Найти в Дзене

«Захар Иванович»: за что советские шоферы дали грузовику ЗИС-5 человеческое имя (и почему его так уважали)

Если спросить любого ветерана-автомобилиста или историка о главном грузовике Великой Отечественной и послевоенных строек, вам назовут две машины: «Полуторку» (ГАЗ-АА) и легендарную «Трехтонку». Вот только если ГАЗ называли просто по грузоподъемности, то у ЗИС-5 было настоящее, уважительное имя-отчество – Захар Иванович. Почему груду железа нарекли человеческим именем и почему эта машина стала культовой? Давайте разбираться вместе. Cекрет имени прост и кроется в народной любви к словесным играм. Откуда взялось имя?
Аббревиатура завода-производителя – ЗИС (Завод имени Сталина) – на слух воспринималась водителями как начало имени. «ЗИС» моментально превратился в простонародного «Захара». Почему Иванович?
А вот «Иванычем» его величали за характер. Это был не капризный механизм, а надежный мужик-работяга. Обращение по имени-отчеству подчеркивало колоссальное уважение шоферов. Машина прощала ошибки, терпела перегруз и вытягивала там, где другие глохли. В народе говорили: "Захар Иваныч вывезе
Оглавление

Если спросить любого ветерана-автомобилиста или историка о главном грузовике Великой Отечественной и послевоенных строек, вам назовут две машины: «Полуторку» (ГАЗ-АА) и легендарную «Трехтонку». Вот только если ГАЗ называли просто по грузоподъемности, то у ЗИС-5 было настоящее, уважительное имя-отчество – Захар Иванович.

Почему груду железа нарекли человеческим именем и почему эта машина стала культовой? Давайте разбираться вместе.

Как ЗИС стал Захаром: тайна прозвища

Cекрет имени прост и кроется в народной любви к словесным играм.

Откуда взялось имя?
Аббревиатура завода-производителя –
ЗИС (Завод имени Сталина) – на слух воспринималась водителями как начало имени. «ЗИС» моментально превратился в простонародного «Захара».

Почему Иванович?
А вот «Иванычем» его величали за характер. Это был не капризный механизм, а надежный мужик-работяга. Обращение по имени-отчеству подчеркивало колоссальное уважение шоферов. Машина прощала ошибки, терпела перегруз и вытягивала там, где другие глохли. В народе говорили:
"Захар Иваныч вывезет".

-2

Герой войны

Именно «Захар Иваныч» вытащил на своих плечах основную тяжесть войны. В 1941 году, когда металла не хватало, его упростили максимально (версия ЗИС-5В):

  • Кабину сколотили из дерева и фанеры (металл нужен был для танков).
  • Оставили одну фару (водителю и так видно, а вражескому летчику – нет).
  • Убрали передние тормоза.

И даже в таком «раздетом» виде Захар пер по грязи, вез снаряды на передовую, а обратно – раненых. Полмиллиона этих машин построили СССР!

-3

Жизнь после Победы

Интересный факт: «Захары» оказались настолько живучими, что работали в колхозах и автобазах вплоть до 60-х годов. Позднее их выпускали на Урале под именем «УралЗИС». Многие водители, получив новенькие, более современные грузовики ГАЗ или ЗИЛ, с грустью вспоминали своего «Иваныча» – медленного, но безотказного.

-4

Технические характеристики

Для любителей точности – вот что представлял собой «Захар» в цифрах:

  • Мотор: 6 цилиндров, 5.5 литра. Ел много, зато тянул как зверь.
  • Мощность: 73 «лошадки» (немного по нынешним меркам, но для тихоходного грузовика хватало).
  • Грузоподъемность: 3 тонны (хотя грузили и 4, и 5 – «Захар» терпел).
  • Скорость: по паспорту – 60 км/ч. В реальности комфортная скорость была около 40-50 км/ч.
  • Расход топлива: около 30-35 литров на сотню. Экономия? Нет, не слышали.

Итог: ЗИС-5 назвали «Захаром Ивановичем» не ради смеха. Это было признание. Грузовик стал членом семьи для тысяч шоферов, верным напарником, который, хоть и тряс душу на ухабах, но всегда довозил до дома.