Найти в Дзене
Автопилот

«Автопилот–30». Правда от создателя

Основатель auto.ru назвал реальную стоимость проекта Телеграм-канал «Русский автомобиль etc», позиционирующий себя как «Автомобильный паноптикум», а следом за ним и газета «Коммерсантъ», сообщили о том, что «Яндекс» хочет продать принадлежащий ему проект «Авто.ру» и ведет переговоры с потенциальными покупателями. Сумма сделки не разглашается, но известно, что сам «Яндекс» приобрел в 2014 году «Авто.ру» у основателя сервиса Михаила Рогальского за $175 млн. Сейчас, по версии «Коммерсанта», «Авто.ру» может стоить 20-25 млрд руб. — примерно $250-310 млн. В этой связи «Автопилот» решил заново опубликовать интервью, сделанное с Михаилом Рогальским в 2001 году. Четверть века назад Рогальский уже был долларовым миллионером. Правда, в теории. Штат компании составлял девять человек, а ездил «отец-основатель» на подержанной Audi. Но легендой Михаил был уже тогда. Рассказывали, что он помнит по имени всех, с кем встречался хотя бы раз, что часть дня он умышленно дистанцируется от телефона и почты,

Основатель auto.ru назвал реальную стоимость проекта

Телеграм-канал «Русский автомобиль etc», позиционирующий себя как «Автомобильный паноптикум», а следом за ним и газета «Коммерсантъ», сообщили о том, что «Яндекс» хочет продать принадлежащий ему проект «Авто.ру» и ведет переговоры с потенциальными покупателями.

Сумма сделки не разглашается, но известно, что сам «Яндекс» приобрел в 2014 году «Авто.ру» у основателя сервиса Михаила Рогальского за $175 млн. Сейчас, по версии «Коммерсанта», «Авто.ру» может стоить 20-25 млрд руб. — примерно $250-310 млн.

В этой связи «Автопилот» решил заново опубликовать интервью, сделанное с Михаилом Рогальским в 2001 году.

Фото: Максим Гудков
Фото: Максим Гудков

Четверть века назад Рогальский уже был долларовым миллионером. Правда, в теории. Штат компании составлял девять человек, а ездил «отец-основатель» на подержанной Audi. Но легендой Михаил был уже тогда. Рассказывали, что он помнит по имени всех, с кем встречался хотя бы раз, что часть дня он умышленно дистанцируется от телефона и почты, полностью погружаясь в работу, а на его визитке по-пелевински просто написано «создатель», что в отношении «Авто.ру» было правдой.

Интервью носит отпечаток времени. Слово Интернет пишется с большой буквы, Рогальский объясняет, что такое «смайлики», а главным богатством сервиса были конференции — «чаты по маркам и интересам», как сказали бы сегодня. Доступ в интернет тогда был не в каждой квартире, а потому пик посещаемости «Авто.ру» приходился на часы посещения офисов.

И приносим прощения за заголовок. За четверть века большой путь прошел не только российский интернет-бизнес, но и российская журналистика.

Авто.рутет, «Автопилот» №9, сентябрь 2001

Кто знает про автомобили и Интернет, наверняка знает про auto.ru. Кто знает про auto.ru, должен знать про Михаила Рогальского. Номер один в русском автомобильном Интернете, он создал и владеет самым популярным веб-ресурсом в категории «авто-мото». У него сотни конференций, где общаются десятки тысяч людей, собственное «Гран-при», для которого перекрывают подмосковные дороги и даже своя дисконтная система — по карточкам auto.ru дают скидки три сотни московских фирм. Он сделал самый первый сайт «Автопилота». Наверное, на Западе он был бы миллионером. В России он далеко не миллионер, хотя и ездит на Audi S6. Подержанной. Однако говорит, что свой бизнес не продал бы и за миллион долларов. «А как бы я жил дальше?»

Фото: Максим Гудков
Фото: Максим Гудков

АВТОПИЛОТ: Как ты попал в Интернет?

РОГАЛЬСКИЙ: Я детства любил электронику. После «керосинки» (Московского института нефти и газа. — Прим. ред.) и работы по распределению занимался коммерческой рассылкой предложений по московской недвижимости. В 1996 году друзья сказали, что есть возможность зарегистрировать доменные имена в зоне ru. Я назвал два — realty.ru и auto.ru. Причем в то время я даже водить не умел, а про автомобили знал не больше, чем научили на военной кафедре — как устроены перевозчики топлива. Realty.ru впоследствии передал другим людям, а auto.ru изменило мою жизнь.

АВТОПИЛОТ: С таким же успехом ты мог застолбить за собой bmw.ru, audi.ru, volvo.ru?

РОГАЛЬСКИЙ: Да мог, конечно, только мысли такие пришли слишком поздно. Права на доменное имя стоили в то время $150 в год — сумма, на которую я мог содержать какое-то время семью. Позже появились фирмы, которые зарегистрировали сотни доменных адресов, а теперь ими торгуют. Нам предлагали купить avto.ru, через v. Мы подумали и отказались, сказав — развивайтесь сами. Вообще, монополия на адреса постепенно разрушается. Сейчас русским компаниям с уникальными названиями можно регистрироваться в зоне .com. Есть еще зона .org, зона .net. До сих пор существуют адреса .su. Скоро появится возможность регистрировать имена, написанные кириллицей. Так что само по себе имя — не такое уж и большое богатство.

АВТОПИЛОТ: А сколько сегодня стоит auto.ru?

РОГАЛЬСКИЙ: Не знаю. Вернее, знаю, сколько стоит компьютерное железо, сколько мы вложили инвестиций. Но вот так назвать цифру — нет. И цены упали. Бум инвестиций в рунете закончился в прошлом году (2000 году — Прим. ред.). Было много проектов. Люди тратили за год $250–300 тысяч на рекламу, на собственный аппарат, а про сам сайт как-то забывали. Эйфория прошла.

АВТОПИЛОТ: Я слышал, что тебе предлагали миллион долларов за имя auto.ru?

РОГАЛЬСКИЙ: Не миллион, а четыре, и не за имя, а в виде инвестиций. Но у нас с инвестором расходились взгляды на будущее проекта. Кстати, если уж говорить про имя, то зарегистрировать марку auto.ru нельзя. Я пробовал. При регистрации точка не учитывается, а auto и ru — общеупотребительные слова. Абсурд.

АВТОПИЛОТ: То есть завтра я могу выпустить на рынок антифриз Auto.ru?

РОГАЛЬСКИЙ: К сожалению, да.

АВТОПИЛОТ: Ты говоришь, что многие разоряются в Интернете, а тебе-то как удается выжить?

РОГАЛЬСКИЙ: У меня небольшой штат — девять человек, и очень разумное реинвестирование. Я знаю, сколько зарабатываю, и рассчитываю, сколько вложить в дело. Я не торгую информацией, а выкладываю ее для свободного доступа. Скажем, смотрит человек объявление о продаже машины, кликает ссылку и видит ее техническое описание. Моя задача, чтобы человек, который однажды, пусть случайно, зашел ко мне, вернулся.

АВТОПИЛОТ: Так что же определяет ценность того или иного Интернет-ресурса?

РОГАЛЬСКИЙ: Посещаемость, то есть та аудитория, на которую ты можешь оказать воздействие. В России очень специфичный Интернет: большая часть подключена через офисы. Поэтому пик активности — с понедельника по пятницу. По рабочим дням у меня от 17 до 20 тыс. посетителей.

АВТОПИЛОТ: Кто к тебе ходит?

РОГАЛЬСКИЙ: В основном ИТР. Много студентов. Есть руководители крупных компаний, есть владельцы новых Porsche. Хотя в общей массе владельцы очень дорогих машин в Интернете ищут развлечений.

АВТОПИЛОТ: Ты живешь рекламой. Какое у тебя самое дорогое место? На главной странице?

РОГАЛЬСКИЙ: Нет. Первые строчки в конференциях. Вольно-невольно глазами по ним пробегаешь. Эти строчки у меня выкуплены до нового года.

АВТОПИЛОТ: На сколько лет вперед ты видишь свое развитие?

РОГАЛЬСКИЙ: Поскольку auto.ru уже пять лет, я могу прикинуть развитие на три-пять лет вперед в общих чертах и на год-полтора — более или менее конкретно. Правда, есть идеи, которые появляются в момент, из ниоткуда, и получают неплохое развитие. Например, на одной из презентаций я встретил старого друга — Сашу Пикуленко. Мы с ним поговорили и запустили новый проект — раскраски автомобилей в Интернете. Папа распечатывает на принтере картинку, например, Audi, и вечером раскрашивает ее с сыном.

АВТОПИЛОТ: На каком месте сейчас auto.ru?

РОГАЛЬСКИЙ: Если брать по всему рунету, то где-то на 60-м. По автомобильному — на первом, уже почти пять лет. Среди неразвлекательных серверов — если отбросить анекдоты, порнушку и тому подобное — то первая-вторая десятка. В прошлом году я получил две Intel Интернет-премии — «Web выбирает вас» и за лучший сервер общения.

АВТОПИЛОТ: Ты как-нибудь ограничиваешь общение?

РОГАЛЬСКИЙ: На auto.ru 130 конференций, и в них общаются около 100 тысяч человек. Полторы-две тысячи сообщений в день. Поначалу регистрации на сервере не существовало. Можно было зайти, нагадить и уйти. Потом выступить под новым именем. Теперь я решил проблему. Чтобы получить пароль для входа, надо послать заявку. С бесплатных почтовых адресов мы посетителей стараемся не пускать. И порядка стало больше. Человек, когда ему надо приложить какие-то усилия для получения доступа, начинает к нему по-другому относиться. Более бережно, что ли.

АВТОПИЛОТ: Тем не менее тебе часто приходится отключать кого-то, за нецензурщину там или хамство?

РОГАЛЬСКИЙ: Бывает, но я отношусь к этому очень ответственно. Например, недавно в конференции ГАЗа появился анекдот. Как мне показалось, достаточно оскорбительный по отношению к марке. Мне стало интересно, кто его написал. То ли человек специально зашел на чужую конференцию, чтобы обидеть волгарей, то ли человек свой и просто дал ребятам возможность посмеяться. Посмотрел архив — да, у этого автора действительно есть «Волга». Ты понимаешь, я выступаю третейским судьей и каждое свое действие должен суметь обосновать. Кроме того, на всех конференциях есть модераторы — люди, имеющие право отключать людей или удалять сообщения.

АВТОПИЛОТ: Какие сообщения?

РОГАЛЬСКИЙ: Содержащие оскорбления или скрытую рекламу. Например. Появляется в конференции вопрос: ребята, где найти нормальный сервис? И через какое-то время возникает ответ. Вот ты знаешь, был там-то, мастера классные, с машины пылинки сдували, меня на руках носили и взяли копейки. Начинаешь выяснять — и ответ, и вопрос с одного и того же места пришли. Посетители, кстати, очень агрессивно реагируют, когда их держат за дураков и пытаются что-то впарить.

АВТОПИЛОТ: А кто отслеживает, чтобы в конференциях не ругались матом? Компьютер?

РОГАЛЬСКИЙ: Нет, люди. Модераторы, их 12 человек. Да читать все и необязательно, если какой-то возмутительный случай, тебе пришлют ссылку. На auto.ru сложилась атмосфера доброжелательности и взаимного уважения. Люди знакомятся, встречаются, женятся.

АВТОПИЛОТ: Что, многие поженились?

РОГАЛЬСКИЙ: Я знаю о двух случаях. Прислали благодарность. Крестный отец моего сына — тоже «авторушник». Теперь мы дружим семьями. У нас много тусовок. Москвичисты собираются в Крылатском, передний привод ВАЗа — на Болотниковской набережной. Есть гонка «Гран-при Авто.ру» — в последний раз собралось около 90 экипажей. Интернет помогает установить простое человеческое общение.

АВТОПИЛОТ: Общение по Интернету имеет много особенностей?

РОГАЛЬСКИЙ: Есть несколько слов и выражений, которые могут быть непонятными новичку. «ИМХО», например. В переводе с английского, «по моему скромному мнению», смайлики — скобки с точками, выражающие эмоции. Плюс в заглавии говорит, что за заглавием скрывается письмо, а минус — что вся мысль уже изложена в одной строке. «ОФФ» значит, что сообщение не по теме. Тут тоже интересно получается. Человек общается в конференции, например, «Мерседеса». У него родился ребенок, и он делится радостью здесь же. Я спрашиваю — ну почему здесь, есть же «Курилка», где можно просто потрепаться? А он говорит: ты пойми, здесь же все мои, родные. Конференция — это своя песочница. Со своими персонажами. Есть конфа «Обсудим автомобиль». Так вот, как про какой автомобиль ни спросят, появляется Шурик. И на все у него один ответ: «Ну что там Opel (Mercedes, Audi, Nissan)? Вот BMW — это вещь».

АВТОПИЛОТ: А криминал у тебя на сайте тусуется?

РОГАЛЬСКИЙ: Да у меня все тусуются. Сказать сложно, то ли бандит это, то ли школьник пытается из себя очень крутого изобразить. В конференцию VIN ходит один оперативник. Настоящий опер из МВД, не помню, из какого подразделения, подписывается GARRY. И он бесплатно «пробивает» номера, а в случае, если машина «паленая», просит поделиться информацией о ее продавцах. И ему отвечают. Вот вам то, о чем мечтали коммунисты — гражданская сознательность.

АВТОПИЛОТ: Можно ли говорить о братстве auto.ru?

РОГАЛЬСКИЙ: Машины с наклейками есть по всему миру. В США, Канаде, Франции, Италии. А насчет братства... Ты знаешь, я думаю, что если на пустой ночной дороге помощи будет просить неизвестная машина, то я, пожалуй, от греха подальше проеду мимо. А увижу наклейку auto.ru — остановлюсь.

Сергей Шерстенников

Еще больше материалов на сайте www.autopilot.ru