Найти в Дзене
Кукмор Татарстан

Мы обещаем вернуться: Триумф театрального коллектива Манзарасской школы «Живая шляпа»

В Манзарасской школе театральное творчество живет со дня ее открытия. В этом учебном году в школе были созданы два новых творческих коллектива. Это «Фантазеры» — начинающие артисты 3-5 классов, и «Живая шляпа», воспитанниками которого являются учащиеся 7-10 классов. «Живая шляпа» — это не просто название. Это метафора нашего творчества: то, что кажется неожиданным, в наших руках оживает, обретает смысл и завораживает. Это дети, готовые экспериментировать и создавать по-настоящему необычное творчество. В 2024 году я получила диплом режиссера театра, сцены и телевидения, и у меня появилась мечта попробовать себя в качестве режиссера-постановщика. Мечте суждено было сбыться. Мы с ребятами решили принять участие в республиканском театральном фестивале «ПрофилАрт», в котором творческие коллективы нашей республики ставят постановки по заданному сценарию на социально значимые темы. Конкурс включал несколько этапов: подачу заявки и получение сценариев на выбор; дистанционную подготовку и репет

В Манзарасской школе театральное творчество живет со дня ее открытия.

В этом учебном году в школе были созданы два новых творческих коллектива. Это «Фантазеры» — начинающие артисты 3-5 классов, и «Живая шляпа», воспитанниками которого являются учащиеся 7-10 классов. «Живая шляпа» — это не просто название. Это метафора нашего творчества: то, что кажется неожиданным, в наших руках оживает, обретает смысл и завораживает. Это дети, готовые экспериментировать и создавать по-настоящему необычное творчество.

В 2024 году я получила диплом режиссера театра, сцены и телевидения, и у меня появилась мечта попробовать себя в качестве режиссера-постановщика. Мечте суждено было сбыться. Мы с ребятами решили принять участие в республиканском театральном фестивале «ПрофилАрт», в котором творческие коллективы нашей республики ставят постановки по заданному сценарию на социально значимые темы. Конкурс включал несколько этапов: подачу заявки и получение сценариев на выбор; дистанционную подготовку и репетицию постановки; запись итоговой работы на видео и отправку организаторам; получение оценки экспертного жюри, определение победителей. Главный приз фестиваля — это выступление на большой сцене Татарского ТЮЗа имени Габдуллы Кариева и 20 тысяч рублей на профессиональное развитие коллектива.

Необычный формат конкурса сразу привлек наше внимание: ты знакомишься с главными героями, с логлайном, то есть кратким изложением логической сути сценария в двух предложениях и делаешь выбор, не зная полного текста сценария. Это был вызов для нас и возможность попробовать свои артистические способности. Выбрав постановку «Одноклассники» (автор В. П. Хобер), мы не ошиблись. Ведь через динамичное взаимодействие героев и выразительной массовки, сценарий обнажает причины и механизм буллинга (травли). Эта история не дает решений, а становится шоковой терапией, показывая страшную цену травли — вплоть до необратимой трагедии.

Мы отправили заявку, получили полный текст сценария и принялись за работу. Обсуждение сюжета, прочтение сценария, распределение ролей, выбор мизансцен, постановка танца, обсуждение костюмов.... «Одноклассники» — это глубокая режиссерская работа, где каждая деталь, от освещения до декорации, была тщательно продумана. Тонкое музыкальное сопровождение подчеркивало эмоциональные повороты сюжета, усиливая воздействие на зрителя. А самой интересной находкой оказался простой фонарик, который послужил нам лучом прожектора, на фоне которого происходила трагедия героев.

Сняв и отправив материал, мы стали ждать объявления результатов. И какова же была наша радость, когда среди 56 школьных театральных коллективов нашей республики, мы стали первыми, мы стали победителями!

В Казанском татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялся финал республиканского театрального фестиваля «ПрофилАрт» и наш коллектив «Живая шляпа» был приглашен для выступления. Это была кульминация работы десятков талантливых сценаристов и коллективов со всего Татарстана. Талантливые студенты и школьники смогли превратить острые социальные проблемы в мощное театральное высказывание.

Мы думаем, что наша постановка запомнится зрителям не только мощной драматургией, но и актерскими работами. Главные роли сыграли учащиеся 10 класса Ландыш Бурганова, Мурат Гайсин, Ильназ Мухаметов и Денис Донских. Они блестяще справились с эмоционально сложной ролью своих героев. Немаловажная роль отводилась героям без имен — это Тени. Четырнадцать ребят 7-9 классов сумели передать сущность Теней благодаря своей глубокой, психологически выверенной работе.

Во время генерального прогона на сцене ТЮЗа организаторы конкурса делились своими впечатлениями от игры ребят. А меня переполняло чувство гордости за своих воспитанников.

Артисты «Живой шляпы» сыграли с огромным успехом. Полный зал, абсолютная тишина во время ключевых сцен, что можно было услышать всхлипывания зрителей. Всё это создавало неповторимую атмосферу, ради которой артисты выходят на сцену. Особенно ценной была реакция зрителей после спектакля — многие делились своими впечатлениями. Значит, у нас получилось. Значит, мы сыграли так, что задели за живое.

Успех этого конкурса вдохновляет нас на новые творческие поиски. Мы убедились, что зритель ждет серьезного, вдумчивого театра, готов к диалогу и совместному размышлению над сложными темами.

Светлана БУРЦЕВА, учитель английского языка Манзарасской школы, руководитель творческого коллектива «Живая шляпа»

Фото: из личного архива Светланы Бурцевой