Используя бизнес-счета для личных целей и наоборот‚ предприниматель рискует получить штраф от налоговой службы. Рассказываем о том‚ как правильно вести учет‚ чтобы сохранить как личную‚ так и корпоративную стабильность.
Антон Купринов
исполнительный директор
Московского гарантийного фонда
Смешение счетов — непрозрачность личной и бизнес-экономики
На практике отсутствие четкой границы между личными и бизнес-счетами приводит к конкретным и весьма дорогостоящим проблемам.
- Отсутствует контроль и управление реальной прибылью. Без разделения счетов невозможно корректно рассчитать финансовый результат. В общем cash flow смешиваются личные средства, операционная выручка и заемные деньги, что делает данные для анализа нерелевантными.
- Невозможно планировать личный бюджет. Предприниматель не может четко определить, какую сумму безопасно вывести из бизнеса в качестве вознаграждения, не подорвав его операционную деятельность.
- Не контролируются личные инвестиции в бизнес. Вливание личных сбережений в бизнес без надлежащего оформления ведет к потере контроля над этими инвестициями.
Как налоговые органы смотрят на смешение счетов
При смешении счетов, помимо дискомфорта для бизнеса и личных финансов, появляются налоговые риски и проблемы при проверках.
Для ИП на УСН «Доходы» (6%) перевод личных средств могут расценить как доход предпринимателя. В результате ИП обязан заплатить с этих сумм 6% налога, а в случае проверки — доказать источник происхождения средств, предоставив подтверждающие документы.
Для ООО использование денежных средств компании для покрытия личных расходов учредителя или директора (например, на оплату жилья, отдыха, обслуживание личного авто) квалифицируется как необоснованное изъятие активов. В ходе налоговой проверки такие расходы не примут к учету, что приведет к доначислению налогов, пеней и штрафов.
Как разделить личный и бизнес-счет: пошаговая инструкция
Чтобы отслеживать движение средств и контролировать личные и бизнес-нужды, рекомендую внедрять следующие изменения.
1. Открыть отдельный расчетный счет.
Он позволит отделить денежный поток бизнеса от личных средств. Больше не придется гадать, что за суммы фигурируют в общем обороте: выручка от продаж, личный заем или собственные сбережения.
2. Назначить себе официальную зарплату.
Тогда предприниматель станет полноценным сотрудником с предсказуемым доходом и сможет планировать личный бюджет.
Как определить размер зарплаты
Фиксированная сумма. Плюс: стабильность. Минус: может давить на бизнес в убыточный месяц.
Процент от чистой прибыли. Плюс: мотивация, доход растет с бизнесом. Минус: нестабильность.
3. Наладить учет, чтобы не терять след личных вложений.
Учет покажет реальную рентабельность каждой статьи и не позволит «растворить» в общем денежном потоке личные инвестиции. Начать можно с простой таблицы с колонками «Дата», «Статья», «Приход», «Расход», «Остаток». Позже можно подключить автоматизированные сервисы, которые сократят количество ручной работы.
4. Если вносятся личные деньги, оформлять их как заем.
Можно составить договор беспроцентного займа и переводить деньги с личного счета на бизнес-счет с четким назначением платежа (например, «Заем от ФИО по договору №Х»). Верните себе деньги, когда бизнес это позволит. Если нужен кредит для бизнеса, выгодное предложение можно найти на Сравни.
5. Внедрить финансовое планирование.
Получив выручку, желательно сразу распределить ее по статьям:
налоги и взносы (лучше отложить нужный процент немедленно);
операционные расходы следующего месяца (аренда, закупки, зарплаты);
инвестиции в развитие (5–10%);
финансовая подушка бизнеса (цель — отложить три — шесть месячных расходов);
личная зарплата предпринимателя.
Частые ошибки предпринимателя: как перестать себя обманывать
Чаще всего ломают новую финансовую систему всего четыре ключевые ошибки.
1. «Возьму немного наличных из кассы, я же хозяин».
Нельзя точно знать, сколько наличной выручки останется в конце дня. Это создает предпосылки для появления кассового разрыва, а для налоговой такие изъятия без оформления — красный флаг, который может привести к доначислениям.
Все личные нужды, даже срочные, нужно покрывать только из официальной зарплаты, которая перечисляется на личную карту. Касса и бизнес-счет — неприкосновенны.
2. «Буду спасать бизнес деньгами с личной карты. Это быстрее».
Так проблема не решается, а лишь маскируется. Постоянно подкармливая бизнес личными сбережениями, предприниматель скрывает его потенциальную убыточность.
Любое пополнение необходимо оформлять как заем по договору и анализировать, почему бизнесу не хватило оборотных средств в каждом конкретном случае: низкая маржа, высокие постоянные расходы, кассовые разрывы из-за работы с отсрочкой.
3. «Оплачу бизнес-ланч в счет представительских расходов».
В таком случае предприниматель попадает в серую зону, где личная выгода маскируется под бизнес-цель. Да, представительские расходы (прием партнеров, клиентов) допустимы, но требуют строгого документального обоснования. Для налоговой такие траты — готовый повод снять расходы, доначислить налоги и штрафы за необоснованное уменьшение налоговой базы.
Если это деловая встреча, то оформлять ее надо правильно: указывать цель, состав участников (контрагенты, потенциальные клиенты), сохранять чеки. Если это личный обед, то оплачивать его следует из своей зарплаты.
4. «Учет — это скучно. Я и так все помню».
На старте, когда операций не больше 10–20 в месяц, держать их в голове легко. Но при масштабировании десятки поставок, сотни транзакций по эквайрингу и выплаты сотрудникам превратятся в кошмар в момент сдачи отчетности и приведут к повышенному риску штрафов.
Необходимо выделить в личном расписании 15 минут в конце рабочего дня на внесение операций в таблицу или проверку автоматических проводок в сервисе.
Важное кратко
Разделение личных средств и финансов компании сделает бизнес более прогнозируемым, предприниматель начнет реально управлять средствами, а не просто закрывать дыры и пассивно следовать за потоком.
Предприниматель будет четко знать, где реальная выручка, а где — личный заем. Это позволит планировать и копить средства на развитие бизнеса.
Уйдет страх, что оплата ужина бизнес-картой обернется доначислением налогов.
Cash flow — показатель финансового состояния компании, который отражает движение денежных средств, поступающих и выходящих из организации за определенный период.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной