Продолжаю делиться весточками от сына, который несет свою вахту на атомном ледоколе "50 лет Победы" В суровой полярной ночи.
***
Здравствуйте!
Наверное, в этом году это письмо будет последним, так что поздравляю всех читателей с наступающим Новым годом!
У нас, пускай и скромно - но тоже готовятся к празднику. Поставили и украсили ёлку, в столовой тоже навели немного праздничной красоты, повесив растяжки и дождики, на мостике вырезали снежинки из бумаги - в общем, и у нас настроение предпраздничное, пускай в каюте, конечно, быт не сильно изменился - на каждого ёлок и игрушек не запасёшься - так что запасаемся апельсинами, чтобы хоть какой-то запах праздника присутствовал.
Пока что, в конце декабря - работы у нас всё ещё много. Да и не только у нас - судоходство здесь такое активное, что нам то и дело приходится либо пропускать кого-то, либо гнать, ибо пропускают нас. Канал сейчас напоминает ремонтирующуюся трассу с регулировщиком: сперва идёт колонна на вход, затем на выход.
Так что никакие опасения относительно санкций на наш СПГ не оправдались - не могут европейцы без нашего газа, и на трассах Севморпути всё больше "новичков" с названием на латинице.
***
Экспериментальным методом определил для себя самую комфортную температуру за бортом. Для меня это -20. Именно при такой температуре наступает идеальный баланс, когда и внутри не слишком жарко и душно, и снаружи не так уж холодно. В такую погоду редко бывает сильный ветер, и тёплой куртки с шарфом и ушанкой вполне достаточно, чтобы не замерзать. А простая работа или прогулка согревают в достаточной степени, чтобы не мёрзли и ноги. На короткий промежуток времени - сделать удачное фото, измерить ветер, посмотреть на сияние - можно выскочить в мокасинах и "домашних" штанах, а правильно одевшись - можно подолгу находится на свежем воздухе, не замерзая и не перегреваясь, как бывает при работе уже в -12.
В общем, в плане арктической зимы и быта на ледоколе - это самая комфортная температура для существования, на которую, вероятно, и рассчитывалась тепловая система судна и комплект зимней одежды. Хотя, конечно, с интересом я встречаю и более низкие температуры, и всё жду обещанных мне когда-то в мурманском хостеле сорока и пятидесяти градусов.
Порой даже с лёгкой полярной завистью любящего трудности и испытания человека смотрю на прогноз погоды в Якутске: у них уже не первую неделю держится -45 -47, и невольно ловлю себя на мысли, что был бы не прочь оказаться там - ведь мои представления, что чем севернее - тем холоднее, не оправдались: море пускай и покрыто льдом - но как-то продолжает речными течениями и атлантическим циклонами смягчать климат.
****
Разумеется, наша автономность и существование вдали от портов создаёт повышенный спрос на разные бытовые услуги - например, стрижку. Я на прошлой вахте зарастал, теперь же - стригусь самостоятельно. Но есть ещё одна альтернатива, которой пользуется в основном офицерский состав - о ней я хотел рассказать ещё на той вахте.
Оказывается, парикмахер у нас всё-таки есть, пускай, конечно, не штатный - это всего лишь машинист с машинкой, который умеет менять насадки и относительно ровно делает простые причёски. Труд его, конечно, не бесплатен - иначе бы при экипаже из ста человек он бы продыху не имел от услуг "по-дружески".
Но он - не так уж прост, и деньги тоже не берёт: расплатиться с ним надо "чем-то интересным". Это может быть шоколадка, семечки, какой-нибудь магнитик или другой сувенир, фильм, игра, набор для рукоделия или его продукт.
И, разумеется, в условиях, когда всё - либо общедоступно и в изобилии, как хлеб, чай, снег, книги в библиотеке - либо недоступно вовсе, "интересное" становится гораздо более редким и ценным товаром. Раздобыть где-то Сникерс или отложить его, выданный на праздник, ради стрижки - непростая задача. Фильмы и игры на немногочисленных личных дисках тоже быстро переводятся - да и не всякие заинтересуют парикмахера. И тем, кто хочет ходить стриженным - приходится проявлять фантазию и смекалку. Зато "парикмахерская" обильно украшена всякими цветастыми фигурками, картинами, рисунками и поделками.
Я мог бы, конечно, попробовать составить конкуренцию, и, пожалуй, даже с самыми низкими расценками прибавил бы много тысяч к зарплате за эти месяцы - но и навык не тот, и машинку жалко, и, в конце концов - зачем портить такой замечательный и весёлый квест, как поиск и создание "интересного"?
***
Место нашей долгой стоянки, видимо, было выбрано очень удачно: нас по нескольку раз на дню стали навещать медведи!
В принципе, как-то так получилось, что на этой вахте животные проявляют к нам гораздо больше интереса, чем раньше. Я в самом начале уже писал про нерп в Обской губе, которые плавали вдоль борта, и мы с ними рассматривали друг друга - а теперь точно так же обходят нас со всех сторон белые медведи - признанные хозяева Арктики.
Изначально медведь был один.
Но, видимо, ему у нас настолько понравилось, что он стал приводить друзей и показывать очень разнообразное социальное поведение.
Пару вахт спустя их брело уже трое, все трое зашли под нашу скулу, а вышел оттуда только один - остальные мистически исчезли, не оставив следов. А, может быть, просто решили поспать под нашим тёплым, защищающим от ветра, бортом.
Больше всего удивляли водные процедуры: медведи не стесняясь лезли в воду и выбирались из неё, проламывали тонкий (сравнительно) лёд головой, выныривая после минутной паузы и ловко вытаскивали своё тело на льдину. По всей видимости, именно обилие подлёдной пиши и привлекло медведей к нам, где мы любезно создали им канал и полынью, в которой они могли охотится.
Впрочем, вероятно, гастрономический интерес не исчерпывался водными жителями: мишек явно привлекали запахи с самого ледокола. Наибольшую активность при мне медведь проявлял во время переноски продуктов - и сложно понять, какой же запах привлекал его больше: мандаринов к новому году или пота людей, которые их перегружали. В любом случае, медведь ходил вдоль борта вместе с нами, внимательно наблюдал за действиями и вставал на задние лапы в попытках дотянуться.
К счастью, мы стояли в не слишком высоких торосах, а борт даже в корме оставался достаточно высоким, чтобы защитить нас от проникновения этого животного - ведь теперь, рассматривая его вблизи, я понимаю, насколько это большое и мощное создание. На картинках он порой кажется чуть больше собаки, ну в крайнем случае - встав на задние лапы - будет на голову выше человека. Но теперь видно, что на его спине запросто можно было бы не просто лечь в полный рост, а и поставить палатку на полтора места. Высотой же медведь на четырёх лапах будет мне едва ли не по шею, а то и больше - ведь всё-таки я смотрел на него с высоты нескольких метров. В любом случае, уже зная о его природной жестокости и беспринципности - нет желания встречаться с ним "на равных"
Это мнение лишь подтвердилось позже, когда происходила настоящая водная баталия. Два медведя что-то не поделили вечером 11 декабря, и решили выяснять отношения в воде, несмотря на крепкий мороз и море во льду. Они боролись лапами, кусали друг друга, один из них то сбегал, то возвращался, проламывал лёд далеко от места нырка или плыл подо льдом, иногда, подобно белухе, показывая спину.
Поединок длился не один десяток минут, и всё это время медведи, находясь в ледяной воде, бились, видимо, за это место под солнцем - или, вернее, прожектором. Они сами, двигаясь в борьбе, превращались в ледоколы - ломали лёд, оставляя за собой видный невооружённым глазом, тоненький канал.
Кто вышел победителем - неизвестно, поскольку оба медведя вышли в конце концов на лёд и так же, догоняя друг друга, удалились во тьму.
К сожалению, ни на один из телефонов не получилось достаточно качественно снять это, но мне повезло получить на руки телефон вахтенного помощника и задание - снять медведей вблизи. Благодаря этому я не только сделал качественные кадры на чужой телефон, но и впоследствии получил их на флешку. Возможно, это позволит впоследствии сделать и какие-то более серьёзные выводы о их поведении.
***
Позднее, однако, была совсем другая картина: уже другие медведи бродили по льдине, и было ясно по разнице в размерах, что, скорее всего, эти особи родственны друг другу, или являются парой. Медведь побольше - предположим, это мать - активно исследовала окружающий ледовый мир, в то время как медведь поменьше - допустим, сын - пассивно плёлся позади. Разница в размерах была не колоссальной, даже меньший медведь обладал весьма солидными габаритами.
Мать шла вдоль кромки льдов, ступая своими огромными лапами по снегу. Она то величественно взбиралась на торосы, то копая под собой лёд, то возвращаясь к сыну, который плёлся позади. Стоило мне подумать о том, как прекрасно медведи чувствуют лёд - так мать тут же ушла передними лапами под лёд, комично стукнувшись подбородком о кромку. Тем не менее, она тут же выбралась назад и аккуратно обошла тонкое место.
Дитё вскоре решило лечь спать. Устроившись в свете прожектора на берегу, он положил голову на торос, и периодически то закрывал глаза, то напротив - поднимал голову, настораживаясь. Мать тем временем продолжала бродить и с каким-то особым усердием копала снег и торосы, с лёгкостью перемещая льдины, которые размером почти не уступали ей самой. Казалось, она ищет вмёрзшую в лёд рыбу - а может быть - готовила себе берлогу, поскольку, в конце концов, тоже легла спать.
***
Однако, все представления о милоте этих животных развенчались на следующий же день, когда жесточайший хищник всё-таки сумел поймать добычу. Утром 12 декабря, заступив на вахту, мы ужаснулись от картины, открывшейся перед ледоколом: огромные площади льда были окрашены красным, а медведь волочил по снегу и трепал свою жертву - несчастного тюленя, вернее - то, что от него осталось. Правда, опознать, действительно ли это был тюлень оказалось затруднительно. Особенно меня сбило с толку, что медведь таскал свою жертву, держась зубами за что-то длинное, выступающее из тела. Страшнее всего подумать, что это каким-то чудом мог быть нарвал, забредший в наши воды - редко, но они встречаются в нашей части Арктики.
Но, разумеется, не сам факт охоты и добычи так расстроил меня - пускай я и на стороне ластоногих и китообразных, приходится признать, что это - неотъемлемая часть природного равновесия. Гораздо неприятнее было то, как расточительно медведь обращался с добычей. Явно не испытывая острого недостатка еды, он гораздо больше играл с телом, таскал его за собой, словно "подметая" лёд, окунал в воду - а в конце концов, бросил в торосах. Но и на этом он не успокоился, поскольку принялся снова рыть снег и всматриваться в кромку льда. Он сам лишь укрепил образ не то что ненасытного - а просто бессмысленно жестокого хищника, который использует имеющиеся ресурсы не с умом, уничтожая всё на своём пути независимо от наличия потребности в пище.
А бессмысленность в вопросе использования природных ресурсов у меня лично отбивает все симпатии, не только к животным.
В общем, ещё раз всех с наступающим! Надеюсь, буду на связи хотя бы в Телеграмме, чтобы поздравить тех, кого смогу из Арктики. Самому интересно, будут ли хоть какие-то мероприятия, и если будут - конечно, расскажу вам о них.
***