Найти в Дзене

Гадкий утенок Volkswagen: почему этот «псевдо-джип» с треском провалился в 70-х, а сейчас стоит бешеных денег

На дворе 1973 год. Вы заходите в американский автосалон, мечтая о красивой машине, и вдруг видите… это. Квадратная металлическая коробка с гофрированными боками, похожая на мусорный контейнер, который почему-то решил стать автомобилем. В салоне – пустота и голый металл. Двери снимаются с петель за пару секунд, а лобовое стекло падает прямо на капот.
– Как называется это чудо? – спрашиваете вы.
– Это «The Thing» (в переводе – «Штуковина» или «Нечто»), – гордо отвечает продавец. Так Volkswagen попытался продать американцам самый странный автомобиль в своей истории. В 70-х его не поняли, испугались и быстро запретили. Зато сегодня за эту «гадкую утку» коллекционеры готовы платить, как за новый кроссовер. Разбираемся, что же это было: гениальная задумка или провал инженеров? На самом деле «Штуковина» не была новой разработкой. Инженеры Volkswagen поступили хитро (и очень экономно). Они просто достали из архива старые военные чертежи. Идейным предком The Thing был Kübelwagen – немецкий ар
Оглавление

На дворе 1973 год. Вы заходите в американский автосалон, мечтая о красивой машине, и вдруг видите… это.

Квадратная металлическая коробка с гофрированными боками, похожая на мусорный контейнер, который почему-то решил стать автомобилем. В салоне – пустота и голый металл. Двери снимаются с петель за пару секунд, а лобовое стекло падает прямо на капот.

– Как называется это чудо? – спрашиваете вы.

– Это «The Thing» (в переводе – «Штуковина» или «Нечто»), – гордо отвечает продавец.

Так Volkswagen попытался продать американцам самый странный автомобиль в своей истории. В 70-х его не поняли, испугались и быстро запретили. Зато сегодня за эту «гадкую утку» коллекционеры готовы платить, как за новый кроссовер. Разбираемся, что же это было: гениальная задумка или провал инженеров?

Дедушка служил в Вермахте

На самом деле «Штуковина» не была новой разработкой. Инженеры Volkswagen поступили хитро (и очень экономно). Они просто достали из архива старые военные чертежи.

Идейным предком The Thing был Kübelwagen – немецкий армейский джип времен Второй мировой. К концу 60-х годов Бундесверу понадобилась простая и дешевая машина для патрулирования границ, которую не жалко разбить. Volkswagen решил задачу методом конструктора лего:

  1. Взяли платформу от спорткупе Karmann Ghia (она была пошире, чем у обычного «Жука»).
  2. Поставили сзади мотор от Beetle.
  3. Нарисовали максимально примитивный кузов, детали для которого можно штамповать миллионами.

Так появился Type 181. В Германии его назвали «Курьер», в Мексике – «Сафари», а для рынка США выбрали имя, идеально описывающее этот дизайнерский хаос, – The Thing или «Штуковина».

-2

Главный обман «Штуковины»

Глядя на его брутальный вид, высокий клиренс и военную выправку, вы наверняка думаете: «О, это же немецкий ответ Джипу! Наверное, он прёт по грязи как танк?».

А вот и нет. Это был главный подвох.

Вопреки своему внешнему виду, «Штуковина» никогда не имела полного привода. У нее был только задний привод, как у обычного городского «Жука». Многие ошибочно считают эту машину внедорожником, но технически The Thing был автомобильным «качком», который накачал мышцы синтолом. Выглядел грозно, но на деле застревал там же, где и любая легковушка.

Его стихия была не в болотах, а на пляжах. Это был, по сути, большой стальной багги для веселья.

-3

Почему американцы его возненавидели (сначала)

Маркетологи Volkswagen надеялись сорвать куш, играя на теме свободы, серфинга и приключений. Но реальность 1973 года ударила больно.

Во-первых, цена.

На старте The Thing стоил около $2 950.

В то время за эти деньги можно было купить огромный американский пикап Ford или мощный масл-кар. Люди крутили пальцем у виска: зачем переплачивать за машину, в которой нет даже нормальной обивки дверей, зимой внутри гуляет ветер, а печка работает через раз?

Во-вторых, безопасность (она его и убила).

Конец карьеры «Штуковины» в США наступил молниеносно. В 1975 году (всего через два года после старта продаж!) Америка ужесточила нормы безопасности. The Thing с его тонкими съемными дверями и жесткой передней панелью признали опасным.

Чтобы оставить модель на рынке, нужно было переделать весь кузов и вложить миллионы. Volkswagen посчитал деньги и решил просто уйти. Так закончилась короткая американская история The Thing.

-4

Ренессанс: почему они такие дорогие сейчас?

Казалось бы, история закончена. Неудачная модель ушла в прошлое. Но время – удивительная штука. То, что в 70-х считалось убогим и дешевым, в 2025 году стало культовым и желанным.

Сегодня Volkswagen Thing – это входной билет в клуб избранных. Их осталось очень мало: в Мексике, где их производили до 1980 года, эти машины «убивали» в такси и полиции, а в США большинство экземпляров сгнило от ржавчины.

Теперь за странной «коробкой» идет настоящая охота:

  • Внимание: на дороге на эту машину смотрят больше, чем на новейшие спорткары.
  • Простота: починить её можно с помощью молотка и набора ключей в любом гараже.
  • Цена: если в 70-х это была машина для бедных студентов, то сейчас на аукционах за «живой» экземпляр просят от $20 000 до $40 000 (от 2 до 4 млн рублей).

Редкие коллекционные версии «Acapulco» (в бело-синюю полоску, как крыша пляжной кабинки) стоят еще дороже.

Так гадкий утенок, которого выгнали из Америки за несоответствие нормам, спустя полвека превратился в дорогую винтажную игрушку. Мораль проста: если вы отличаетесь от других – не расстраивайтесь. Возможно, ваше время просто еще не пришло.