Найти в Дзене
Александр Нелидов

Участковый с Покровки - 18. Все на выборы!

На пороге нулевых годов, как и в 90-х, выборы в местные органы власти нередко превращались в отвратительное торжище тщеславия, обмана и корысти. Бывало, что этот фарс ещё и сдабривался кровью. Такому беспределу способствовала инертность и доверчивость простых избирателей и попустительство тогдашних правоохранителей, нередко закрывавших глаза на вопиющие нарушения.
...Наше, родное начальство

На пороге нулевых, как и в 90-х, выборы в местные органы власти нередко превращались в торжище тщеславия, обмана и корысти. Бывало, что этот фарс иногда ещё и сдабривался кровью. Такому беспределу способствовала инертность и доверчивость простых избирателей и попустительство тогдашних правоохранителей, нередко закрывавших глаза на вопиющие нарушения.

...Наше, родное начальство закрывать глаза не собиралось. Напротив, грозно выпучивало их при всяком подходящем случае. А таких случаев при проведении выборов городского главы было хоть отбавляй.

Действующий глава горадминистрации не спешил регистрироваться в качестве кандидата на предстоящих выборах. Поговаривали, собрался уходить насовсем под давлением кого-то из региональных властей. Завершался предусмотренный местным законодательством срок сбора подписей на выдвижение кандидатов. А уж они, эти кандидаты, зря время не теряли. Щедро поливали друг друга грязью, судились, жаловались и клеветали на своих соперников. А мэр был как бы выше всего этого балагана. Выезжал на места аварий теплосетей и о чудо - в многоэтажках на следующий день появлялась горячая вода! Распекал публично лодырюг из ЖКХ за неубранный своевременно снег, не смущаясь корреспондентов местных СМИ. Деловитый и немногословный, он как обычно добросовестно занимался повседневными хозяйственными делами, так необходимыми городу и его жителям.

Но всего за пару дней до завершения регистрации кандидатов на улицах, рынках и в других общественных местах неожиданно для всех появились волонтеры, которые собирали подписи за выдвижение в кандидаты действующего главы (волонтёрами их называют в наши дни, а тогда они представлялись доверенными лицами). Большинство мэру верило, его ценили и охотно расписывались в поддержку. В последний день регистрации кандидатов, всего за какой-то час до окончания рабочего дня, на стол председателю избирательной комиссии легло заявление об участии его в выборах и набитые подписными листами коробки из-под бумаги формата А4. Это была гениальная комбинация - шах и мат! Соперники заскулили в бессильной злобе. Они уже почти исчерпали свои ресурсы на грызню и поиски компромата друг на друга. Тиражи листовок с их портретами и обещаниями успел сорвать с заборов зимний ветер. Тонны сахара-песка, муки и гречневой крупы разошлись через их штабы на подкуп наименее обеспеченных избирателей, как вода в песок. Неужели всё напрасно?

...Начальство уныло перебирало разбросанные по столу ксерокопии подписных листов. На некоторых проступали невысохшие круги от его чашки. Хорошо, хотя бы селедку на них не резал.

- Всё бросай! Срок до обеда. И гляди, чтоб ни одна душа!... - обладая незаурядным артистизмом, он приложил палец к мясистым губам, многозначительно озираясь по сторонам. Ситуация понемногу прояснилась. Из избиркома поступила жалоба одного из кандидатов, наиболее одиозного. Так мол и так, примите меры! Мэр злоупотребляет полномочиями, закон ему не писан. Мало того, что организовал сбор подписей в свою поддержку уже после завершения срока регистрации кандидатов, так ещё и людям за эти подписи деньги платил. Вот они, копии подписных листов, поступившие от неравнодушных граждан, возмущенных таким беспределом. Просим призвать виновных к ответу, снять зарвавшегося коррупционера с выборов!

Действительно, даты в подписных листах свидетельствовали, что подписи собирались на следующий день после завершения регистрации кандидатов. Неужели главе не хватило подписей и его доверенные лица решились на подлог? Что-то не верилось. Но кто знает! Пробил по базе с десяток граждан, расписавшихся в злополучных листах. Нет, установочные данные не вымышленные. А вот возраст у всех одинаковый, около 20-ти лет. Неужели студенты? Адреса регистрации со всех концов областного центра, но нет - нет, попадался один и тот же. Да это же общага **го института!

В фойе одного из самых крупных городских ВУЗов было людно, как раз начиналась большая перемена. Повезло. Бабушка гардеробщица пояснила, что действительно, пару дней назад кто-то собирал подписи. Студенты расписывалось тут же, на стойке гардероба. Кто собирал? Как не знать, не зря она вот уже который десяток лет здесь работает. Опросил с десяток студентов, поставивших свои подписи. Расписывались не бесплатно, факты получения денежных средств не отрицали. Платили гроши. Вот только организатора сбора подписей на занятиях не оказалось. Уточнив в деканате адрес места жительства, помчался к нему. На трамвае.

Дверь квартиры открыл жиробас - очкарик. Он явно не чувствовал за собой вины и рассказал без утайки, как день-два тому назад в перерывах между парами собирал подписи в поддержку главы горадминистрации. А что, разве это запрещено? Замялся немного, когда речь зашла о денежных средствах, которые платил сокурсникам. Но смутил его не столько сам факт подкупа избирателей, сколько размер выплаченных сумм. Настаивал почему-то, что платил в несколько раз больше, чем указали в своих объяснениях студенты. Ну да ладно. Вопрос о заказчике поначалу привел парня в ступор. Немного поупиравшись для вида, раскололся, что подписи собирал по просьбе отца, от него же получил и денежные средства. Всё бы ничего, но папаша оказался... известным в городе активистом предвыборного штаба одного из самых скандальных кандидатов. Того самого, что обратился в избирком с жалобой!

...В кабинете было очень жарко. Начальство, выслушав доклад, от удовольствия потирало руки над новомодным в те времена масляным радиатором и прихлебывало ароматный чай. Не отказался бы от чашки горячего чая с лимоном. А ещё хотелось поставить заиндевевшие с мороза башмаки на масляный радиатор, раскаленный до стелившегося над ним марева. Грёзы были прерваны на самом интересном месте.

- Ну ты сыскарь! Давай-ка теперь в евоный штаб, тяни папашку! - начальстао заерзало в кресле, отдавая по громкой связи распоряжение дежурному выделить мне служебную машину.

Продолжение следует...

Чтобы не слишком утомлять уважаемых читателей, решил разбить рассказ на пару частей. Если Вы не против, а ещё надеюсь, что первая часть пришлась по душе.

Спасибо за прочтение! С наступившим 2026 годом, друзья!

А когда-то выборы проходили совсем по-другому!
А когда-то выборы проходили совсем по-другому!