Найти в Дзене
#НЕМОЛЧИ

Инаковые Иаков и Якуб: зачем бояться чужого

В Конституции написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле...» Так на законодательном уровне утверждается этническое разнообразие жителей России: мы вместе едем в метро на работу, ждем заказ в бистро, вместе думаем о будущем и вспоминаем прошлое. Однако единство наших судеб не мешает размножению черных и несправедливых идей. Повсюду слышатся колыхания негодующих, словно колосья в поле, словно неспокойные волны моря: кто-то просто косо смотрит, кто-то смело и открыто заявляет о том, что другой, чужой, непохожий не может и, более того, не должен быть. Абсурдные идеи поражают слабую человеческую природу и очень часто берут верх над нормами морали и нравственностью. Почему же мы не можем ужиться на одной планете, в одном государстве, городе, да даже в одном учебном заведении или на рабочем месте с теми, кто отличается от привычных представлений о человеке? Именно в этом вопросе разберемся в данном очерке, попробуем не оправдать, а на

В Конституции написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле...» Так на законодательном уровне утверждается этническое разнообразие жителей России: мы вместе едем в метро на работу, ждем заказ в бистро, вместе думаем о будущем и вспоминаем прошлое. Однако единство наших судеб не мешает размножению черных и несправедливых идей. Повсюду слышатся колыхания негодующих, словно колосья в поле, словно неспокойные волны моря: кто-то просто косо смотрит, кто-то смело и открыто заявляет о том, что другой, чужой, непохожий не может и, более того, не должен быть.

Абсурдные идеи поражают слабую человеческую природу и очень часто берут верх над нормами морали и нравственностью. Почему же мы не можем ужиться на одной планете, в одном государстве, городе, да даже в одном учебном заведении или на рабочем месте с теми, кто отличается от привычных представлений о человеке? Именно в этом вопросе разберемся в данном очерке, попробуем не оправдать, а найти причину проблемы, рассмотреть ее с разных сторон и найти решение, которое, может, и не разрешит такой масштабный конфликт, но хотя бы немного подведет нас с читателем к истине и поможет стать чуть ближе к миру, свободе и пониманию.
Я поговорила с человеком, который очень тонко чувствует этот мир, долго изучает его историю и развитие цивилизаций, имеет большой опыт собственной личной жизни и наблюдения за другими, кто жил еще задолго до нашего появления. Елена Александровна Евдокимова, кандидат философских наук, доцент кафедры филологии и истории искусств, дала комментарий по поводу данного вопроса:
— Добрый вечер, Елена Александровна! А как Вы думаете, почему существует ненависть к людям другой веры и национальности? С чем это связано?

—  Здравствуйте, Софико! По несовершенству человеческой природы, не осознаваемой самим человеком. А несовершенство — это сидящее у нас во всех порах недоверие к инаковости, к непривычному, не нашему. Это же не только в вере и национальности проявляется. Любое «не по-моему» вызывает напряжение. Чацкий не другой веры и не другой национальности, а его не приняли и возненавидели, и выпихнули. Невестка со свекровью, теща с зятем тяготеют к конфликту, видя друг в друге чужое. А в религиозных распрях это просто особенно остро, потому что сама сфера подразумевает соотнесенность с абсолютом. Значит, и позиция абсолютизируется.

— Кажется, это так просто, но дойти как-то не получается. И как же преодолевать желание вступить в конфликт с тем, кто не похож?

— Ну если корень в несовершенстве природы, стало быть, преображением природы. Это самое надёжное. А способ — слушать и видеть другого, не замыкаться на себе. А потом даже если не принимаешь другого, разве обязательно вступать в конфликт? Стоит предоставить человеку свободу, даже если он неправ. Даже если действительно неправ.

В наши дни, когда вопрос национальной идентичности стоит особенно остро, невозможно не говорить о том, что в первую очередь, мы все — люди, которые пришли сюда во благо, не терроризировать и не разрушать, а созидать. Самый популярный аргумент, который предоставляют в доказательство действительной инаковости сторонники чистоты нации, звучит, как немецко-фашистский лозунг времен Второй Мировой: «Они не люди, они живут иначе, думают и делают по-другому — не как мы». Рейхсфюрер СС, Генрих Гиммлер, ввел в лексикон человека того времени понятие «Недочеловек» («Der Untermensch»). В современном мире можно провести параллель со словом «Гастарбайтер», которое происходит от немецкого «der Gaster» («Гость») и «der Arbeiter» («Работник») и используется исключительно в негативном контексте.

 
Брошюра 1942 года «Недочеловек» («Der Untermensch»), изданная массовым тиражом.
Брошюра 1942 года «Недочеловек» («Der Untermensch»), изданная массовым тиражом.

Следует отметить, что с эпохой цифровизации информации стало больше и распространяется она быстрее, предоставляя возможность каждому из пользователей ее получить и обработать. К сожалению, в контексте вопроса о равенстве народов, данная особенность нашего века стала скорее препятствием к взаимопониманию. Для визуализации полной картины происходящего обратимся к СМИ и увидим собственными глазами, как читателю говорят о лицах иной национальности.

В прошлом году заголовки газет и онлайн-ресурсов кричали о трагедии в Крокусе: тысячи семей пострадали во время теракта в концертном зале, включая погибших и раненых, и миллионы по всей стране переживали и роняли слезы в память о тех, кто оказался жертвой обстоятельств и преступления против человечества. Так, например, русская служба BBC в статье «”Крокус” год спустя» в подзаголовке «Исполнители и пособники» называет преступников «Выходцами из Таджикистана» и активно акцентирует внимание на происхождении правонарушителей, не давая забыть читателю, какой национальности убийцы-террористы. На эту тему также пишет Информационное агентство Азия-Плюс в статье об освещении теракта в СМИ Таджикистана и России. Журналист и медиакритик, Иршод Сулаймони, подмечает, что некоторые редакторы выпускают в свет материал, противоречащий нормам профессиональной этики журналиста: «Преступление, произошедшее в Москве, является тяжким преступлением против человечества и независимо от того, кто его совершил, должно быть осуждено. К сожалению, российские СМИ, а также некоторые таджикские СМИ уже без суда и следствия заклеймили задержанных как “террористов”, игнорируя факт оправдания и презумпцию невиновности подозреваемых, а некоторые из них разжигают кампанию ксенофобии». Более того, на этом же портале 29 марта опубликована статья «Советы от психолога для мигрантов и тех, кто столкнулся со стрессом после теракта в "Крокус Сити Холл”», в которой подтверждается факт повышения активного давления на лиц другой национальности. «Мигранты сейчас переживают сильные эмоции, и им важно чувствовать, что они не остались одни, что у них есть поддержка и понимание окружающих», — отмечает психолог Наргис Тоймастова. «В это ужасное время хочется поддержать всех и принести свои соболезнования. Нет слов, которые помогут людям. Просто знайте, что мы, граждане Таджикистана, скорбим и нам больно вместе с вами», — заявил «Газете.Ru» один из проживающих в Москве таджиков.

«Мне сложно усидеть на одном месте. Хотя у меня и отдых, я вообще не выхожу на улицу. Вместо этого я банально сижу в отеле в Сочи. Просто стыдно. Постоянно кажется, что на меня смотрят и видят такого же преступника. Хотя я понимаю, что вряд ли кто-нибудь с первого взгляда определит во мне таджика».

Другой подписчик Telegram-канала с новостями Таджикистана сообщил «Газете.Ru», что «зверский поступок» его земляков поставил под удар многих трудовых мигрантов и даже тех таджиков, которые уже получили гражданство России.

Трагедия вызвала общественный резонанс и спровоцировала новую волну межнациональной ненависти как в сети, так и в реальной жизни. Неоднократно я слышала истории от друзей и знакомых, столкнувшихся с абсурдными ситуациями лицо к лицу. На следующий день после теракта моя коллега была в одном из торговых центров в Москве: 
—  Девушка была в кабинке, а рядом женщина мыла полы. Скорее всего, уборщица видела девушку, которая заходила в кабинку, либо они работают вместе. Ну, почему-то сложилось у меня такое впечатление, потому что эта женщина шваброй по полу водила и ругалась, мол «Что ты там долго сидишь?! Откуда я знаю, что ты там делаешь, вдруг ты теракт собралась устроить! Вы рожаете террористов!» Девушка вышла, опешила, сразу расплакалась. Говорит: «Каких еще террористов?» А та ей в ответ: «А вот Крокус, слышала!? Слышала?! Террористы — это вы их родили! И вот эти ваши убеждения, поэтому людей убивают, потому что вы рожаете террористов!»
В сентябре 2023 года мужчины спровоцировали конфликт с девушкой в метро. Она была в хиджабе. Портал MSK1.RU опубликовал комментарий читателя: «В Казахстане полно русских, мы им не говорим, что они чурки или понаехали. В Москву приехала в гости и вижу, что на каждом шагу такое». Связавшись с жителями Казахстана, я выяснила, что вопрос предвзятого отношения по национальному признаку актуален со стороны русских: «Во времена, когда во всю был национализм со стороны русского народа, так как казахи были с колхоза и не особо грамотны, в общем, простым народом, мой дед казах работал вместе с русскими. Делили стол, помогали друг другу без каких-либо разговоров о нациях. Он всегда говорил, что человек определяется не по паспорту, а по его поступкам».

-3

Да, случаются ситуации, когда и гражданина России принимают за мигранта-иностранного рабочего. Моя мама поделилась историей, которая осталось в моей памяти до сих пор: «Это был 2008 год — конфликт с Абхазией: приехала бабушка из Тбилиси к нам. Она вышла в аптеку, ее остановили и попросили документы. Без объяснений забрали в опорный пункт полиции. Я с тобой дома одна была, бабушки нет и нет. Позвонила папе, он узнал, что ее забрали. Там она сидела за решеткой за то, что показала им загранпаспорт — они сказали, что это не документ. Продержали более пяти часов человека с больным сердцем, который вышел в аптеку за лекарством! Из-за этого конфликта грузин начали гнобить повсеместно, мы бабушке купили обратный билет, и я ее поехала провожать в аэропорт, потому что папу не пускала — боялась. Вместо него ездила в командировку за товаром в Москву. Это было ужасное время: каждый шаг сопровождается ощущением, что что-то случится. Мы даже собирались уехать из России, я была готова бросить все и обратиться в Немецкое посольство в Грузии с требованием убежища в Германии: в Грузии не принимали меня, в России — папу. Я с двумя детьми, одному из которых было всего три года. Чувствовалось, что муж каждый день уходил навсегда, он просто мог не вернуться, словно военное положение. Это был не арест, а бесправное задержание из-за грузинской фамилии. У него был паспорт РФ, просто грузинская фамилия! И ничего и никого не наказали. Потом как-то сошло на нет, но этот год был ужасным. Очень много неприятностей принес он. Меня лично это миновало, у меня ведь славянская внешность. Слава богу, папу так и не задержали, потому что я ему очень помогала. Мне кажется, такое было не только у нас в Ростове-на-Дону, ощущение, что низшие чины выполняли негласный приказ "сверху", так бы никто просто так на себя ответственность не взял. Ну я была готова бросить все и уехать, настолько было тяжело. Вот откуда знаешь, что случилось с другими: вдруг кого-то избили, а кто-то вообще умер. У меня был знакомый участковый, я местная и русская, это все спасло. Была ужасная жара в августе-месяце, может, ее бы приступ сердечный там и схватил...»

А в Кисловодске я познакомилась с Асланом. Он гид-экскурсовод и прекрасный рассказчик, который поведал историю о заброшенных селениях в горах: «Все началось в 43 году, когда карачаевского народа коснулись сталинские репрессии. Так как все дееспособное население было на фронтах, выселяли женщин, детей и стариков. Буквально в течение дня войска НКВД выгнали всех из домов, и весь народ отправили в ссылку. В Средней Азии от голода и холода погибло 75% населения. И места эти были заселены грузинами.

Прошло 14 лет, и Хрущев подписал приказ о реабилитации всех изгнанных народов: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и другие потянулись на родину.

Многие находили надгробные плиты своих родственников и соседей на пороге дома, — в виде крыльца. Так как на фронте и в ссылке людей стало сильно меньше, многие аулы опустели и, наконец, остались заброшены. За 14 лет и жилища пришли в негодность.

Но есть уже фактически не существующие селения-призраки, где люди живут, несмотря на время и страшные события. По две или три семьи. Занимаются, как и прежде, животноводством. С появлением машин и прочей техники, эти места теперь не такие уж и труднодоступные.

Менталитет у народа такой, что люди очень привязаны к родине. И места, где похоронены предки, не любят покидать».

-4

Еще одним аргументом со стороны защитников нации является фиктивная статистика о количестве совершенных мигрантами правонарушений. Примечательно, что в статье РБК, в которой представлена следующая статистика: «Цифра совершаемых иностранцами деяний в общем объеме преступлений стабильна на протяжении почти двух десятков лет, колеблется в районе 4–5%».

Если говорить о том, что стало причиной создания этого неоднозначного материала, то я скажу об убийстве четвероклассника в Одинцово. Ребенок погиб из-за своего происхождения: из-за цвета кожи, особенного разреза глаз и родного языка. Ребенок погиб за свое имя, более того, он самоотверженно и смело решил отвлечь угрожающего жизням его одноклассников преступника, тем самым совершив подвиг. И, в конце концов, ребенок просто споткнулся и получил несколько ножевых ранений, от которых скончался. Невероятно страшная трагедия, хочется назвать это катастрофой и торжеством черни над светом.
В конце этого очерка, который поведал читателю истории реальных людей, лично переживших ужасы национализма, свидетелей абсурдных ситуаций; который заставил почувствовать скорбь и сожаление, злость и непонимание, хотелось бы сказать: возьмите друг друга за руки, поднесите эту бесконечную цепь к чистому истоку, наберите в ладони чистой воды, испейте ее, насладитесь, поблагодарите соседа за помощь. Ведь не даром существует воистину светлая притча: рай и ад — абсолютно одинаковые места, жители которых сидят за богатым столом, но локти их не могут согнуться. И лишь жители поднебесья счастливы и довольны, оттого что не могут накормить себя, но кормят руками друг друга.