Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

От острога через захолустье до центра туризма. Краткая история Енисейска

На фоне Енисея, в котором тут уже 1,5 километра ширины - памятник основателям Енисейска (2017). Впереди других - Тимофей (Иванов), полумифический инок, якобы поселившийся на этом месте, в полном уединении, аж в 1592 году. Или в 1598, что чуть более правдоподобно. Известен он из трудов местного учёного Александра Кытманова "Краткая летопись Енисейской губернии 1594 - 1893 годов" со ссылкой на статью 1863 года архимандрита Афанасия, который жил здесь недолго и вряд ли был этому рад, а сведения почерпнул якобы из библиотек в родном Харькове. Тем не менее, образ инока, уходящего в глушь тайги, сквозь земли отнюдь не дружелюбных языческих народов, и ставящего себе келью лишь на последнем берегу перед огромной, как море, рекой - настолько красивый, что в него хочется верить. Достоверная русская история же, как и всюду за Иртышом, началась здесь лишь в 17 веке. Если точнее, в 1614 году, когда было решено объясачить племена тунгусов (эвенков). В 1618-м году из Тобольска, тогда единственного и

На фоне Енисея, в котором тут уже 1,5 километра ширины - памятник основателям Енисейска (2017). Впереди других - Тимофей (Иванов), полумифический инок, якобы поселившийся на этом месте, в полном уединении, аж в 1592 году. Или в 1598, что чуть более правдоподобно. Известен он из трудов местного учёного Александра Кытманова "Краткая летопись Енисейской губернии 1594 - 1893 годов" со ссылкой на статью 1863 года архимандрита Афанасия, который жил здесь недолго и вряд ли был этому рад, а сведения почерпнул якобы из библиотек в родном Харькове. Тем не менее, образ инока, уходящего в глушь тайги, сквозь земли отнюдь не дружелюбных языческих народов, и ставящего себе келью лишь на последнем берегу перед огромной, как море, рекой - настолько красивый, что в него хочется верить.

Достоверная русская история же, как и всюду за Иртышом, началась здесь лишь в 17 веке. Если точнее, в 1614 году, когда было решено объясачить племена тунгусов (эвенков). В 1618-м году из Тобольска, тогда единственного и безраздельного центра Сибири, вышел отряд из 30 казаков, который возглавляли сотник, черкас Василий Рукин и сын боярский Пётр Албычев - их и запечатлел монумент.

Первый острожек они поставили в землях лояльного остяцкого (в данном контексте - кетского) князя Намака, на водоразделе Маковского волока, который был тогда главным путём с Оби на Енисей. И хотя планировался Маковский острог на одну зимовку, он просуществовал несколько десятилетий, а раскопки на его месте идут до сих пор. Казаки же, дождавшись конца ледохода, спустились в Енисей, и в 1619 году основали на нём уже новую долгосрочную крепость.

-2

Первоначально - у выхода из волока, на месте нынешнего села Усть-Кемь, и лишь позже (точных дат я не нашёл, так что может и довольно быстро) Енисейский острог переехал на 17 километров выше по течению к устью речки Толчеи, позже называвшейся Незгорова речка, а последние два-три века - Мельничный ручей. Левобережные племена к тому времени приняли русскую власть, от правобережных надёжно хранил батюшка Енисей... но он же первым разрушил острог 1649 году грандиозным паводком.

Новую 8-башенную крепость, попавшую на Большой Чертёж Сибири Семёна Ремезова, закончили к 1651 году, а в 1667 она стала Малым острогом в самом дальнем из когда-либо существовавших Енисейском кремле - вокруг появился Большой острог, то есть тын вокруг посада. Как я понимаю, это именно его истлевшие фрагменты, откопанные в 2014 году под собесом, теперь можно видеть в музее:

-3

Первоначально Енисейский острог входил в Тобольский разряд (генерал-губернаторство), в 1629 году выделился из него вместе с Томским разрядом, а вот свой Енисейский разряд, вместе со статусом города, получил лишь в 1677 году. Только есть один нюанс: хотя Ленский разряд существовал уже с 1638 года, такие города, как Братск (1629), Илимск, Киренск (1630), Усть-Кут (1631), Олёкминск (1633), Якутск (1632), Баргузин (1643), Нижнеангарск (1647), Верхоянск (1648), Чита и Нерчинск (1653) и даже Иркутск (1661) были основаны енисейскими казаками. Албычев и Рукин пришли на одну из важнейших развилок Сибири: на запад - волоки к Томску, Тобольску и далее хоть в старую Россию, хоть в Туркестан; по Енисею водные пути на север к златокипящей Мангазее и на юг в Саяны и Джунгарию, а на восток по Ангаре - к Якутии, Камчатке, Америке, Байкалу, Монголии, Китаю...

Вдобавок, по рекам мимо Енисейска было не пройти: из-за мощных порогов условия судоходства вниз или вверх по Енисею или Ангаре отличались принципиально, как и, стало быть, типы судов и опыт их команд. Административное развитие Енисейска явно отставало от фактического: к концу 17 века он разросся до 3 тысяч жителей - огромный город для Сибири тех времён!

-4

В 1708 году Енисейск стал уездным городом в Сибирской губернии - вероятно, крупнейшей административной единице из когда-либо создававшихся на Земле. Уже в 1724 году в ней была выделена Енисейская провинция, ставшая прообразом нынешнего Красноярского края, и следующую сотню лет можно назвать золотым веком Енисейска. Кремль, хотя и перестраивался последний раз в 1733 году после пожара, всё больше превращался в анахронизм: жизнь города вместо воеводы или чиновника определял купец.

Точнее - Енисейская (Успенская) ярмарка, проходившая с 1 по 25 августа и для Сибири занимавшая примерно то же место, что Макарьев для всей страны. Первоначально основными её товарами была пушнина с востока и железо с запада, но с годами ассортимент товаров только рос, особенно после запуска Великого Чайного пути из Китая. Баржи на порожистых реках с такими объёмами не справлялись, и основной формой логистики стали зимние обозы, иногда, подобно среднеазиатским караванам, растягивавшиеся до сотни саней.

В музее витрина с ними дополнена коллекцией узлов, которые тогда использовались. Сохранила история и имя богатейшего купца в Енисейске позапрошлого рубежа веков - Матвей Хороших, первым здесь принятый в Первую гильдию... Немногим уступали ему Скорняковы, Кобычевы, Дементьевы, только вот на главной улице не стоит искать их домов.

-5

В 1775 году Енисейск вновь понизился до уездного города, но что ещё важнее, в конце 18 века на смену старым водным путям пришёл Большой Сибирский тракт, сквозная колёсная дорога от среднерусских берёз до степей Забайкалья. На обочине жизни тогда остались многие старинные города, как Верхотурье, Тобольск или Тара. Новым центром Енисейской губернии стал в 1822 году Красноярск, но Енисейск по-прежнему держался как её "северная столица", да и своими богатствами был не обделён.

Такими как, например, рыба - с 1848-51 годов начался её промышленный лов в низовьях Енисея, в основном неводами "на песках" (то есть там, где берег полого уходит в воду), и к концу века годовые уловы "туруханской селёдки" (на самом деле это ряпушка), омуля, муксуна и осетровых исчислялись тысячами тонн. Или - золото: в 1839 году в стылых горах за рекой, так называемых Северной и Южной тайге, были найдены первые россыпи, а в пиковом 1848 году чистого золота намыли 14 тонн - немало даже для нашего времени!

Владельцы большинства сохранившихся особняков так или иначе были причастны к золоту, а вот в музее макет золотопромывальной машины томского купца Венеамина Асташева (также знаменитого добычей на Урале и Алтае) с реки Калами.

-6

Но главное - Енисейск оставался важным портом: так, именно в нём с 1863 года базировались первые на Енисее пароходы. Более того, отсюда фактически начинался Северный Морской путь, тогда не заходивший по морям восточнее Таймыра. Михаил Сидоров из Архангельска, Александр Сибиряков из Иркутска, Людвиг Кнопп из Бремена, Йонас Лид из Осло - все они именно сюда или отсюда направляли свои торговые экспедиции.

Городок жил от парохода до парохода, причём все местные суда енисейцы различали "по голосу", только услышав гудок где-нибудь за поворотом. Встречать пароход выходил натурально весь Енисейск, в том числе - мелкие торговцы, мчавшиеся к берегу извозчики, и редко сходившие на пристань с высокой набережной купцы (которых в шутку называли "самы").

Но... в 1884 году произошло знаковое событие - пароход впервые смог подняться до Красноярска через Казачинский порог: к началу ХХ века сквозное судоходство и заработавший Транссиб окончательно оставили Енисейск за бортом. В 1897-1913 годах, когда большинство городов Российской империи вымахали хотя бы вдвое, тут население сократилось на треть - с 11,7 до 7,1 тысяч человек. В музее приводится вот такой шуточный диалог того времени:

-Што за судно плавёт?

-Не судно, а посудина.

-А что за люди плывут?

-Не люди, а анисейцы!

-А далече плавете?

-На понизь!

-А чаво плавете?

-За лизо! [видимо, имеется в виду "за зализом", то есть железом] - некогда один из главных городов Сибири стал эталоном захолустья и глуши, Пошехоньем или Урюпинском своего места и времени.

Другой памятник местного фольклора - Енисейская Звезда, с которой народ ходил на Рождество по замёрзшему Енисею, распевая "Виноградьё моё". Изображался на ней Сокол-Корабль - в былинах на таком путешествовали богатыри, а конкретно в енисейской версии - ещё и занимались покорением Сибири. Но даже звезда с годами становилась проще: так, в 1865 на ней корабль имел нос в форме змея, на палубе стояли Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, на корме - Полкан-богатырь, над всем этим сияли Солнце, Месяц и Звезда, а с разных сторон были видны три церкви и турецкий город. К 1913 году осталась лишь ладья на фоне тоскливого берега...

-7

Оживать Енисейск начал только при Советах - верфью, которая строила несамоходные суда вроде барж или дебаркадеров, и, с 1947 года, лесосплавом к экспортному порту Игарки. По сути продолжением Енисейска, я бы даже сказал продлением вверх вдоль Енисея стал Лесосибирск, оставивший старому городу гарнизон (которым Енисейск встречает весьма масштабно), мелкую вспомогательную промышленность и культуру. Последняя, конвертируясь в туризм, и определяет теперь лицо Сибирского Суздаля.