Найти в Дзене

Анна Асти («Лобода 2.0») сорвала съёмки «Голоса». Как быть со слоганом «The show must go on»?

«К таким мощным съёмкам, как шоу «Голос», вся команда готовится загодя. Даты слепых прослушиваний определяются сильно заранее: первый вызывной присылают в начале сентября. Потому что нужно согласовать графики не только четырех звёзд — наставников проекта — но и огромной съёмочной команды, а ещё всех участников (более 100 человек на первом этапе проекта). Все эти графики нужно синхронизировать. Это огромная махина, где каждый винтик и нюанс сильно важен. И когда мне с утра позвонила продюсер проекта и сообщила, что произошло, я не знала, как успокоить её. За три дня мы должны отснять слепые прослушивания. Первый день обычно самый сложный (к тому же в этом году в проекте целых два новых наставника — Анна Асти и Ильдар Абдразаков), поэтому каждый из нас готовится с раннего утра: у меня в 8.00 уже назначена причёска. Сижу — и в этот момент поступает звонок с отменой. Я даже не верю, что такое возможно. «Да ладно, такого просто быть не может!», — говорю я. За 13 сезонов взрослого, 12 сезоно
Оглавление

Вчера утром стало известно, что запланированные за полгода съёмки в павильонах «Мосфильма»... отменяются. Точнее — переносятся.

Для начала процитирую интервью Яны Чуриковой «Комсомолке»:

«К таким мощным съёмкам, как шоу «Голос», вся команда готовится загодя. Даты слепых прослушиваний определяются сильно заранее: первый вызывной присылают в начале сентября. Потому что нужно согласовать графики не только четырех звёзд — наставников проекта — но и огромной съёмочной команды, а ещё всех участников (более 100 человек на первом этапе проекта). Все эти графики нужно синхронизировать. Это огромная махина, где каждый винтик и нюанс сильно важен. И когда мне с утра позвонила продюсер проекта и сообщила, что произошло, я не знала, как успокоить её.
За три дня мы должны отснять слепые прослушивания. Первый день обычно самый сложный (к тому же в этом году в проекте целых два новых наставника — Анна Асти и Ильдар Абдразаков), поэтому каждый из нас готовится с раннего утра: у меня в 8.00 уже назначена причёска. Сижу — и в этот момент поступает звонок с отменой. Я даже не верю, что такое возможно. «Да ладно, такого просто быть не может!», — говорю я. За 13 сезонов взрослого, 12 сезонов детского и 5 сезонов «сеньорской» версии (60+) «Голоса» у нас не было такого ни разу. Мы всегда стартовали по графику. И вот — отмена. К тому же ещё неясно, какая именно: отмена всего трёхдневного пула или только одного дня? У меня тоже есть команда — звоню девочкам и сообщаю, а все уже на «Мосфильме», все заряжены, так что для нас это тоже отдельная драма. Вообще, первый день съёмок — это такой момент единения командного духа, когда мы можем собраться вместе. Для нас это и работа, которую мы любим, и праздник. Поэтому все, конечно, расплакались».

-2

Вопрос о том, что важнее: человек или функция? Живая плоть или миф? Это спор между Голливудом и Станиславским, если угодно. Универсального ответа здесь нет и быть не может.

С одной стороны — «The show must go on». Это не просто циничная поговорка антрепренёров. Это — закон театра, магия договора со зрителем. Зритель купил не билет на конкретные голосовые связки или температуру тела артистки. Он купил билет на чудо. На миг преображения. И этот миг должен случиться. Личные недомогания должны быть растворены в этом служении. Это аскеза. Это долг шамана, который обязан провести ритуал, даже если у него жар. Иначе рушится миф, тает доверие, происходит предательство самой идеи искусства как силы, побеждающей обыденность, слабость, смерть. Фредди Меркьюри выходил на сцену, уже будучи смертельно больным. А в каком состоянии привозили на «Голос» умирающего Градского? Это и есть высшее воплощение «шоу должно продолжаться» — когда искусство становится сильнее физического угасания.

Напомню о хите Comfortably Numb моих любимцев Pink Floyd.

«Текст песни основан на реальном случае из жизни Уотерса, когда он лечился от гепатита и находился под воздействием транквилизаторов, которые ему вкалывал некий доктор из Филадельфии, чтобы он смог выступать на концертах».

Я вижу в диалоге врача («Just a little pinprick…») и певца («There is no pain, you are…») глубокую метафору отношений между системой и индивидом. Врач — это не спаситель, а посредник системы, которому нужно «поставить героя на ноги» для шоу. Он функционален, холоден, его укол — это «медицинская» версия насилия, чтобы заставить человека выполнять функцию.

Итак. «Моральное право отменить». Это — голос человеческого, а не мифологического. Искусство, которое построено на тотальном самоуничтожении творца, — это варварство и путь в никуда. Артист, который с температурой 40 пытается петь, — не герой. Он — заложник системы, которая пожирает своих жрецов.

Если артист отменяет шоу из чувства ответственности — чтобы не обманывать публику полу-зрелищем, чтобы сохранить инструмент (голос, тело) для будущих полноценных встреч, — это честно и достойно уважения. Это мужество сказать «сегодня я не могу» в мире, где все кричат «я могу всё!».

Если же он выходит на сцену больным, но это становится актом невероятного преодоления, частью перформанса, исповедью, которая превосходит обычный концерт (как это часто бывает у рок-музыкантов или в театре абсурда), — тогда это оправдано. Тогда болезнь становится метафорой, а усилие — частью искусства.

Но если он выходит из страха, из-за контрактных штрафов, из-за давления импресарио — это трагедия. Рабство.

А если отменяет из каприза, потому что просто неохота — это профнепригодность.

Правило «Шоу должно продолжаться» — для безличной индустрии развлечений, где артист — винтик.

Моральное право отменить — для художника, который ценит и смысл происходящего, и своё человеческое достоинство, и уважение к той самой публике, которую не хочет обманывать.

Идеал же — в редком балансе, когда артист, как ответственный врач, сам ставит диагноз: «Сегодня мой выход будет профанацией. Я отменяю, чтобы в другой раз подарить вам настоящее». И чтобы зрители, воспитанные на уважении к труду, поняли и приняли этот выбор. Но для этого нам всем нужно вырасти. И артистам — чтобы не бояться быть живыми. И публике — чтобы ценить живое больше, чем миф о непогрешимости.

-3

Ганна Анатоліївна Дзюба (aka Анна Асти) известна и как «Лобода 2.0» .

Она взяла подлинную, молодёжную ноту, и превратила её в изящный, стерильный, безопасный продукт для потребления. В её мире грусть лишена трагизма, лишена социальных корней, лишена протеста. Она — просто красивая декорация. Можно плакать под «Цветами» и тут же ставить лайк, выкладывать сторис и покупать мерч. Боль стала частью lifestyle. И в этом — страшное опошление страдания. Она не лечит боль, она её капсулирует, делает модным аксессуаром.

-4

Это эмоциональные клише, возведённые в абсолют. Её лирическая героиня — вечная жертва обстоятельств и мужчин, но лишённая воли что-либо изменить. Это не трагедия, это — красивая жалоба. И поколение, которое слушает это, рискует привыкнуть не к борьбе, а к созерцанию собственной уязвимости как высшей эстетической ценности.

-5

Её музыка — идеально калькулированный продукт, попадающий в точку между ностальгией взрослых и тревогой подростков. Её можно собрать, как конструктор: немного «граммофонного» вокала, немного lo-fi, немного меланхоличного текста — и хит готов. В этом есть что-то от конвейера душевных переживаний. И я бы спросил: а где здесь человек? Где непредсказуемость, где риск, где надрыв, который не вписывается в формат TikTok.

-6

Но её пригласили в «Голос», как до этого пригласили Светлану Лободу. Значит, кому-то нравится.