещалась в баню — пространство, подальше от домочадцев и пограничное между бытом и сакральным, где часто проходила и первая брачная ночь.

🔞 Миф о «теремной Руси» и запреты

Представления же о целомудренной, почти бесплотной жизни на Руси — продукт сравнительно поздний. Они сложились в историографии XIX века, когда «домостроевская» модель была ретроспективно распространена на всю страну и все сословия. Между тем более ранние источники — рисуют куда более сложную и противоречивую картину.

Парадоксальным образом, наибольшее количество сведений об интимной жизни Руси сохранилось именно в церковных епитимийниках.

Что же мы в них в них видим? Мы видим что церковь стремилась максимально подчинить сексуальность строгому регламенту.

Разрешён был только законный акт, направленный на деторождение, в строго определённой "миссионерской" позе. Страшнейшим поступком считалась поза "женщина сверху". Объяснялось это преклонением перед дьяволом путём нарушения положенного патриархата. Всё остальное квалифицировалось как тяжкий грех.

«Всякая жена, восседающая на мужа — 6 лет да покается».

Даже высшая власть не была исключением для епитимий. Такого наказания не избежал даже Иван Грозный — за четвертый брак решением Собора 1575 года на него наложили епитимию.

Однако именно избыточность запретов, подробность допросов и регулярность наказаний свидетельствуют о том, что народная практика устойчиво и весьма долго сопротивлялась канону.

#Светославъ #фольклор