Найти в Дзене

Федор Чижов: предприниматель, подаривший своё состояние родной Костроме

Он мог стать ученым, погруженным в формулы равновесия. Мог остаться в Италии, изучая историю искусств в обществе Гоголя и Языкова. Но судьба, начавшаяся в Костроме, уготовила ему другую роль, — стать «железнодорожным королем», чья жизнь была сплошным парадоксом. Он ненавидел деньги, а стал одним из богатейших людей империи. Он презирал роскошь, а на его капиталы строились дороги, заводы и училища. Сегодня речь пойдет, как вы уже могли догадаться, о Федоре Васильевиче Чижове. Детство в Костроме: характер, испорченный любовью Федор Чижов родился в 1811 году в сердце Костромы, неподалеку от древнего Богоявленского монастыря. Его детство — готовый сюжет для романа о воспитании чувств. Первые три года бабушка в деревне под Галичем баловала его «до безумия». Мальчик, окруженный всеобщим обожанием, привык, что мир вращается вокруг него. Переезд в губернскую Кострому стал первым потрясением. «Мне весьма было неприятно, — вспоминал он, — когда я обнаружил, что здесь не исполняют всех моих прих
Портрет Ф.В. Чижова. В.Д. Поленов, 1875, Кологривский краеведческий музей им. Г.А. Ладыженского
Портрет Ф.В. Чижова. В.Д. Поленов, 1875, Кологривский краеведческий музей им. Г.А. Ладыженского

Он мог стать ученым, погруженным в формулы равновесия. Мог остаться в Италии, изучая историю искусств в обществе Гоголя и Языкова. Но судьба, начавшаяся в Костроме, уготовила ему другую роль, — стать «железнодорожным королем», чья жизнь была сплошным парадоксом. Он ненавидел деньги, а стал одним из богатейших людей империи. Он презирал роскошь, а на его капиталы строились дороги, заводы и училища. Сегодня речь пойдет, как вы уже могли догадаться, о Федоре Васильевиче Чижове.

Детство в Костроме: характер, испорченный любовью

Федор Чижов родился в 1811 году в сердце Костромы, неподалеку от древнего Богоявленского монастыря. Его детство — готовый сюжет для романа о воспитании чувств. Первые три года бабушка в деревне под Галичем баловала его «до безумия». Мальчик, окруженный всеобщим обожанием, привык, что мир вращается вокруг него.

Источник: kostromka.ru, на фото: Богоявленский монастырь
Источник: kostromka.ru, на фото: Богоявленский монастырь

Переезд в губернскую Кострому стал первым потрясением.

«Мне весьма было неприятно, — вспоминал он, — когда я обнаружил, что здесь не исполняют всех моих прихотей».

Этот детский каприз вылился в «пылкий и властолюбивый» характер, с которым он будет бороться всю жизнь.

Бунтарская жилка, возможно, досталась ему от крестного — легендарного Федора Толстого-Американца, дуэлянта и авантюриста. Чижов страшился стать его подобием и всю свою неукротимую энергию направил в русло созидания.

Источник: ru.wikipedia.org, на фото: Федор Толстой-Американец
Источник: ru.wikipedia.org, на фото: Федор Толстой-Американец

От формул к паровозам: невероятная трансформация

Блестящий математик, профессор в 25 лет, он внезапно бросает университет и уезжает в Италию. В Риме он снимает квартиру этажом выше Гоголя, пишет историю Венецианской республики и спорит о судьбах России. Именно там, вдали от Родины, костромич окончательно становится славянофилом. Поездка по Балканам открыла ему мир братских народов и укрепила в мысли: будущее России — в ее собственной силе.

Источник: footballm.ru, на фото: Фонтан Треви в Риме
Источник: footballm.ru, на фото: Фонтан Треви в Риме

Но как соединить славянофильские идеи с реальной жизнью? Чижов нашел свой путь: России нужны не только «духовные скрепы», но и современные дороги, заводы и доступное образование.

Вернувшись, он совершает немыслимое: математик и искусствовед берется за развитие промышленности. Он издает «Вестник промышленности» и газету «Акционер» — первые в России деловые СМИ. Его лозунг: «Всё должно быть русским!». Русские инженеры, русские рабочие, русский капитал.

Источник: wishescards.ru
Источник: wishescards.ru

«Железнодорожный король» в потертом сюртуке

С этого начинается главное дело его жизни. Вместе с земляками-костромичами, братьями Шиповыми, он строит первую частную железную дорогу до Сергиева Посада, а затем продлевает ее до Ярославля и Вологды. Позже он «между делом» покупает Курскую дорогу, создает пароходство на Мурмане, чтобы «оживить Север».

Его секретарь вспоминал: «Он просто ненавидел и презирал деньги». Несмотря на баснословные доходы, Чижов жил как аскет. Друзья с иронией советовали ему «хотя бы обить мебель новой клеенкой». Но для других он был щедр необычайно — содержал стипендиатов, оплачивал стажировки, помогал незнакомым людям.

Источник: Pinterest, на фото: Ф.В.Чижов
Источник: Pinterest, на фото: Ф.В.Чижов

Главное наследство: не деньги, а будущее

Умирая в 1877 году, он завещал потратить на свои похороны 150 рублей — смехотворную сумму для магната. Весь его гигантский капитал был направлен на благо родной костромской земли.

На его средства в Костроме были открыты:

  • Первый в России химико-технический техникум и механико-техническое училище (сегодня — колледж имени Ф.В.Чижова)
  • Училища в Чухломе, Макарьеве и Кологриве.
  • Родильный приют и школа повивальных бабок.
Источник: pastvu.com
Источник: pastvu.com

Он не гнался за славой. Памятник в Костроме ему так и не поставили. Но Федор Васильевич вряд ли бы об этом переживал. Его удовлетворением было не личное богатство, а видение того, как его усилия меняют к лучшему жизнь целой страны.

Вдохновляет ли вас история нашего земляка? Делитесь в комментариях.