Найти в Дзене

Опасная «экономия»: чем грозит применение автофильтров в сварочных цехах

В условиях жёсткой рыночной конкуренции предприятия постоянно ищут способы сократить издержки. Однако в сфере промышленной безопасности любые компромиссы могут обернуться серьёзными последствиями. Одна из тревожных тенденций — замена специализированных воздушных фильтров в вентиляционных системах на дешёвые автомобильные аналоги. Разберёмся, почему такой подход недопустим. Некоторые производители вентиляционного оборудования для сварочных цехов и учебных мастерских прибегают к скрытой замене комплектующих. Вместо промышленных фильтров класса F9 и выше они устанавливают автомобильные фильтрующие элементы. На первый взгляд, это выглядит оправданно: стоимость таких фильтров в 2–3 раза ниже. Однако подобная «оптимизация» создаёт прямую угрозу здоровью работников и противоречит нормам охраны труда. Проблема кроется в разных стандартах тестирования фильтров: • Автомобильный стандарт (ГОСТ 8002 74). Ориентирован на защиту двигателей. Основной критерий — улавливание частиц размером 12 мкм с эф

В условиях жёсткой рыночной конкуренции предприятия постоянно ищут способы сократить издержки. Однако в сфере промышленной безопасности любые компромиссы могут обернуться серьёзными последствиями. Одна из тревожных тенденций — замена специализированных воздушных фильтров в вентиляционных системах на дешёвые автомобильные аналоги. Разберёмся, почему такой подход недопустим.

Некоторые производители вентиляционного оборудования для сварочных цехов и учебных мастерских прибегают к скрытой замене комплектующих. Вместо промышленных фильтров класса F9 и выше они устанавливают автомобильные фильтрующие элементы. На первый взгляд, это выглядит оправданно: стоимость таких фильтров в 2–3 раза ниже. Однако подобная «оптимизация» создаёт прямую угрозу здоровью работников и противоречит нормам охраны труда.

Проблема кроется в разных стандартах тестирования фильтров:

• Автомобильный стандарт (ГОСТ 8002 74). Ориентирован на защиту двигателей. Основной критерий — улавливание частиц размером 12 мкм с эффективностью 99 %. Этого достаточно для ДВС, но недостаточно для защиты человека.

• Дыхательный стандарт (ЕН 779 2014 / EN 779:2012). Регламентирует очистку воздуха для дыхания, оценивая эффективность улавливания частиц размером 0,4 мкм.

Почему это критично для сварки?

При сварочных работах наибольшую опасность представляют не видимые клубы дыма, а микроскопические аэрозоли.

• 90–99 % частиц сварочного аэрозоля имеют размер менее 1 мкм;

• частицы менее 2,5 мкм проникают в альвеолы лёгких и кровоток, нанося необратимый вред;

• в составе аэрозолей — токсичные соединения железа, марганца, хрома, никеля, провоцирующие: пневмокониоз; бронхиальную астму; нейротоксикоз.

Фильтр, рассчитанный на удержание 12 микронных частиц, практически не задерживает эти опасные аэрозоли. В результате система создаёт лишь видимость очистки, а вредные вещества продолжают поступать в дыхательные пути оператора.

Последствия для оборудования

Использование автомобильных фильтров влечёт ряд технических ограничений:

  1. Экономический фактор. Низкая цена автофильтров стимулирует их массовое применение.
  2. Конструктивные компромиссы. Меньшая площадь фильтрации и крупные ячейки материала требуют менее мощных вентиляторов и позволяют уменьшить габариты корпуса.
  3. Необратимость изменений. Конструкция «оптимизированной» системы зачастую не позволяет установить полноценный фильтр без полной переделки вентиляционной установки.

«Усовершенствованные» таким образом фильтровальные системы принципиально не способны выполнять свою главную функцию — защищать органы дыхания. Даже обилие датчиков и дополнительных картриджей не компенсирует ключевой недостаток: фильтрующий элемент не задерживает частицы меньше 12 мкм.

Рекомендация: при выборе вентиляционного оборудования для сварочных работ категорически отказывайтесь от решений с автомобильными фильтрами. Инвестируйте в системы, соответствующие стандарту ЕН 779 2014, — это единственный способ обеспечить реальную защиту здоровья персонала.