Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Удивительная правдивость искусства Дмитрия Левицкого

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822) родился в 1735 году на Украине. Его отец, Григорий Кириллович, был священником, занимался гравюрой, а также работал "справщиком" (редактором-корректором) в типографии Киево-Печерской лавры.
Судьбоносное событие для юного Левицкого произошло в 1752 году. Тогда в Киеве начались живописные работы в Андреевской церкви, возведённой по проекту Растрелли. Для

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822) родился в 1735 году на Украине. Его отец, Григорий Кириллович, был священником, занимался гравюрой, а также работал "справщиком" (редактором-корректором) в типографии Киево-Печерской лавры.

Автопортрет. Около 1783 Картон, масло. 20,3 × 16,3 см. Челябинский государственный музей изобразительных искусств
Автопортрет. Около 1783 Картон, масло. 20,3 × 16,3 см. Челябинский государственный музей изобразительных искусств

Судьбоносное событие для юного Левицкого произошло в 1752 году. Тогда в Киеве начались живописные работы в Андреевской церкви, возведённой по проекту Растрелли. Для руководства из Петербурга прибыл известный художник А. П. Антропов. Встреча с ним стала решающей: Левицкий становится его учеником.

Портрет графини А. А. Воронцовой в детстве, Русский музей
Портрет графини А. А. Воронцовой в детстве, Русский музей

Впервые как самостоятельный мастер Левицкий заявил о себе в 1770 году на выставке Академии художеств. Среди двадцати представленных работ несколько портретов принадлежали его кисти. Они произвели на современников чрезвычайно сильное впечатление, и художник сразу оказался в центре внимания. Заказы посыпались один за другим. Оставаясь верным заветам Антропова, Левицкий сохранил трезвость восприятия действительности, но, восприняв достижения Рокотова, проявил и обострённый интерес к психологии моделей.

Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, 1769, Русский музей, директор и первый ректор Императорской Академии Художеств. Фигура портретируемого, изображенного в академическом мундире, расположена в центре и четко читается на фоне. Вокруг — аксессуары, несущие большую смысловую нагрузку: слева на столе — лист с планом здания Академии и большая академическая печать, позади — шкаф для хранения академической казны. В этом портрете выявлены все особенности искусства Левицкого: изысканный подбор красок, поразительное мастерство в передаче фактур различных материалов, умелая постановка фигуры и убедительная характеристика лица (Русский музей).
Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, 1769, Русский музей, директор и первый ректор Императорской Академии Художеств. Фигура портретируемого, изображенного в академическом мундире, расположена в центре и четко читается на фоне. Вокруг — аксессуары, несущие большую смысловую нагрузку: слева на столе — лист с планом здания Академии и большая академическая печать, позади — шкаф для хранения академической казны. В этом портрете выявлены все особенности искусства Левицкого: изысканный подбор красок, поразительное мастерство в передаче фактур различных материалов, умелая постановка фигуры и убедительная характеристика лица (Русский музей).

Ещё в 1769 году был создан портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, а год спустя за него Левицкий получил звание академика. Эта работа свидетельствует, что её автор — уже вполне сложившийся и блестящий живописец.

Портрет Никифора Артемьевича Сеземова, 1770, Третьяковская галерея   Левицкий старается следовать привычной схеме репрезентативного изображения. Он использует красноречивый указующий жест, направляющий внимание зрителя на гравюру, проливающую свет на содержание всего портрета. На гравюре в руках Сезёмова можно видеть здание Воспитательного дома и завернутого в пеленку грудного младенца. Изображение сопровождается библейской надписью, недвусмысленно отражающей чаяния героя портрета: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь» (Ист.:  ГТГ).
Портрет Никифора Артемьевича Сеземова, 1770, Третьяковская галерея Левицкий старается следовать привычной схеме репрезентативного изображения. Он использует красноречивый указующий жест, направляющий внимание зрителя на гравюру, проливающую свет на содержание всего портрета. На гравюре в руках Сезёмова можно видеть здание Воспитательного дома и завернутого в пеленку грудного младенца. Изображение сопровождается библейской надписью, недвусмысленно отражающей чаяния героя портрета: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь» (Ист.: ГТГ).

Следующей выдающейся работой 1770 года стал портрет Н. А. Сеземова. Этот крепостной Шереметевых, предприимчивый откупщик, пожертвовал крупную сумму на Московский воспитательный дом, по случаю чего и был заказан портрет. Он примечателен тем, что изображает человека, чей облик разительно отличается от привычных героев парадной живописи XVIII века.

Портрет Дени Дидро, 1773 Женевский музей искусства и истории
Портрет Дени Дидро, 1773 Женевский музей искусства и истории

Среди ранних работ мастера особенно выделяется портрет знаменитого французского философа Дени Дидро, приехавшего в Петербург в 1773 году. Левицкому с необычайной проникновенностью удалось передать образ мыслителя. Философ изображён без парика, в домашнем халате. Выразительный овал лица, высокий умный лоб, острый, проницательный взгляд, упрямо сжатые губы и внутренняя устремлённость — во всём этом великолепно раскрывается яркая личность. Этот портрет Дидро завещал своей сестре.

Портрет воспитанницы Императорского училища благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой в костюме Сепрпины, 1773, Русский музей
Портрет воспитанницы Императорского училища благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой в костюме Сепрпины, 1773, Русский музей

Портрет Екатерины Хрущевой и княжны Екатерины Хованской, 1773, Русский музей
Портрет Екатерины Хрущевой и княжны Екатерины Хованской, 1773, Русский музей

Портрет Александры Петровны Левшиной, 1775, Русский музей
Портрет Александры Петровны Левшиной, 1775, Русский музей

В 1773 году Левицкому поручили исполнить серию портретов воспитанниц Смольного института — привилегированного заведения под покровительством Екатерины II. С 1773 по 1776 год художник создал цикл больших портретов, изображающих смолянок в театральных костюмах и с музыкальными инструментами. Эти работы — выдающееся явление в русском искусстве XVIII века, подкупающее своей «картинностью» и подлинной человечностью. Здесь же с небывалым блеском раскрылся дар Левицкого в передаче фактур: шёлка, атласа, парчи, кружев.

Портрет П.А.Демидова, 1773, Третьяковская галерея
Портрет П.А.Демидова, 1773, Третьяковская галерея

Параллельно со «Смолянками» в 1773 году Левицкий пишет не менее интересный портрет П. А. Демидова. Художник использует атрибуты парадного портрета: фигура в полный рост, массивные колонны, драпировки. Но как смело он придал им интимный характер! Демидов изображён в домашнем халате и колпаке, а вместо традиционных регалий указывает на горшки с цветами и садовую лейку. Особенно выразительно лицо Демидова, переданное с глубоким психологизмом.

Конец 1770-х — первая половина 1780-х — период наивысшего творческого расцвета Левицкого. В это время окончательно формируется его приверженность камерному, интимному портрету. Композиция, ритм и цвет подчиняются задаче раскрытия внутреннего мира человека.

Портрет М.А.Дьяковой, 1778, Третьяковская галерея
Портрет М.А.Дьяковой, 1778, Третьяковская галерея

Портрет М. А. Дьяковой (1778), возможно, самое поэтичное и тонкое по живописи произведение художника. Образ молодой женщины полон необъяснимого обаяния.

Портрет священника (Григория Кирилловича Левицкого?), 1779, Третьяковская галерея
Портрет священника (Григория Кирилловича Левицкого?), 1779, Третьяковская галерея

Портрет священника, считающийся изображением отца Левицкого, поражает наблюдательностью: изборождённый морщинами лоб, усталый глубокий взгляд, с особой ласковостью выписанная седая голова.

Портрет Я.Е. Сиверса, 1779, Третьяковская галерея
Портрет Я.Е. Сиверса, 1779, Третьяковская галерея

В 1779 году был написан портрет графа Я. Е. Сиверса, в облике которого художник подчеркнул волю, энергию и внутреннюю собранность. Поза лишена показной эффектности, а портрет покоряет большой внутренней силой.

Особенно богатым на творческие достижения стал для Левицкого 1782 год. Тогда были созданы портреты А. Д. Ланского, П. В. Бакунина и его жены, Анны Давиа и графини Урсулы Мнишек.

Портрет А. Д. Ланского, 1782, Русский музей
Портрет А. Д. Ланского, 1782, Русский музей

В портрете фаворита Екатерины II Ланского художник использует атрибуты парадного портрета: величавая поза, богатый мундир, бюст императрицы. Но среди этого великолепия лицо юноши — миловидное, но лишённое яркой индивидуальности.

Портрет П.В. Бакунина Большого1782, Третьяковская галерея
Портрет П.В. Бакунина Большого1782, Третьяковская галерея

Бакунин, один из руководителей внешней политики при Екатерине II, изображён как человек острого ума и твёрдой воли. Его лицо доминирует на холсте, а все детали костюма — лишь дополнение к образу.

Портрет Екатерины Андреевны Бакуниной, 1782. Третьяковская галерея
Портрет Екатерины Андреевны Бакуниной, 1782. Третьяковская галерея

Портрет его жены представляет типичную русскую барыню той эпохи: жизнерадостную, своенравную, вероятно, строгую хозяйку.

Портрет Анны Давиа-Бернуцци, 1782Третьяковская галерея
Портрет Анны Давиа-Бернуцци, 1782Третьяковская галерея

На портрете итальянская певица Анна Давиа — примадонна оперы, предмет увлечения министра иностранных дел князя Безбородко. Расходы Безбородко на Анну Давиа были столь велики, что Екатерина II, узнав об этом, вынуждена была вынести решение о немедленной высылке из пределов России как самой певицы, так и всей труппы. 

Предельно остро передан образ актрисы и женщины авантюрного склада. Её манерный жест, пышный туалет с лентами и цветами, нарядный, чуть пёстрый колорит — всё служит выражению характера.

Портрет графини Урсулы Мнишек, 1782 Третьяковская галерея
Портрет графини Урсулы Мнишек, 1782 Третьяковская галерея

Совсем иная красота присуща графине Урсуле Мнишек — аристократке из высшего света. Левицкий с предельным мастерством передаёт её грациозный, хрупкий облик. Искусствовед Г. В. Жидков отмечал нежную голубовато-желтоватую гамму платья, пепельные волосы и лёгкий румянец на фарфоровом лице как ключевые элементы этого изысканного образа.

Портрет И.И. Дмитриева, 1790-е, Третьяковская галерея
Портрет И.И. Дмитриева, 1790-е, Третьяковская галерея

Левицкий умел видеть суть своих современников. Удивительная правдивость была важнейшей чертой его искусства. Он не подменял модель своим восприятием, а шёл от подлинной сути человека. Как никто другой во второй половине XVIII века, он улавливал неповторимое и самое существенное в каждом, кто ему позировал.

Портрет А.Я.Левицкой , жены художника, 1780г, холст, масло,82,5 x 69,5 (овал) Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургВ портрете своей жены художник, следуя объективности в передаче физического облика, сумел в то же время выделить и присущие ей душевные качества: доброту и мудрость. Настасья Яковлевна Левицкая (1746? — не ранее 1824) — жена художника. Сведений о ее жизни сохранилось чрезвычайно мало. Н.Я. Левицкая была на одиннадцать лет моложе мужа. Согласно метрическим книгам, у нее было трое детей: сыновья Григорий и Алексей, умершие в младенчестве, и дочь Агафья.Долгое время портрет считался изображением Екатерины II. Позднее, когда портрет был передан Русскому музею, от этого определения все-таки отказались, хотя в чертах лица действительно улавливается общее с обликом Екатерины II. Наличие сходства позволяет предположить, что Настасья Яковлевна могла служить моделью для художника при исполнении им заказных портретов императрицы (Википедия).
Портрет А.Я.Левицкой , жены художника, 1780г, холст, масло,82,5 x 69,5 (овал) Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургВ портрете своей жены художник, следуя объективности в передаче физического облика, сумел в то же время выделить и присущие ей душевные качества: доброту и мудрость. Настасья Яковлевна Левицкая (1746? — не ранее 1824) — жена художника. Сведений о ее жизни сохранилось чрезвычайно мало. Н.Я. Левицкая была на одиннадцать лет моложе мужа. Согласно метрическим книгам, у нее было трое детей: сыновья Григорий и Алексей, умершие в младенчестве, и дочь Агафья.Долгое время портрет считался изображением Екатерины II. Позднее, когда портрет был передан Русскому музею, от этого определения все-таки отказались, хотя в чертах лица действительно улавливается общее с обликом Екатерины II. Наличие сходства позволяет предположить, что Настасья Яковлевна могла служить моделью для художника при исполнении им заказных портретов императрицы (Википедия).

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия, 1783, Третьяковская галерея. Варианты портрета находятся в Государственном Русском музее (1783), В Новосибирской областной картинной галерее (1783), в Киевском музее русского искусства (ок. 1783); копия (вариант?) – в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия, 1783, Третьяковская галерея. Варианты портрета находятся в Государственном Русском музее (1783), В Новосибирской областной картинной галерее (1783), в Киевском музее русского искусства (ок. 1783); копия (вариант?) – в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.

В 1783 году Левицкий написал знаменитый портрет Екатерины II. Строго говоря, это не портрет в обычном смысле. Он передаёт не реальный облик, а желаемый образ государыни — такой, какой она хотела являться подданным. Это мастерски исполненная живописная ода.

Портрет Екатерины Воронцовой-Дашковой, 1784. Музей Хиллвуд
Портрет Екатерины Воронцовой-Дашковой, 1784. Музей Хиллвуд

Портрет дочери А.Д. (Агаши) Левицкой, дочери художника, 1785, Третьяковская галерея
Портрет дочери А.Д. (Агаши) Левицкой, дочери художника, 1785, Третьяковская галерея

Портрет дочери художника, Агаши Левицкой (1785), в русском костюме согрет искренней отеческой симпатией.

Вспоминаются строки стихотворения Державина "Русские девушки":

"Зрел ли ты...

Как их лентами златыми

Челы белые блестят,

Под жемчугами драгими

Груди нежные дышат.

Как сквозь жилки голубые

Льётся розовая кровь,

На ланитах огневые

Ямки врезала любовь.

Как их брови соболины,

Полный искр соколий взгляд,

Их усмешка души львины

И орлов сердца — разят".

Простая обстановка с караваем хлеба и кружкой кваса на узорчатой скатерти подчёркивает национальный колорит. Г. В. Жидков отмечал смелое сочетание ярко-голубого сарафана и розовой душегрейки, рождающее ощущение праздничной полноты жизни.

Портрет неизвестной в голубом, 1784, Киевская национальная картинная галерея  
Портрет неизвестной в голубом, 1784, Киевская национальная картинная галерея  

Портрет великого князя Александра Павловича в детстве, 1787, Третьяковская галерея
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве, 1787, Третьяковская галерея

Портрет неизвестной с розой, 1788, Третьяковская галерея
Портрет неизвестной с розой, 1788, Третьяковская галерея

В 1790-е годы количество и отчасти, качество работ Левицкого сокращается.

С 1771 года художник преподавал в портретном классе Академии художеств. В 1778 году он ушёл в отставку, но в 1807 году, благодаря стараниям друзей, был возвращён в Совет Академии. Это решение было связано с тяжёлым материальным положением стареющего мастера.

"... Левицкий находится ныне, — свидетельствует академический документ, — ... весьма в нужном состоянии, потому что по слабости преклонных его лет он не может уже столько работать и не может столько находить себе работы, как прежде; семейство же его умножилось содержанием внуков, которых по смерти отца их воспитывать он должен".

Сведения о последних годах жизни Левицкого столь же скудны, как и о первых. Художник был похоронен на Смоленском православном кладбище, но могила его была утрачена ещё в XIX веке.