Самым сложным и противоречивым пунктом остается территориальный вопрос. Само соглашение будет юридически обязательным, и его выполнение будет контролировать Совет мира во главе с Дональдом Трампом. После того как все стороны согласуют договор, полное прекращение огня вступает в силу немедленно
Обновлено в 17:00
Владимир Зеленский впервые назвал все 20 пунктов американского плана завершения конфликта России и Украины на брифинге с журналистами. По его словам, это тот самый мирный план, который раньше состоял из 28 пунктов и который Киев обсуждал все последние месяцы с Вашингтоном.
В первых пунктах мирного плана, по версии украинской стороны, подтверждение суверенитета страны, соглашение о ненападении между Россией и Украиной, мониторинг на линии соприкосновения и гарантии безопасности для Киева.
Численность ВСУ остается на уровне 800 тысяч человек в мирное время. США, НАТО и европейские страны предоставят Украине гарантии безопасности по примеру статьи 5 Устава альянса. Страна сохраняет безъядерный статус. В случае возобновления боевых действий последует военный ответ и восстановление санкций против России.
Москва закрепляет политику ненападения в отношении Европы и Украины во всех необходимых законах. Киев в свою очередь обязуется ввести образовательные программы в школах, способствующие пониманию и толерантности к различным культурам, устранению национализма и предвзятости.
Дальше идет пакет мер по восстановлению Украины. Украина становится членом Евросоюза в конкретную дату, которая еще будет определена. Появится некий пакет глобального развития, который будет определен в отдельном инвестиционном соглашении. Будут созданы несколько фондов для решения вопросов восстановления, главная цель которых — привлечь 800 млрд долларов. Также Украина ускорит процесс заключения соглашения о свободной торговле с США.
Вопрос, по которому, как отмечается, компромисса нет, — это статус Запорожской АЭС. США предлагают трехстороннее управление, где хотят выступить главным менеджером. Украина предлагает управление 50 на 50.
Самым сложным пунктом остаются территории. Один из вариантов, по версии Киева, — российские силы выходят из Днепропетровской, Николаевской, Сумской и Харьковской областей. В Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях стороны остаются там, где стоят, то есть на линии соприкосновения.
Россия хочет, чтобы Украина вышла из Донецкой области, США же предлагают компромисс — создание свободной экономической зоны. Такая зона, по словам Зеленского, может быть принята только через референдум, и тогда на этот референдум нужно выносить весь документ.
Россия, как считает Киев, не должна препятствовать использованию реки Днепр и Черного моря для коммерческой деятельности. Кинбурнская коса будет демилитаризована.
Остальные пункты символические: Россия и Украина обязуются не изменять договоренности силой. Происходит обмен пленными «всех на всех», возвращение гражданских, детей и политзаключенных. Украина обязуется провести выборы как можно скорее после подписания соглашения.
По словам Зеленского, «мобилизацию можно трансформировать или не проводить в условиях, когда есть соглашение и оно реализуется, а может, проводить частично и частично демобилизовать людей». Военное положение, по словам Зеленского, отменять сразу не будут, и оно продлится еще несколько месяцев. Провести быстро парламентские и местные выборы не удастся.
О том, можно ли назвать план рабочим, поговорили с политологом Георгием Бовтом, телеграм-канал «Бовт знает»:
— С одной стороны, рабочий, с другой стороны, это тупик, вот так бы я ответил. Рабочий он в том смысле, что, например, там есть положение о том, что полное прекращение огня достигается только после того, как все уже согласовано. А раньше, между прочим, не далее как полгода назад, Киев требовал, чтобы сначала было прекращение огня, а потом переговоры по всему остальному. Но главный пункт — территориальный — остается несогласованным. Более того, навешаны на него условия референдума, что погружает это все в долгие дискуссии о том, как проводить референдум, как учитывать референдум и так далее. Не говоря о том, что все мы помним, как Путин сказал на «Итогах года», что в России живут от 5 млн до 10 млн украинцев, стало быть, Москва логично потребует, чтобы эти 10 млн бюллетеней тоже были отправлены в Россию и там бы тоже голосовали по референдуму всеукраинскому.
— Что касается гарантий безопасности Украине, 5-я статья Устава НАТО, по этому пункту как-то не стало больше ясности. А в плане, по версии Зеленского, нет обязательства не вступать в НАТО.
— Обязательства не вступать в НАТО нет, но это обязательство можно внести в какой-то документ, который может быть заключен либо между Россией и НАТО, либо между Россией и США как ведущей страной НАТО. Это не является непреодолимым, на мой взгляд, препятствием. К тому же 5-ю статью договора НАТО никто толком в жизни никогда не испытывал на прочность. Она вовсе не предусматривает автоматического вступления в войну.
— А ВСУ на 800 тысяч — реалистичная цифра?
— Москва, конечно, будет возражать против такой цифры, потому что это немногим меньше, чем сейчас под ружьем находится. С другой стороны, такую армию в мирное время Украина все равно за свой счет не потянет и будет просить деньги у своих союзников. А союзникам могут сказать, что слушайте, раз уж наступило прекращение огня, так давайте вы как-нибудь умерите аппетиты свои.
— Какова вероятность, что люди на референдуме выберут мир в обмен на территории?
— Формула «мир в обмен на территории» не поддерживается большинством населения Украины. Можно это считать национальным упрямством или как угодно, но думаю, что эта формула не пройдет. Помимо того что она неприемлема для Москвы. Ведь референдум предполагается проводить, на минуточку, на тех территориях, которые Россия уже записала в свою конституцию.
— Что на этот план может сказать Москва?
— Москва странным образом молчит. МИД говорит, что он не сторонник мегафонной дипломатии, этот принцип хорош, когда все его придерживаются. А когда только ты один придерживаешься, то это не дипломатические манеры, а проигрыш в информационной войне. Все обсуждают некий план, другая сторона отмалчивается и никак его не оценивает. Можно уже озвучить свою позицию.
— А мы можем быть уверены, что на столе у российской стороны вообще те же самые пункты, что сейчас обнародовал Зеленский?
— Тогда тоже можно сказать, что Зеленский врет, например, или не врет. Или он говорит, что это примерно те же пункты, но вот эти два пункта, например по территориям, по Запорожской АЭС, по армии, неприемлемы. И вообще мы требуем еще защиты прав русскоязычных, русского языка, канонической Украинской православной церкви, перечислить свои мирные пункты. Это тоже было бы неплохо, ну и пусть себе сравнивают.
СМИ обращают внимание, что предложенный Киевом проект по урегулированию не включает пункт о снятии санкций с России. О самых сложных пунктах в представленном плане говорит политолог-международник, эксперт клуба «Валдай», кандидат исторических наук Андрей Кортунов:
Андрей Кортунов политолог-международник, эксперт клуба «Валдай»
«Можно по-разному оценивать приоритетность тех или иных пунктов, безусловно, территориальный вопрос является одним из самых чувствительных. Пока, мне кажется, нет оснований полагать, что позиции сторон по территориальному вопросу сближаются, поэтому, по всей видимости, он в дальнейшем останется одним из самых сложных. Если говорить о контроле над Запорожской атомной электростанцией, то это тоже вопросы технически очень непростые, но все-таки их, наверное, отнести к категории принципиальных было бы некоторым преувеличением. Существуют модели разделенного управления, и здесь, наверное, при наличии политической воли найти какой-то компромисс возможно. Есть целый ряд вопросов, которые, с моей точки зрения, по крайней мере, являются более принципиальными. И самый главный из них — это вопрос о пределах национального суверенитета Украины. Позиция Зеленского заключается в том, что этот суверенитет не может предполагать каких-либо ограничений, ну, скажем, ограничений на вступление Украины в тот или иной военно-политический союз или каких-то серьезных ограничений на размеры, структуру Вооруженных сил Украины, тем более каких-то ограничений, касающихся религиозной или языковой политики украинского государства. Российская позиция другая, как мы знаем, она предполагает, что такие ограничения должны иметь место. Вопрос, скажем, членства Украины в НАТО или вопрос размеров Вооруженных сил Украины — это не только внутреннее дело украинского руководства, но и вопрос европейской политики, поэтому он должен так или иначе решаться в контексте переговоров. Вот если удастся найти компромисс в этой области, остальные вопросы могут быть разрешены легче, но пока что, к сожалению, у нас нет оснований говорить о том, что позиции сторон сближаются».
Так называемый план Зеленского точно не устроит российскую сторону и даже вряд ли устроит американскую, считает политолог-американист Малек Дудаков:
Малек Дудаков политолог-американист
«Как мы видим, 20-пунктный так называемый мирный план Украины — это во многом на самом деле то, что до этого предлагала и представляла «коалиция желающих» в Европе, то есть европейская «партия войны» и тесно связанные с ней евробюрократы в Брюсселе. Это план, очевидно, неприемлемый для российской стороны по многим моментам, в частности там предлагается заморозить конфликт по нынешней линии фронта, то есть без того, чтобы Россия смогла вернуть свои новые регионы в их конституционных границах, в частности Донбасс. Предполагается то, что Россия должна уйти из других украинских регионов, из Сумской области, Днепропетровской, но при этом сама Украина не готова идти на какие-то серьезные уступки территориальные со своей стороны. Хотя очевидно, что именно Украина на текущий момент находится в положении проигрывающей стороны на поле боя, то есть ей нужно идти на самом деле на более серьезные уступки, а не России. Другой момент связан с тем, что Украине предлагается предоставление контроля над Запорожской атомной электростанцией либо американской стороне, либо американцам и украинцам, учитывая, что она уже находится на нашей территории, плюс там очень большие серьезные послабления в плане судоходства для Украины. При этом украинцы отказываются от членства в НАТО, но им предлагается членство в Европейском союзе. Это, честно говоря, тоже максимально нереалистично, потому что все отлично понимают, что на текущий момент Европейский союз просто-напросто не потянет Украину в своих рядах. Нужны сотни миллиардов долларов для того, чтобы, во-первых, восстановить Украину по итогам конфликта, а потом ее вывести на такой средний восточно-европейский уровень условной Болгарии или Румынии. При этом видно, что попытались этот план несколько переделать под американские требования, потому что говорится о необходимости провести выборы сразу после заморозки конфликта и так далее. Я думаю, что надеются на то, что им удастся американскую сторону перетянуть к себе. В нынешнем виде этот самый мирный план Украины просто-напросто неприемлем для России».
Само соглашение будет юридически обязательным, и его выполнение будет контролировать Совет мира во главе с Дональдом Трампом. Наконец, последний, 20-й пункт: после того как все стороны согласуют договор, полное прекращение огня вступает в силу немедленно. После подписания мирного соглашения мобилизацию могут отменить или проводить частично, добавил Зеленский.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»