Зима в Средней полосе России в этом году приходить не торопилась. Дни в начале декабря стояли тёплые и туманные. Я, пользуясь этим, убирала мусор в моём любимом лесу. Правда, в тумане видимость была не юидеальная, и я допускала, что что-то где-то могла не заметить из-за этого. И вот, в один из дней пришла новая погода – мороз и солнце, и я тогда пошла на одну полянку на открытом склоне посмотреть на закат. Потому что оттуда его должно быть хорошо видно. Вообще-то у меня и в окнах в квартире в посёлке Волжский Утёс закаты видно прекрасно, но хотелось именно с лесной опушки посмотреть.
Посёлок Волжский Утёс
Я родилась и выросла в посёлке городского типа Волжский Утёс, расположенном в Шигонском районе Самарской области. Квартира моего детства находится там на 8-ом этаже девятиэтажного блочного дома, а сам дом стоит на возвышении. Фактически посёлок расположен на склоне горы Светёлка. Многие считают это местом силы. Скептики смеются, но место это я очень люблю и езжу туда с удовольствием.
С самого детства я привыкла видеть из окна широкий обзор и дальний горизонт. В Самаре я тоже живу на 8-ом этаже, но напротив моих окон расположен ещё один дом, а сбоку прогал, и там просто небо. А в посёлке у окна я могла бы стоять долго и любоваться-любоваться видами в разные стороны...
Телевизор я совсем не смотрю. Он там больше для каких-нибудь квартирантов. Я только в окно смотрю и гулять хожу – все новости и фильмы в смартфоне уже давно да на ноутбуке смотрю через интернет.
У нас через лес проходит высоковольтная линия. Провода трещат. Все лесные дорожки и пути пролегают вдоль неё и в нескольких местах её пересекают. Раньше мне казалось, что провода и опоры портят фотографии, но со временем моё восприятие поменялось. Теперь я вижу так, что эти опоры и провода составляют неотъемлемую часть пейзажа, делая местность на снимках узнаваемой. Ведь мало где ещё есть у нас в Самарской области такие же опоры.
Кругом вода, мы отрезаны от мира
Посёлок наш находится на полуострове, так как со всех сторон окружён сообщающимися между собой водоёмами. Строительство Жигулёвской ГЭС в Тольятти привело к образованию Усинского залива и Куйбышевского водохранилища. Многие годы добраться сюда можно было по трассе М5, с которой можно свернуть на Шинонский район. Из Самары это путь в окружную, через плотину Жигулёвской ГЭС, где высок шанс попасть в пробку. Сравнительно недавно было завершено строительство новой платной дороги и моста, соединяющего пригород Тольятти с Шигонским районом, и путь сюда из Тольятти и Самары значительно сократился. Это привело к тому, что посещать нашу гору Светёлку и скалу Белый Камень стали чаще, при этом сказать, что мусора стало появляться больше, я не могу.
Туристы и местные жители
Сознательного отношения к природе среди приезжающих погулять пешком к местным природным достопримечательностям становится больше. Правда, не все пока понимают, что синтетические влажные салфетки – это тоже тот вид мусора, который нужно уносить с собой. В природе можно оставлять бумажные салфетки и туалетную бумагу из целлюлозы. Кстати, бумага из переработанного сырья, такая серенькая, разлагается быстрее. Ну, и биологические отходы своей жизнедеятельности вместе с этими бумажками нужно прикапывать, и сами эти "дела" делать в стороне от тропинок и дорог, а не прямо там, где все обычно ходят.
Я нашла новый мусор
Так вот, пошла я, значит, на полянку смотреть закат. Полянку эту всякие приезжие туристы, скорее всего, не посещают, потому что она находится не по пути на макушку горы Светёлка и к скале Белый Камень. Она несколько в стороне, и её надо знать. Думается мне, что бывают там местные и рабочие, которые чистят зону под ВЭЛ. Почему я так думаю?
Я обнаружила на той поляне бревно, а рядом с ним костровище, а сама эта поляна, когда я пришла туда смотреть закат, то тут, то там, блестела мусором. Лучи клонящегося к закату солнца как раз идеально попадали на эту поляну и отражались от всего блестящего. Приди я туда в пасмурный день, могла бы тот мусор и не заметить, потому что пивные банки и бутылки не лежали в одной кучке в одном месте возле этого бревна или за ним – они все были разбросаны по большому периметру этого склона, и если бы не момент заката, могли остаться незамеченными.
Мусор одной компании
Пивные банки, которые я обнаружила на склоне, все были от пива одной и той же марки. Все до одной. И выглядели они относительно новыми. Как будто недавно там их раскидали. Разбросаны они были широко, как будто те, кто выпивали, бросали их с размаху и делали это как будто специально в разные стороны. Выглядело так, будто этот человек, или компания пометили территорию, как это делают собаки или коты, только не естественным образом, а отходами от продуктов, которые они здесь употребляли. Другого объяснения такому разбросу одинаковых пивных банок я не нахожу.
Кстати, так совпало, или это не совпадение, в некоторых местах, там, где лежала пивная банка, я обнаруживала ещё и пивные бутылки, но выглядели они так, будто появились там раньше, чем те банки. Как будто тот, кто разбросал пивные банки, ранее до этого пил здесь пиво из бутылок и сначала раскидал их. Под те же деревца и кустики. Такой одинаковый стиль разбрасывания, знаете ли. Кстати, допускаю, что это мог быть один и тот же человек, без компании, вернее, в компании со своим псом. Я однажды уже убирала одинаковые пивные банки, но из-под пива другой марки, чуть-чуть в другом месте, но не сильно далеко от этого. Там те банки были в одной общей кучке, и лишь некоторые валялись на противоположной от лесой дороги стороне. Их было много – на целый пакет, и того, кто их там накидал, я встретила в тот день гуляющим со своим псом.
Тот мужчина тогда, увидев в моём пакете пивные банки, признался, что это он их там оставлял и что собирался их потом оттуда забрать. Удивился, что я их собрала. Сказал мне: "Зачем? Я бы сам убрал". Честно говоря, я тогда усомнилась в его намерении всё оттуда убрать. Хотел бы убрать – уже убрал бы. Возможно, ему тогда стало неловко, и он теперь решил распивать пиво на той полянке на склоне и разбрасывать их так, чтобы не бросались в глаза, как на прежнем месте.
Об этой встрече с тем собачником я упоминала в одной из своих предыдущих статей. Если вдруг на моём канале вы оказались впервые и ту статью не читали, ссылку на неё найдёте в конце этой истории.
Вот под этим фактурным деревом с изогнутым стволом были три банки и пара бутылок, под кустом, что выше слева от этого дерева, ниже этого дерева на склоне тоже валялись баночки из-под пива, левее там ещё были, и под деревьями в лесочке я нашла пластиковые бутылки, полторашки из-под пива, упаковки из-под чипсов, кириешков, а возле костровища на земле валялись пластиковые вилочки и кусочки одноразовой пластиковой посуды – "красота", следы пребывания здесь человека – венца божьего творения.
Я подумала, что туристы, которые приезжают сюда погулять, вот так делать не станут. Это кто-то из местных, ведь пиво пить и потом ехать за рулём чревато. А когда кто-то в компании за рулём, другие так распивать пиво не станут. И разбрасывать банки по всей поляне. Это точно кто-то из местных, мне кажется. Возможно, тот собачник.
Весной и в начале лета я на этой поляне фотографировала первоцветы и какой-то мусор здесь, наверное, убирала, но пивных банок тут не видела, а бутылки могла не заметить, потому что в тех местах, где я нашла их в этот раз, была уже достаточно высокая зелёная трава. В траве можно не увидеть такие вещи. Особенно, утром или в разгаре дня, когда солнце находится выше, и лучи его не отражаются от стеклянных поверхностей, пивные бутылки, стекло которых имеет тёмно-коричневый цвет, можно не заметить в траве. То есть я допускаю, что те бутылки уже тогда могли здесь быть, хотя могли появиться и позже – посреди лета, когда я тут не бывала.
Летом я же два раза ездила в Абхазию, ходила там в походы, посещала различные достопримечательности и жила довольно продолжительное время, совмещая прогулки и отдых с работой онлайн. Так что эти пивные бутылки могли накидать здесь летом. Но один факт неоспорим: это полянка, которую посещают те, кто её знают. И это не приезжие туристы. К слову, влажные салфетки здесь валялись в костровище. Очевидно, ими венцы божественного мироздания вытирали руки от жирных кусочков мяса, которое тут ели. Под кустами и деревьями ни г-на, ни салфеток. Так что это точно не туристы. Для туристов характерно какать возле троп и мест отдыха, для, женщин характерно вытирать свои опы и пипы влажными салфетками и оставлять там же рядом с коричневой "скульптуркой" или поверх неё. А эти парни тут не какали. Следов нигде не оставили. Так что совершенно точно местные. Им тут до дома недалеко. Скорее всего, тот собачник с сыном.
Вот такие у меня выводы о природе происхождения мусора. Вот так я, когда собираю мусор, занимаю себя анализом и попытками определить, какой категории человеки тут нагадили. Местные, живущие в посёлке, или приехавшие из Тольятти или Самары погулять. Вот такие у меня бывают "изыскания".
Поляна, которую мало кто посещает
Уже после того, как я собрала на той поляне и вокруг неё весь мусор, который сумела найти, уходя оттуда, я подумала вот о чём: кроме тех любителей пива и меня, возможно, на этой, полянке больше никого и не бывает, а значит чистоту эту я навела исключительно для себя, чтобы мне потом, когда снова приду сюда смотреть закат, приятно было от чистоты места. Если, конечно, новые баночки и упаковки от еды не появятся здесь. А те, кто намусорили, кайфа от чистоты не испытают ведь. Наоборот, наверное, могут возмутиться и испытать чувство негодования, что куда-то подевались пивные банки, которыми они пометили территорию как свою. Кто-то неизвестный покусился и убрал так тщательно раскиданное. Вот думаю ещё, что, может быть, то брёвнышко стоило откатить пониже с той поляны или в лес затащить, чтобы не на чем там сидеть было? Правда, я уже уехала оттуда, да и снежок уже выпал. Так что до весны теперь.
Зачем убирать бревно, спросите вы. Ну, чтобы не было там удобства сидеть, пить, есть и разбрасывать мусор – вот зачем. Могут, типа, новое притащить? Ну так его надо тащить. Обычно же любители пива ленивые. Если то бревно затащить в лесную чащу, они же не додумаются там искать, наверное?
Короче, друзья, вы понимаете, да? Люди устраивают для себя места для отдыха и мусорят там, как хозяева территории. Но это ведь не их частная собственность. Любой человек имеет право прийти туда и наслаждаться природой, а не лицезреть валяющиеся там баночки, бутылки, упаковки из-под чипсов и грязные синтетические салфетки в костровище. Я и костровище, думаю, как-то изничтожить надо. Засыпать. Есть идея, как это сделать. Пакета и перчаток будет достаточно.
Там после сильного штормового ветра дерево одно упало, и под его корнем рыхлый каменистый грунт.
Тот грунт можно прямо руками, надев рабочие перчатки, сложить в пакет, принести на ту полянку, а там прямо совсем рядом, и сверху ровненько засыпать костровище.
Это я ходила гулять уже после штормового ветра, который бушевал дольше суток, и снегопада. А вот идея, что этим грунтом можно засыпать костроивище, мне пришла буквально только что – во время написания этого текста. Пока писала, придумала решение проблемы. Жаль, что эта идея не посетила меня, когда я находилась там.
Испортить другим кайф
Я понимаю, что задуманное нацелено испортить этим людям место отдыха. Понимаю, что при сильном желании снова развести костёр на той полянке, они это сделают, но есть шанс, что при отсутствии там удобного для сиденья бревна, могут передумать. Могут, конечно, вот этот ствол распилить и притащить туда. Не исключаю. А ветки как раз на костёр пойдут. В общем, весной будет видно. Может, и я к тому времени передумаю бороться с мусорщиками. Может, ограничусь очередным сбором пивных банок и всяких упаковок, которые они снова там накидают. Сейчас уже любой мусор, брошенный летом или осенью, скрыт под снегом. Лес везде выглядит чистым.
Это я прогуливалась там перед отъездом и, кстати, видела на снегу отпечатки собачьих лап. Так что очень вероятно, что пивные банки там накидал тот же собачник, за которым я убирала в начале лета.
Странное у меня ощущение, когда я собираю такой алкашнический мусор. Понимаю, что те люди совершенно другой формации. Они абсолютно по-другому видят этот мир, чем я. Понимаю, что я нарушаю их идиллию, собирая эти пивные баночки и бутылки. И моё намерение изничтожить место отдыха, созданное ими, преследуя цель снизить шансы на появление в этом месте нового мусора, вредит их жизненной гармонии. А вот это не есть хорошо. Факт борьбы с другими людьми я имею в виду. А переучить их оставлять и разбрасывать мусор мне кажется вообще бесперспективной идеей. Тем более, я же не встречаюсь там с ними, да и не хотела бы. Подвыпившие мужики – так себе компания для разговоров за чистоту леса. Плакатики для них на листочке А4 написать или напечатать, в полиэтилен скотчем заклеить и там прикрепить на стволах деревьев в лесу? Сорвут и там же бросят под ноги, мне кажется. Не верю я в возможность исправления мировоззрения такого типа людей. Может, зря не верю, как считаете?
Мои выводы о мосорящем человеке
Итак, друзья, я склонна думать, что ту полянку на открытом склоне закидал пивными банками тот самый собачник. И еду там ел тоже он, думаю. Возможно, с сыном там был. У него сын есть. Он с ним в начале лета шёл по лесу, когда мы встретились. И с собакой. И я не верю, что те банки он реально убрал бы. Их там много было одинаковых. И ещё всякий мусор в той же куче присутствовал. И вот я думаю, что когда с ним сын ходит гулять, этот сын ест шоколадки, мороженое, сухарики, а отец пиво пьёт. Они перед прогулкой в магазин заходят, отец себе пиво берёт, а сыночку мороженое или шоколадки. Я, кстати, этой осенью свежие обёртки от мороженого, конфет и шоколадных батончиков подбирала вдоль лесной дорожки. Детский мусор. Скорее всего, тот мальчик, сын собачника их кидает. Яблоня от яблони. Каков отец, таков и сын.
А теперь тот собачник решил на той смотровой полянке мусорить. Где никто не видит, типа. А я вот увидела. Так что неисправимо это, мне кажется. Похоже, ему по кайфу мусорить – кидать эти баночки, а сыну всякие обёртки от сладостей. Кинуть мусор, запульнуть его подальше – особый кайф, видимо. Почти как стрельба по банкам. Только цели нет, но есть факт броска. Людям же нравится делать бросательные движения? Гормоны кайфа вырабатываются при этом, да? Вспомните себя в детстве. Все же любили бросать камни и вообще что-нибудь бросать. Нравилось же эти броски совершать? А положить в карман, в пакет или сумку – никакого кайфа в этом нет.
О той уборке мусора и встрече с мусорящим собачником рассказываю здесь:
Об уборке леса рассказываю ещё и вот тут: