Найти в Дзене
Живописные истории

Картина «Изобилие с четырьмя стихиями» Яна Брейгеля Старшего и Хендрик де Клерка, 1606 г.

На этой картине Церера, богиня земледелия и плодородия, изображена в окружении фруктов и цветов, как олицетворение Изобилия, держащая в руках рог изобилия. История рога изобилия взята из двух текстов римского поэта Овидия (43 г. до н.э. – 17/18 г. н.э.): «Метаморфозы» (IX, 80-100) и «Фасты» (V, 121-24). Идея процветания дополняется олицетворением четырех стихий в виде двух женских фигур на земле рядом с ней и двух мужских в воздухе. Внизу аллегорические фигуры Земли и Воды сопровождаются различными морскими существами, фруктами и цветами, которые они приносят в дар богине, подчеркивая её центральное положение своими позами. Вверху фигура, символизирующая Огонь, держит факел, а олицетворение Воздуха окружено птицами. Их изобразительное представление отсылает к присущему элементам равновесию и их присутствию в истоках природы. Взаимосвязь четырёх стихий со Вселенной впервые была изложена в «Физике» Аристотеля (384–322 до н.э.), где земля, вода, огонь и воздух представлены как четыр

На этой картине Церера, богиня земледелия и плодородия, изображена в окружении фруктов и цветов, как олицетворение Изобилия, держащая в руках рог изобилия.

История рога изобилия взята из двух текстов римского поэта Овидия (43 г. до н.э. – 17/18 г. н.э.): «Метаморфозы» (IX, 80-100) и «Фасты» (V, 121-24).

-2

Идея процветания дополняется олицетворением четырех стихий в виде двух женских фигур на земле рядом с ней и двух мужских в воздухе.

-3

Внизу аллегорические фигуры Земли и Воды сопровождаются различными морскими существами, фруктами и цветами, которые они приносят в дар богине, подчеркивая её центральное положение своими позами.

-4

Вверху фигура, символизирующая Огонь, держит факел, а олицетворение Воздуха окружено птицами.

Их изобразительное представление отсылает к присущему элементам равновесию и их присутствию в истоках природы.

Взаимосвязь четырёх стихий со Вселенной впервые была изложена в «Физике» Аристотеля (384–322 до н.э.), где земля, вода, огонь и воздух представлены как четыре субстанции, составляющие весь мир.

Изображенный сюжет отсылает к природе и её чувственной красоте, что здесь подчёркивается oбнажённостью фигур, большинство из которых — женские.

В данном случае художник выбрал Цереру в качестве олицетворения Изобилия, как это было представлено в «Иконологии» Чезаре Рипы (1560–1622), опубликованной в 1593 году.

-5

Ближе к концу жизни Ян Брейгель Старший (1568–1625) посвятил часть своего творчества аллегорическим сериям, показывающим четыре стихии, которые были очень популярны в фламандской живописи XVII века.

Он часто сотрудничал с другими художниками, что было обычной практикой в ​​Антверпене XVII века.

В данном случае фигуры были написаны брюссельским художником Хендриком де Клерком (ок. 1560-1630).

Вклад Яна Брейгеля Старшего в эту серию заключался в том, что он включал эти аллегории в пейзаж, что позволяло ему продемонстрировать своё необычайное техническое мастерство в изображении животных, цветов и различных элементов природы.

Испанская монархия питала особую любовь к работам Яна Брейгеля Старшего, и к этой теме в частности.

Появление данной картины в Испании задокументировано в 1727 году в коллекции короля Филиппа V.

В 1746 году она висела вместе со многими другими картинами в спальне монарха в Королевском дворце Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо.

После пребывания в Королевском дворце Аранхуэса картина попала в Королевский музей живописи (ныне Национальный музей Прадо) вместе со многими другими аллегориями, написанными Яном Брейгелем Старшим.

Брейгели | Живописные истории | Дзен
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждём вас с нетерпением!
-6