Найти в Дзене
Максим Бутин

6876. ЧЕЛОВЕК. ЖИЗНЬ. СМЕРТЬ...

1. Человек может жить в безвоздушном пространстве и в условиях невесомости в космосе — на космическом корабле или на космической станции. Человек может жить в воздушном пространстве и в условиях весомости в воздушной атмосфере на борту самолёта. 2. Человек может жить под водой — в море, на реке или озере в подводной лодке. Человек может жить на воде — на море, на реке или озере в надводном корабле. 3. Человек может жить глубоко под землёй — не просто в землянке, а в бункере, в подземелье, в пещере или в шахте на достаточной глубине, скажем — в метро. Человек может жить высоко над землёй, то есть не на уровне моря, а в горах и повыше, повыше, скажем — на высоте 7.000 метров, в последнем лагере перед штурмом Джомолунгмы (8.848 м), Чогори (8.614 м) или Канченджанги (8.586 м). 4. Но самое главное — человек может жить на Земле, не закапываясь в неё на километры, как в шахтах Южно-Африканской Республики, не живя в горах всё выше и выше, не ныряя в Марианский жёлоб, как на батискафе «Триест

1. Человек может жить в безвоздушном пространстве и в условиях невесомости в космосе — на космическом корабле или на космической станции.

Человек может жить в воздушном пространстве и в условиях весомости в воздушной атмосфере на борту самолёта.

2. Человек может жить под водой — в море, на реке или озере в подводной лодке.

Человек может жить на воде — на море, на реке или озере в надводном корабле.

3. Человек может жить глубоко под землёй — не просто в землянке, а в бункере, в подземелье, в пещере или в шахте на достаточной глубине, скажем — в метро.

Человек может жить высоко над землёй, то есть не на уровне моря, а в горах и повыше, повыше, скажем — на высоте 7.000 метров, в последнем лагере перед штурмом Джомолунгмы (8.848 м), Чогори (8.614 м) или Канченджанги (8.586 м).

4. Но самое главное — человек может жить на Земле, не закапываясь в неё на километры, как в шахтах Южно-Африканской Республики, не живя в горах всё выше и выше, не ныряя в Марианский жёлоб, как на батискафе «Триест», не покидая Землю, летая в 408 километрах над нею, как на Международной космической станции. К жизни на Земле человек наиболее приспособлен.

С такой жизнью у него наименьшее количество чисто жизненных, биологических, забот и потому именно на уровне моря он может посвятить себя высокому, поэзии и вообще искусству, и глубокому, науке и философии.

Не надо предпринимать массы усилий по устройству и очистке гальюна или установке душа на яхте. Не надо осваивать непростую науку создания космического туалета и пользования им, а также нетривиальной задачи банного дня в условиях невесомости. Не надо торчать месяцами под водой на подлодке, не видя ни белого света, ни синего моря.

5. Тексты и контексты...

Не штурвал, а небо крепкими руками
Обниму движением одним,
Ввысь летя ракетой, падая, как камень,
От машины в воздухе я неотделим.

Если б ты знала, если б ты знала,
Как тоскуют руки по штурвалу.
Лишь одна у лётчика мечта — высота, высота,
Самая высокая мечта — высота, высота.

Эти тоска и мечта проходят вместе с горючим в топливных баках. И тогда человек возвращается на Землю.

Обниму тебя я крепкими руками,
О тебе я в небе тосковал,
Я тебя осыплю звёздными стихами,
В небе для тебя одной я их собирал.

Если б ты знала, если б ты знала,
Как тоскуют руки по штурвалу.
Лишь одна у лётчика мечта — высота, высота,
Самая высокая мечта — высота, высота.

Н. Н. Добронравов. Мне с детства снилась высота (1966).

Последние тоска и мечта — пустое. Первичны и онтологичны — тоска по любимой, по объятьям с ней и звёздные стихи, которые, кстати, можно сочинять лишь на Земле, за штурвалом самолёта их много не насочиняешь.

6. Человек может жить всюду. Но самая заветная мечта шахтёра — подняться из шахты на поверхность. Мечта альпиниста после восхождения на очередной восьмитысячник — дождаться пощады и снисхождения природы, решившей на этот раз не губить смешного человечка. Мечта лётчика и космонавта — удачно приземлиться. Мечта моряка и Крыма — вернуться в родную гавань.

Все эти деяния — именно подвиги во имя развития всей социальной цивилизации или испытания себя одного на прочность. Но после решения таких инфинитезимальных и трансфинитных задач, после разовых прокалываний ткани пространства-времени, — а какая там у пустоты ткань, материя, ещё надо посмотреть, — человек, наколовшись вдоволь, возвращается к нормальной жизни, если не падает где-нибудь замертво, что по пути подвига встречается довольно часто: все дороги к подвигу усеяны трупами героев.

7. Видимо, высокое и глубокое надо искать на поверхности Земли. Разумеется, это чисто духовная цель, особенно если поверхность планирована грейдером и асфальтирована. И чисто человеческое её достижение, никакие животные, растения или минералы не способны к ней: не пишут стихов, не создают философем...

2025.12.24.