Революционер, строитель промышленности, народный комиссар, видный советский государственный и партийный деятель – все эти роли объединились в одной исторической фигуре: Серго Орджоникидзе.
Он вел революционную работу в борьбе за интересы пролетариата, прошел через ссылки и тюрьмы, став человеком, перед которым стояла сложная задача поднять советскую промышленность.
Несгибаемый нарком тяжелой промышленности СССР делал ставку на молодых специалистов и качественное образование.
Именно поэтому его имя носит один из известных вузов страны в геологоразведочной отрасти – Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе.
Рассказываем, как революционер стал покровителем геологов.
«Железный Серго»
Настоящее имя Орджоникидзе – Григорий Константинович. Серго, как и «Железный Серго» – партийные прозвища, под которыми он вошел в историю, данные ему соратниками за несгибаемую волю и твердость решений.
Происходивший из грузинской дворянской семьи, он полностью посвятил себя революционному движению: участвовал в подпольной работе, неоднократно был арестован, бывал в ссылках.
Народный комиссар тяжелой промышленности
Имя Серго Орджоникидзе ассоциируется с масштабной индустриализацией страны. В 1930-е годы Сталин поставил задачу: сделать СССР самой промышленно развитой страной в мире. В кратчайшие сроки развернулось строительство заводов, фабрик, электростанций. Исполнение этой миссии легло на плечи Серго Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности. Он руководствовался лозунгом «Все без отдачи – Родине».
При нем были построены:
- ДнепроГЭС – гигант советской энергетики.
- Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты – стальные сердца страны.
- Уралмаш (Уральский завод тяжелого машиностроения) и ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) – флагманы машиностроения.
Также были отстроены 518 заводов. Серго горел этими проектами, лично приезжал на объекты, ругался с инженерами, поддерживал рабочих и требовал, казалось бы, невозможного, что на деле вышло по силам и стало прорывом в развитии инженерного труда. Страна превращалась в индустриального гиганта, и он был одним из главных архитектором этого роста.
Так, под руководством Серго Орджоникидзе:
По производству тракторов СССР вышел на первое месте в мире.
По выплавке чугуна – на второе.
По производству электроэнергии, стали, грузовых автомобилей – на третье.
«Для того, чтобы увеличить выплавку чугуна вдвое, с пяти до десяти миллионов тонн в год:
Германии понадобилось – 10 лет;
Соединенным Штатам – 15;
Англии – 36 лет.
В Советском Союзе задача была решена за неполных четыре года».
Серго Орджоникидзе и геология
Переходим к главному. Невозможно построить металлургический завод без руды и угля. Нельзя запустить электростанцию без запасов торфа или угля. Не выйдет создать промышленность без сырья. Орджоникидзе понимал, что для рывка нужны квалифицированные специалисты, которые способны найти, добыть и обеспечить страну собственными минеральными ресурсами. Он был одержим идеей сырьевой независимости СССР. Одним из первых осознал, что надежная ресурсная база и подготовленные специалисты умеющие ее найти, добыть и применить – залог развития индустрии. Будучи наркомом тяжёлой промышленности, уделял внимание организации геологического дела. Он ставил перед геологами-разведчиками задачи – знать богатства наших земных недр.
При его активнейшей поддержке и прямом участии, были открыты и разработаны следующие месторождения:
- Джидинское вольфрамовое месторождение: 11 октября 1934 года Серго Орджоникидзе подписал приказ об открытии Джидастроя, что положило начало строительству Джидинского вольфрамо-молибденового комбината.
- Малгобекское нефтяное месторождение: Серго Орджоникидзе отслеживал развитие месторождения и дал указание направить пятьдесят буровых станков на разведку и разработку залежей нефти на Малгобекско-Вознесеновской площади. Так, вначале было открыто месторождение, которое содержало богатые залежи лёгкой нефти, а позже – ещё две залежи с более тяжёлой нефтью вблизи Малгобека.
- Блявинское месторождение медных руд: Серго Орджоникидзе участвовал в разведке этого месторождения и строительстве Медногорского медно-серного завода, знаменитого в том числе, тем, что с 1939 по 1986 годы был крупнейшим производителем серы в СССР.
От Московской горной академии до Московского Геологоразведочного института
МГРИ (Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе) берёт своё начало с геологоразведочного факультета Московской горной академии, созданной в сентябре 1918 года на основании Декрета Совнаркома. Эта дата стала точкой отсчета для целой династии геологов.
В конце 20-х – начале 30-х годов проходила реорганизация старых вузов, создавались новые. Так, прародитель МГРИ, Московская горная академия – была преобразована в 6 самостоятельных вузов.
Московский геологоразведочный институт (МГРИ) был создан в 1930 году как прямой ответ на вызовы индустриализации, курируемой Орджоникидзе. Это был его «кадровый резерв». Вуз должен был готовить специалистов, которые обеспечат страну тем, что Орджоникидзе называл «хлебом промышленности» – полезными ископаемыми.
Будучи наркомом тяжелой промышленности, серьезное внимание уделял высшему техническому образованию и отлично разбирался в самых различных вопросах минерально-сырьевой базой страны. Он требовал от студентов глубоких знаний. На первое место выдвигал необходимость совершенствования учебного процесса, контроль качества выпускаемых специалистов.
Индустриализация, которую курировал Серго, в то время была бы невозможна без развития геологии и разведки недр. Геологи находили месторождения, без которых не работали бы заводы и фабрики. И наш университет стал кузницей кадров для выполнения грандиозных народно-хозяйственных планов, в реализации которых «Железный Серго» принимал самое непосредственное участие. Так революционер и нарком стал покровителем геологов – в знак признания его роли в создании мощной минерально-сырьевой базы страны.
А что сейчас?
МГРИ остается на передовой. Это вуз, который готовил и продолжает готовить кадры для одной из ключевых отраслей промышленности. Здесь бережно хранят наследие – ту самую «школу» полевой геологии, но при этом активно внедряют цифровые технологии, современную технику и экологические подходы. Университет готовит геологов-исследователей, способных находить ресурсы для нашего будущего, будучи при этом максимально бережны к планете.
Серго Орджоникидзе держал курс на фундаментальное образование и это стало тем самым мостом, который связал имя наркома с геологоразведкой и одним из ведущих университетов в этой сфере.
Сегодня вуз сочетает приверженность традициям, включая подход к формированию крепкой базы знаний студентов, и к внедрению инноваций в обучении и практике.
За более чем вековую историю вуз прошел огромный путь. Он стал альма-матер для сотен первооткрывателей. Благодаря его выпускникам на карте России и мира появились месторождения, без которых сложно представить современную промышленность.
Высокие стандарты качества:
Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе – лауреат конкурса «Лучшие вузы Российской Федерации»
Образовательные программы Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе вошли в первую лигу Предметного национального агрегированного рейтинга по укрупнённой группе направлений подготовки «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия».
Практическая ориентированность: МГРИ поддерживает связи с ведущими отраслевыми компаниями и государственными структурами, а это обеспечивает востребованность выпускников на рынке труда.
Имя и наследие
Серго Орджоникидзе не стало в 1937 году. После смерти его имя осталось на картах городов, заводах и, в названии университета, который готовил специалистов для его значимых строек.
Ныне, Российский государственный геологоразведочный университет (РГГРУ) им. Серго Орджоникидзе – это не просто памятник человеку. Это память о целой эпохе, когда подготовке специалистов и горных инженеров для различных отраслей геологической и горнодобывающей промышленности началось уделяться повышенное внимание.
Это дань уважения «железному наркому», который понимал, что будущее страны начинается с молотка геолога и карты месторождений.
Его имя для университета – это символ прямой связи между разведкой недр и промышленной мощью страны. Символ, который будет актуален в любое время.