Найти в Дзене
Ваш Белозер😉

История не по учебнику: очём молчат историки

Глава I: Призвание и становление. От Рюрика до Игоря. Лето 862-ое от Сотворения мира стало отправной точкой, когда разрозненные племена словен, кривичей, чуди и веси, устав от бесконечных междоусобиц и внешних поборов, решились на шаг отчаянный и мудрый. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», — так гласит «Повесть временных лет». На зов откликнулись три брата-варяга: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик сел в Ладоге (позже перебравшись в Новгород), Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске. Смерть младших братьев через два года сделала Рюрика единоличным правителем, заложив фундамент династии, которой суждено было править семь столетий. Новгород стал первой столицей, оплотом северной мощи, где ковалось единство славянских и финно-угорских родов под единой рукой. После кончины Рюрика в 879 году власть перешла к его соратнику Олегу, прозванному Вещим. Поскольку сын Рюрика, Игорь, был ещё мал, Олег взял на себя бремя регентства и расширения

Глава I: Призвание и становление. От Рюрика до Игоря.

Глава I: Призвание и становление. От Рюрика до Игоря.

Лето 862-ое от Сотворения мира стало отправной точкой, когда разрозненные племена словен, кривичей, чуди и веси, устав от бесконечных междоусобиц и внешних поборов, решились на шаг отчаянный и мудрый. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», — так гласит «Повесть временных лет». На зов откликнулись три брата-варяга: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик сел в Ладоге (позже перебравшись в Новгород), Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске. Смерть младших братьев через два года сделала Рюрика единоличным правителем, заложив фундамент династии, которой суждено было править семь столетий. Новгород стал первой столицей, оплотом северной мощи, где ковалось единство славянских и финно-угорских родов под единой рукой.

После кончины Рюрика в 879 году власть перешла к его соратнику Олегу, прозванному Вещим. Поскольку сын Рюрика, Игорь, был ещё мал, Олег взял на себя бремя регентства и расширения границ. В 882 году он совершил дерзкий поход на юг. Обманом выманив из Киева варяжских князей Аскольда и Дира, выдавая себя за купца, Олег убил их, провозгласив Киев «матерью городов русских». Это событие ознаменовало объединение двух главных центров Руси — Новгорода и Киева, создав единый путь «из варяг в греки». Олег был не просто воином, но и великим дипломатом. В 907 и 911 годах он совершил легендарные походы на Константинополь (Царьград). Византийцы, поражённые мощью русского флота (согласно легенде, Олег поставил ладьи на колёса и под парусами пошёл на город по суше), пошли на подписание выгоднейших торговых договоров. Русские купцы получили право беспошлинной торговли и содержания за счёт империи. Символом этой победы стал щит Олега, прибитый к вратам Царьграда.

-2

Смерть Олега в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его любимого коня, передала бразды правления возмужавшему Игорю Рюриковичу. Его правление было временем суровых испытаний. В 941 году его первый поход на Византию закончился катастрофой: греческий огонь уничтожил русский флот. Однако Игорь не пал духом и в 944 году собрал огромное войско, вынудив императора Романа I Лакапина подтвердить прежние мирные условия. Но роковой ошибкой Игоря стала его жадность. В 945 году, собрав дань с древлян, он, подстрекаемый дружиной, решил вернуться за добавкой. «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо», — решили древляне во главе с князем Малом. Игорь был схвачен у города Искоростень и казнён лютой смертью: его привязали к верхушкам двух согнутых берёз и разорвали надвое.

На сцену вышла вдова Игоря — княгиня Ольга. Она стала первой женщиной-правительницей Руси, проявив холодный расчёт и железную волю. Её месть древлянам была четырехкратной и беспощадной: от погребения заживо послов до сожжения Искоростеня с помощью птиц, к лапам которых была привязана горящая пакля. Но Ольга была не только мстительницей, но и великим реформатором. Понимая, что хаотичный сбор дани (полюдье) губителен, она установила «уроки» (фиксированный размер дани) и «погосты» (места сбора), создав первую на Руси систему налогообложения. В 955 (или 957) году Ольга совершила дипломатический визит в Константинополь, где приняла крещение под именем Елена. Её крестным отцом стал сам император Константин Багрянородный. Это был первый шаг к христианизации Руси, хотя её сын Святослав остался верен старым богам, опасаясь насмешек дружины.

-3

Святослав Игоревич, взошедший на престол в 964 году, был истинным «князем-воином». Он не обременял себя бытом, спал на конской попоне и всегда предупреждал врагов честным: «Иду на вы!». За короткий срок он сокрушил Хазарский каганат, взяв крепости Саркел и Итиль, разгромил волжских булгар и ясов. Его взоры были обращены на Балканы. В 968 году он захватил множество городов в Болгарии, мечтая перенести столицу в Переяславец на Дунае, считая это место «серединой земли своей». Однако Византия, напуганная ростом могущества Руси, вступила в затяжную войну. Осада Доростола в 971 году стала вершиной воинской доблести: Святослав с горсткой воинов противостоял огромной армии императора Иоанна Цимисхия. Заключив почётный мир, Святослав двинулся домой, но в 972 году пал в засаде печенегов у Днепровских порогов. Его гибель открыла путь к первой междоусобице между его сыновьями, о которой мы поговорим в следующей части.

Глава II: От междоусобицы к Крещению и расцвету. Владимир Святой и Ярослав Мудрый.

После гибели Святослава Игоревича в 972 году Русь погрузилась во тьму первой братоубийственной войны. Три сына великого воителя — Ярополк, Олег и Владимир — не смогли поделить отцовское наследство миром. Ярополк, сидевший в Киеве, находился под сильным влиянием воеводы Свенельда, который жаждал мести за смерть своего сына Люта, убитого Олегом Древлянским на охоте. В 977 году Ярополк двинул рать на Олега. В битве под Овручем древляне были разбиты, а сам Олег погиб, упав с моста в крепостной ров. Владимир, правивший в Новгороде, осознал, что станет следующей целью, и бежал к варягам, оставив северную столицу посадникам брата. Два года он собирал наёмную дружину за морем, чтобы вернуться и заявить свои права на престол. В 980 году Владимир с варяжской силой вернулся, выбил наместников Ярополка и двинулся на юг. По пути он захватил Полоцк, где разыгралась страшная драма: князь Рогволод и его сыновья были убиты, а его дочь Рогнеда, отказавшая Владимиру в замужестве из-за его происхождения, была взята им в жёны силой. Осада Киева и последующее предательство воеводы Блуда привели к тому, что Ярополк бежал в Родень, где и был убит варягами Владимира. Так началось долгое и противоречивое правление Владимира Святославича.

-4

Первые годы Владимира в Киеве были отмечены ярым язычеством. Он установил на холме возле терема пантеон из шести богов, во главе которых стоял грозный Перун с серебряной головой и золотыми усами. Однако государственные интересы требовали иного единства. Русь, окружённая христианскими, иудейскими и мусульманскими державами, нуждалась в вере, которая ввела бы её в круг цивилизованных народов. Летописное «испытание вер» повествует о том, как Владимир принимал послов: болгар-мусульман, немцев-католиков, хазарских иудеев и греческого философа. Выбор пал на восточное христианство (православие) после того, как послы Владимира вернулись из Константинополя, поражённые красотой службы в соборе Святой Софии: «Не знали мы, на небе мы или на земле». Но Владимир не хотел принимать веру как проситель. В 988 году он захватил византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму и потребовал в жёны сестру императоров Анну, угрожая походом на Царьград. После крещения в Корсуни и женитьбы Владимир вернулся в Киев, где произошло историческое событие — Крещение Руси. Идолы были низвергнуты, Перун привязан к конскому хвосту и сброшен в Днепр, а народ киевский массово вошёл в воды реки для принятия новой веры. Это событие коренным образом изменило облик страны: началось строительство каменных храмов (первым стала Десятинная церковь), распространение грамотности и византийской культуры.

-5

Кончина Владимира в 1015 году спровоцировала вторую, ещё более кровавую междоусобицу. Старший сын (по некоторым данным — пасынок) Святополк, прозванный позже Окаянным, захватил власть в Киеве и, опасаясь конкуренции, подослал убийц к своим братьям — Борису и Глебу. Кроткие братья, не желая поднимать руку на старшего, приняли мученическую смерть и стали первыми русскими святыми. Однако другой сын Владимира, Ярослав, правивший в Новгороде, отказался подчиняться братоубийце. Четыре года длилась их борьба. Решающая битва произошла в 1019 году на реке Альте, на том самом месте, где погиб Борис. Святополк был разбит и бежал, закончив свои дни в безумии и изгнании. Ярослав, прозванный Мудрым, утвердился на киевском столе, хотя до 1036 года ему пришлось делить власть с братом Мстиславом Храбрым, князем Тмутараканским, который владел левобережьем Днепра.

Эпоха Ярослава Мудрого стала «золотым веком» Древнерусского государства. Именно при нём был составлен первый письменный свод законов — «Русская Правда», который ограничил кровную месть и ввёл систему денежных штрафов (вир), что свидетельствовало о переходе общества на новый уровень правового сознания. Ярослав превратил Киев в один из крупнейших и красивейших городов Европы, соперничающий с Константинополем. Были возведены величественные Золотые ворота и грандиозный Софийский собор, украшенный мозаиками и фресками, сохранившимися до наших дней. Князь уделял огромное внимание просвещению: при соборах открывались школы, создавались библиотеки, велись переводы греческих книг. В 1036 году Ярослав окончательно разгромил печенегов, которые десятилетиями терзали русские земли, и в честь этой победы заложил фундамент киевской Софии. Внешняя политика Ярослава строилась на «династической дипломатии». Его называли «тестем Европы»: дочь Анна стала королевой Франции, Елизавета — королевой Норвегии, Анастасия — королевой Венгрии. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (Ирине). Перед смертью в 1054 году Ярослав составил завещание, в котором распределил земли между сыновьями, заклиная их жить в любви и согласии, дабы не погубить землю отцов. Однако созданная им система лествичного права (передача власти старшему в роде) оказалась слишком сложной, что в будущем привело к новым виткам раздробленности. Но фундамент, заложенный Ярославом — правовой, культурный и духовный, — остался незыблемым на века.

-6

Глава III: Закат единства и стальная воля Мономаха. От триумвирата до начала раздробленности.

После кончины Ярослава Мудрого в 1054 году Русь вступила в полосу зыбкого равновесия, которое летописцы нарекли временем «триумвирата Ярославичей». Старшие сыновья — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский — поначалу правили в согласии, стремясь удержать наследие отца. Они даже дополнили свод законов, создав «Правду Ярославичей», где окончательно отменили кровную месть, заменив её денежными штрафами, что было шагом к милосердию и порядку. Однако над степью уже сгущались тучи: на смену печенегам пришли новые, куда более грозные кочевники — половцы. Их стремительные набеги стали истинной карой для русских земель. В 1068 году на реке Альте объединённое войско братьев потерпело сокрушительное поражение. Изяслав отказался выдать киевлянам оружие для защиты города, что привело к первому крупному народному восстанию. Гнев толпы был страшен: князя изгнали, а из поруба освободили полоцкого князя Всеслава Чародея, которого на короткое время возвели на престол. Эти события стали первой трещиной в монолите власти Рюриковичей.

-7

Вторая половина XI века превратилась в бесконечный калейдоскоп предательств и коротких перемирий. Святослав и Всеволод в итоге изгнали Изяслава, нарушив завет отца о старшинстве. Но самым зловещим героем этой эпохи стал Олег Святославич, прозванный в народе «Гориславичем». Именно он, в жажде вернуть себе Чернигов, первым начал массово приводить половцев на русскую землю, расплачиваясь с ними правом на грабёж и увод мирных жителей в рабство. Русь стонала от пожарищ и плача вдов, а князья продолжали спорить о том, чей удел богаче. Осознание того, что страна гибнет, привело к созыву Любечского съезда в 1097 году. На берегу Днепра князья целовали крест и клялись: «Пусть каждый держит отчину свою». Это было признание фактического разделения страны на уделы, попытка остановить войны путём закрепления земель за конкретными ветвями династии. Но едва разошлись князья, как случилась беда: волынский князь Давыд Игоревич, с молчаливого согласия великого князя Святополка Изяславича, захватил и ослепил Василька Теребовльского. Это злодеяние потрясло Русь и едва не ввергло её в новую пучину большой войны.

Среди этого хаоса и крови возвышалась фигура Владимира Всеволодовича Мономаха, внука византийского императора. Он был душой сопротивления степи. Мономах понимал, что только наступательная война может остановить половцев. В 1103, 1109 и особенно в 1111 годах он организовал грандиозные походы вглубь половецких степей. Битва при Сальнице в 1111 году стала триумфом русского оружия: половцы были разгромлены так решительно, что на десятилетия перестали угрожать границам Руси. Владимир стал народным героем, символом защиты и справедливости. Когда в 1113 году в Киеве скончался непопулярный Святополк II, в городе вспыхнуло восстание против ростовщиков и коррумпированной администрации. Бояре, опасаясь полного разорения, призвали на стол Мономаха. Его вокняжение было встречено ликованием. Владимир немедленно издал «Устав», который ограничил проценты по долгам и облегчил участь закупов (зависимых крестьян), предотвратив социальный взрыв.

-8

Правление Владимира Мономаха (1113–1125) стало последним «бабьим летом» единой Руси. Своей железной волей и огромным авторитетом он заставил удельных князей подчиняться Киеву. Это было время строительного бума, расцвета летописания и литературы. Сам Владимир оставил потомкам «Поучение» — уникальный памятник мысли, где призывал сыновей быть милосердными, не лениться, чтить старших и не давать сильным губить слабых. Его сын, Мстислав Великий (1125–1132), достойно продолжил дело отца, удерживая империю Рюриковичей от распада. Он совершил успешные походы на чудь и литву, окончательно загнав половцев за Дон и Волгу. Но со смертью Мстислава в 1132 году плотина рухнула. Летописец с горечью отметил: «И раздралась вся земля Русская». Началась эпоха феодальной раздробленности, когда Киев перестал быть реальным центром силы, а на просторах равнины стали возвышаться новые центры — Владимир, Галич, Новгород. Русь вступала в самый трагический и сложный период своей истории, где блеск культуры соседствовал с бесконечной кровью междоусобных сеч, подготавливая почву для грядущего монгольского нашествия, о котором мы поведаем в следующей части нашего расказа

-9

Продолжение следует...

ВашБелозер! 😉