Найти в Дзене

Летопись Стеченской школы. Ч.4. 30-е годы. Первые советские учебники.

В 1918 году заведующим Стеченской четырёхлетней начальной школы был назначен Карвовский Николай Андреевич, а Сергей Трофимович Макеенко, ранее занимавший эту должность, был переведён заведующим Погарским УОНО (Управление Отделом Народного Образования). В 1930 году в первый класс Стеченской школы пришло более пятидесяти учеников. Так как количество школьников постоянно увеличивалось, занятия проходили в две смены. Но классных комнат всё - равно не хватало, поэтому либо в приспособленных помещения, либо в более просторных жилых избах были организованы по одному классу в Лосёвке, Дуброве и два класса в Поперечном. В Поперечном учителями работали Сахарова Мария Ивановна и Проколов. Из воспоминаний Ивана Филипповича Беда: «…они ежедневно ходили на работу из Погара через Лосёвку. Мои родители в то время жили в этом хуторе». Многие ученики, закончив 4 класса, начинали работать в родном колхозе «Пламя» или шли резать торф на Вадьковское торфопредприятие. И лишь немногие более менее состоятельн

В 1918 году заведующим Стеченской четырёхлетней начальной школы был назначен Карвовский Николай Андреевич, а Сергей Трофимович Макеенко, ранее занимавший эту должность, был переведён заведующим Погарским УОНО (Управление Отделом Народного Образования).

В 1930 году в первый класс Стеченской школы пришло более пятидесяти учеников. Так как количество школьников постоянно увеличивалось, занятия проходили в две смены. Но классных комнат всё - равно не хватало, поэтому либо в приспособленных помещения, либо в более просторных жилых избах были организованы по одному классу в Лосёвке, Дуброве и два класса в Поперечном. В Поперечном учителями работали Сахарова Мария Ивановна и Проколов. Из воспоминаний Ивана Филипповича Беда: «…они ежедневно ходили на работу из Погара через Лосёвку. Мои родители в то время жили в этом хуторе».

Многие ученики, закончив 4 класса, начинали работать в родном колхозе «Пламя» или шли резать торф на Вадьковское торфопредприятие. И лишь немногие более менее состоятельные родители имели возможность продолжить обучение своих детей дальше. В 5-й класс нужно было ходить в Бугаёвку, там была семилетка.

Заведующей Стеченской четырёхлетней школы в это время работала Софья Григорьевна Локшина. С чувством глубокой благодарности вспоминали эту учительницу её бывшие ученики, хотя проработала Софья Григорьевна в Стечне недолго. Она запомнилась односельчанам тем, что занималась обучением детей-инвалидов и больных ребят, приходя к ним домой после основной работы в школе. Являясь заведующей, вела большую работу по становлению пионерской организации, уделяла большое внимание патриотическому воспитанию не только учеников своей школы, но и молодёжи Стечны и близлежащих населённых пунктов. Это под её руководством в 1931 году в школе появились первые пионерские вожатые из числа неравнодушных образованных молодых людей. Об одном из них есть упоминание в первой части истории развития образования в с. Стечна. Это Василий Раков. Должность пионервожатого Василий выполнял на общественных началах. Два-три раза в неделю он приходил в школу к концу занятий, разучивал с пионерами революционные и песни о героях гражданской войны. Еженедельно пионеры отчитывались о проделанной работе и получали задания от старшего вожатого. Надо сказать, что главной обязанностью всех пионеров было хорошо учиться. Подводить своего старшего наставника никому не хотелось, хотя жилось всем по-прежнему очень и очень тяжело. Дети после школы помогали своим родителям не только по дому, но и часто шли в поле, где наравне со взрослыми жали, косили, пололи, копали, в общем, во время посевной и уборочной страды трудились во благо родного колхоза, зарабатывая родителям трудодни. А поздней осенью разновозрастные ученики садились за парты, чтобы научиться считать, читать и писать. Домашних заданий не было. Что усвоил на уроке, то и осталось в голове. Молодому советскому государству предстояло сделать многое, чтобы из почти безграмотного населения «вырастить» своих учёных во всех отраслях народного хозяйства и тех первых в мире, кто построит атомные электростанции, ледоколы, кто покорит космос.

А пока нужно было совершенствовать систему образования, создавать учебники, строить новые школы.

В первые годы советской власти одной из первоочередных задач была борьба с безграмотностью и отделение церкви от государства. Всю церковно-приходскую учебную литературу большевик изъяли и в большинстве своём уничтожили.

Именно тогда возник термин «ликбез» и за парты сели не только дети, но и взрослые. Для бойцов Красной Армии был издан специальный «Военный букварь» и «Букварь красноармейца». Изображения в них похожи на агитплакаты и по идее авторов должны были не только научить читать, но и привить революционный дух в бойцах. В связи с этим, начиная с 1924 года, появляются «Буквари для взрослых».

Самой первой учебной книгой, с которой сталкивались школьники начальных классов в 1920–30-е гг., был советский букварь (как вариант — «Первая рабочая книга» (вместо букваря) и подобные этому названия.

В букварях этих лет отсутствовали иллюстрации сказочных и былинных героев, так как букварь был призван воспитывать и просвещать, а не развлекать.

Первый советский учебник по математике «Арифметика» был написан методистом Н.С. Поповой в 1933 году. Затем программа в них претерпела изменения, задачи стали носить характер, воспитывающий гордость за простого рабочего. Например:

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Естествознание, как учебный предмет, должен был ориентировать подрастающее поколение в духе материализма. Главный принцип: «Материя первична…» шёл в разрез с тем, чему раньше учили детей служители церкви.

Для учителей, работавших в «новой советской» школе выли разработаны и выпущены различными издательствами учебные пособия по всем учебным предметам.

Кроме вышеперечисленных учебных предметов, в школьном расписании стояли уроки труда, пения, рисования. Сегодняшнее поколение «60 +» помнит, как на уроках труда и мальчиков и девочек учили пришивать пуговицы, обрабатывать края носового платочка, вышивать вишенки и листочки. На уроках физкультуры в тёплое время года в основном играли в подвижные игры на школьном дворе. Зимой – катание на самодельных санках, шинах, игра в снежки. Уроки труда в непогоду проходили в мастерской, которое было отдельно построено от основного здания. Весной и осенью работали на пришкольном участке, зимой чаще всего расчищали снег во дворе. Мальчики в зимнее время помогали приносить из сарая дрова для печек, носили из колодца воду. Девочки мыли парты, подоконники, полы в классах. В общем, работа кипела.

Много сил и труда в дело развития образования в Стечне вложил Александр Митрофанович Лапицкий –учитель, заведующий школой. Он жил по принципу: «Сгорая сам, свети другим». Не будет забыто стеченцами и имя Фёдора Семёновича Инномистова, отдавшего свои силы, знания и энергию укреплению материальной базы школы и общественной работе с молодёжью села.

Перед началом Великой Отечественной войны в Стеченской школе работала ещё одна супружеская пара: Варвара Ефимовна Лазаренко (уроженка Рогович) и Анатолий Иванович Денисович, который в предвоенное время был заведующим школой. С первых дней войны он добровольцем ушёл на фронт. Варвара Ефимовна возглавила управление школой, взвалив на свои женские плечи неимоверно тяжёлую ношу. В то время в школе преподавали ещё три учительницы: Любовь Лаврентьевна Малюго (тоже как и В.Е Лазаренко родом из Рогович), Клара Петровна из Погара и Нина Ивановна из Дареевска и . Вплоть до самой оккупации (осень 1941 года) и закрытии школы они продолжали учить детей. Вскоре Варвара Ефимовна, на руках которой осталась малолетняя дочь, а под сердцем билась ещё одна жизнь, получила на мужа похоронку, но горе не сломило молодую учительницу. Надо было продолжать жить за себя и погибшего на фронте мужа ради детей.

Начиная с осени 1941 до 1944 года занятия в здании школы не проводились.

Продолжение следует.