Найти в Дзене

«Гарри Поттер» или«Ирония судьбы», а может «Один дома» — почему мы пересматриваем одно и то же?

В новогодне-рождественские дни есть традиция пересматривать фильмы, сюжет которых мы знаем наизусть. Об этом феномене — Алексей Соколов, исполнительный директор журнала «Фома». Гарри Поттер и архаичные традиции зимних праздников — давайте так назовем эту тему. Сами понимаете, о чем будет речь: почему в предновогодний период бумеры пересматривают «Иронию судьбы», миллениалы — «Гарри Поттера», а зумеры пока сопротивляются и не придумали что-то свое, но у них все впереди.
Так уж сложилась северная европейская культура, что в самый пик зимы (холодной или дождливой) хочется праздника. И праздник этот даже для самых модернистски мыслящих людей неотъемлемо связан сперва с детством, а потом — с традицией.
Наш советский Дед Мороз и все, что с ним связано, — самый яркий пример. Посмотрите, с каким усердием все — от советских комедий времен антирелигиозной хрущевской кампании до сериала «Улицы разбитых фонарей» — соблюдают в отношении Нового года правила средневекового карнавала.
Именно правил

В новогодне-рождественские дни есть традиция пересматривать фильмы, сюжет которых мы знаем наизусть. Об этом феномене — Алексей Соколов, исполнительный директор журнала «Фома».

Гарри Поттер и архаичные традиции зимних праздников — давайте так назовем эту тему. Сами понимаете, о чем будет речь: почему в предновогодний период бумеры пересматривают «Иронию судьбы», миллениалы — «Гарри Поттера», а зумеры пока сопротивляются и не придумали что-то свое, но у них все впереди.

Так уж сложилась северная европейская культура, что в самый пик зимы (холодной или дождливой) хочется праздника. И праздник этот даже для самых модернистски мыслящих людей неотъемлемо связан сперва с детством, а потом — с традицией.

Наш советский Дед Мороз и все, что с ним связано, — самый яркий пример. Посмотрите, с каким усердием все — от советских комедий времен антирелигиозной хрущевской кампании до сериала «Улицы разбитых фонарей» — соблюдают в отношении Нового года правила средневекового карнавала.
Именно правила, когда несерьезным быть не просто можно, а нужно. И в Деда Мороза на протяжении нескольких дней все верить как бы обязаны.

Можно ли вообразить что-то более традиционное в современной культуре? На Масленицу остались одни блины да песни. А в Новый год — все по Бахтину.

Кинематограф с прошлого века играет здесь роль важнейшего из искусств. Он заменил собой и вертепные спектакли, и рождественские рассказы. Хорошо или плохо вышло? Отдельный разговор. Но сейчас, раз уж мы согласились принять условия карнавала, то спрашивать об этом несвоевременно. Пока взрослые временно верят в Деда Мороза, странно обсуждать: как папа Кевина заработал на огромный дом или стоит ли считать Женю Лукашина достойным героем?

Мы про это снова поговорим. Но давайте уже после праздников.