На «зависшую» долю Exxon в «Сахалине-1» можно еще год искать покупателей, хотя, по факту, это продление срока «на подумать» для американского мейджора
Президентским указом от 24 декабря 2025 года продлен срок реализации доли в проекте «Сахалин-1», пока не отошедшей «иностранной стороне консорциума». Под размытой формулировкой понимается 30% американской ExxonMobil в новом, российском операторе проекта, на которые она имеет право, как владелец 30% в старом операторе «Эксон Нефтегаз Лтд».
Указом окончание срока перенесено с 1 января 2026 года на 1 января 2027 года.
«НиК» напоминает, что в начале 2022 года, после начала СВО, Exxon покинула «Сахалин-1», забрав персонал и оборудование, а меж тем ее «дочка» «Эксон Нефтегаз Лтд» была оператором проекта. Добыча нефти на проекте просела, ее восстанавливали силами российских компаний несколько месяцев. В октябре операторство перешло к структуре «Роснефти» «Сахалинморнефтагаз-шельф». Сейчас через оператора и другие дочерние структуры «Роснефть» контролирует 20% в проекте, еще 30% — у японского консорциума SODECO и 20% — у индийской ONGC (последняя не может получить долю, так как деньги для ликвидационного фонда проекта, как обязательное условие участия, «зависли» в американских банках). 30% Exxon тоже «зависли».
Российские власти готовы были продать долю, которая оценивается в $4,6 млрд, а потом «заморозить» средства на спецсчете, пока США не снимут санкции.
В августе 2025 года во время визита президента РФ Путина на Аляску для встречи с американским коллегой Трампом проект «Сахалин-1» обсуждался, в президентский указ внесен ряд изменений, после чего даже появились слухи, что Exxon вернется. Однако сама компания их опровергла, заявив, что необязывающее соглашение с «Роснефтью» направлено на возвращение $4,6 млрд, но не более.
Россия хочет от Индии доступ к запчастям, Индия — свою долю в «Сахалин-1» — СМИ