Найти в Дзене
Тайны рыбалки

Они смеялись над стариком у реки. Тихий сапёр

В Заозёрном, где каждый знал всех, появление нового жильца не осталось незамеченным. На краю села, в полузаброшенной избушке бывшего лесника, поселился сухонький невысокий мужчина лет шестидесяти. Семён. Носил очки с толстыми линзами, говорил тихо и внятно, а передвигался медленно, с тростью. Говорил, переехал «на воздух» — городская пенсия стала слишком скудной. Каждое утро он шёл не к людной

В Заозёрном, где каждый знал всех, появление нового жильца не осталось незамеченным. На краю села, в полузаброшенной избушке бывшего лесника, поселился сухонький невысокий мужчина лет шестидесяти. Семён. Носил очки с толстыми линзами, говорил тихо и внятно, а передвигался медленно, с тростью. Говорил, переехал «на воздух» — городская пенсия стала слишком скудной.

Каждое утро он шёл не к людной пристани, а в тихую заводь, заросшую камышом. Сидел с самодельной удочкой неподвижно, словно цапля. Ловил мало, больше будто наблюдал за водой. Местные парни, вечная компания двадцатипятилетних бездельников, прозвали его «Профессор-Карась».

Сначала просто посмеивались издалека. Потом стали уже издеваться. Плескали водой, бросали камешки — пугать рыбу. Семён молча собирался и перебирался подальше. Однажды самый здоровый из них, Борщ, нарочно наступил на его садок с уловом.

— Ой, дед, не увидел! — фальшиво буркнул он.

Старик посмотрел на него сквозь увеличительные стёкла очков. Взгляд был не испуганный и не злой, а отстранённо-оценочный, будто он снимал мерку.

— Ничего, — тихо сказал Семён. — Подними-ка, сынок.

Борщ, усмехнувшись, пнул садок ногой, забрызгав старика. Товарищи захохотали. Семён молча собрал вещи и ушёл. С той поры он стал для них идеальной мишенью: безответный, чужой, тихий.

Их «подвигом» стала кража. Дождавшись, когда Семён уйдёт, они вскрыли его старый сарай у озера. Вместо ценностей нашли лишь аккуратные ящики с инструментами, мотки лески да тяжёлый чемодан из тёмного дерева, запертый на мелкий, но прочный замочек. Унесли его — просто так, назло.

-2

Обнаружив пропажу на следующий день, Семён не стал никого искать. Он просто сел на своё место и замер с удочкой.

Тем временем в заброшенном здании, компания пыталась вскрыть чемодан.

— Да какой там хлам! — махнул рукой Борщ, хватая лом.

Он ударил по замку со всей силы. Раздался сухой щелчок, крышка отскочила.

Внутри, в потёршихся бархатных ложементах, лежали странные инструменты: блестящие щупы, приборы со шкалами, тонкие пассатижи необычной формы, свёртки в промасленной бумаге. А на бархате внутренней стороны крышки — выжженная надпись: «Ст. лейтенант Семёнов. Инженерно-сапёрная служба. Кабул, 1986».

Смех застрял у парней в горле. В тишине сарая стало слышно, как летает пыль.

— Это... он что, сапёр? — прошептал самый младший.

Дверь с лёгким скрипом открылась. На пороге стоял Семён.

-3

Неспешно подойдя к столу, он холодным взглядом окинул вскрытый чемодан, а затем — побледневшие лица.

— Положите на место, — голос был по-прежнему тихим, но в нём не осталось и тени мягкости. — Вынимать из гнёзд нельзя.

Борщ, пытаясь скрыть дрожь, выдавил:

— Да ладно тебе, дед, ржавое старьё!

И потянулся рукой в чемодан.

Рука Семёна метнулась вперёд. Удар прошелся на запястье Борща, и тот с криком отдернул ладонь, будто его ударило током.

— Это не старьё, — в голосе Семёна зазвенела ледяная сталь. — Это миноискатель. Он «слышал» фугасы в тоннелях под Тора-Бора. А это — щуп для мин нажимного действия. Им я обезвредил тридцать семь «лепестков», тебе даже лет столько нет. А ты трогаешь его грязными пальцами.

Он захлопнул крышку.

— Вам повезло, — Семён смотрел на них поверх очков. — Что здесь не было учебных зарядов. Иначе бы от этого сарая и от вас самих мокрого места не осталось. Сапёр ошибается один раз в отличие от глупец .

Взяв чемодан, он на выходе обернулся.

— Завтра к шести утра вы принесёте новый замок. Потом придёте ко мне на озеро и я научу вас ловить рыбу, а не бутылки опустошать. Водка и всё, что может взорваться, — плохие соседи.

С той поры на озере воцарился покой. А за Семёном теперь по пятам ходили трое парней. Они внимательно слушали его тихую, размеренную речь о том, как вязать узлы, читать реку и уважать тишину. Борщ же вообще носил его чемодан от автобуса до дома, когда старик ездил в райцентр.

-4

А бывший сапёр, возвращаясь с рыбалки, иногда открывал свой чемодан, бережно протирал бархат, касался инструментов. И на его лице появлялась лёгкая улыбка. Он приехал сюда за тишиной, но неожиданно обрёл нечто большее — новую, пусть и нерадивую, команду. Ведь высшая точность — это не только в обезвреживании мин, но и в умении исправлять ошибки. Даже чужие.

-5

Если история нашла отклик в вашем сердце, будем рады вашей поддержке — лайку и подписке на канал.

Художественные рассказы. №1 Рассказ про старого сапера