Зарплаты выросли на 16,72% за год, слыхали? Не у нас, у белорусов. Не планировал писать о белорусской экономике, но увидел эту замечательную статистику и решил поделиться. Порадуемся за соседей, что у них не только рост цен пытаются затормозить, но и доходы населения повысить.
Когда говорят о Белоруссии, часто вспоминают колхозы, тракторы, большие стада коров, картофельные поля, вкусную тушенку и хорошие дороги. Про дороги могу сказать, что далеко не везде у соседей асфальт гладкий. Остальное тоже больше похоже на набор штампов, за которыми скрывается живая автократичная экономика с парадоксальными показателями. Давайте разбираться, что там за экономическое чудо у соседей и что стоит за цифрами.
Белорусская экономическая модель — уникальный гибрид
Формально здесь есть и частная собственность, и биржи. А фактически ключевые предприятия (от нефтехимии до молокозаводов) контролируются государством. Это создаёт две параллельные реальности.
Государственный сектор — основа основ. Здесь зарплаты регулируются сверху, а их рост часто становится не результатом успешной экономической деятельности, а выполнением распоряжения сверху. В классическом рынке прибыли растут, владелец компании делится ими с персоналом.
В госмодели компания может не приносить ни копейки прибыли, но зарплаты будут исправно расти как у топ-менеджмента, так и у простых работяг. Когда их повышают? Когда стоит задача поднять цифры в статистике — показать заботу о народе. Завод может быть убыточным, но выполнять «социальный заказ» по занятости и выплатам.
Частный сектор живёт по другим правилам, рыночным. Есть прибыль — есть повышение зарплаты; неудачно сработали — нет. В частном секторе белорусской экономики довольно много ниш, от продвинутой IT-сферы до логистики, стройки и пищепрома. Да, колхозы и крупные мясокомбинеты могут быть частью госсектора, но есть и частная переработка. Предприниматели варят сыр, выпускают кондитерские изделия, перерабатывают лён, оказывают строительные и прочие услуги населению.
За последние несколько лет очень круто развилась логистика. Частники зарабатывают на транзите, складировании и дистрибуции. Коммерческие логистические компании, имеющие парк грузовиков и налаженные связи, стали основой альтернативных поставок по серому импорту.
Мои знакомые из Минска говорят, что там теперь сверхприбыли! Спрос на складские комплексы около границ и крупных узлов вырос кратно, их не успевают строить. Даже странно, почему при таком транспортом (и не только) буме у белорусов валовый продукт вырос только на 1%. Должно быть больше, да? Сейчас поймете, почему так мало.
Полная занятость как обязанность населения
Сравнительно низкий пенсионный возраст (58/63 года) при сокращающемся с 2015 года населении (общая численность белорусов 9,11 млн, -0,36 млн за 10 лет) создают специфическое давление: работающих меньше, чем иждивенцев. Каждый занятый должен содержать своим трудом больше одного нетрудоспособного. В итоге в Белоруссии борются с тунеядством, как могут.
В стране низкая безработица, всего 3%. Но это не результат рыночного равновесия, а классический административный показатель. Неработающий, ничем не занятый и ничего не делающий взрослый человек — неприятное для местной власти явление, и его пытаются исправить. А если не получается, то залакировать.
Как это достигается? Через систему «распределения» выпускников вузов (отработать надо несколько лет по назначению), через негласное давление на предприятия сохранять штат и через работу служб занятости, которые скорее выполняют план по трудоустройству, чем ищут оптимальные вакансии.
Результат красивый, но по факту это дублирование советского опыта. Помните, сколько неэффективных людей было формально трудоустроено? Человек числится на заводе, получает зарплату, но его реальной работы не видно. И вовсе не в нем дело, он может быть отличным специалистом и душа-парнем. Просто на полный день задач для него на предприятии нет. Он «занят» статистически, но не продуктивен экономически.
Чем плох белорусский гибрид? Контроль над предприятиями, над ценами, над курсом валюты, над трудовыми ресурсами даёт предсказуемость, низкую безработицу, гарантированный (пусть и скромный) доход населению и развитые социальные связи. Но за это платит экономика в целом: ей не хватает гибкости и конкурентоспособности. Товары белорусских заводов часто не выдерживают конкуренции на открытых рынках без искусственной поддержки. Вот и получается, что занятых в Белоруссии много — 4,16 млн человек из 9,11 млн человек населения. А экономический рост всего 1%.
Я немного описал, по каким правилам живет белорусская экономика, потому что её показатели нужно читать с пониманием этих правил. А теперь посмотрим, какие зарплаты получают наши соседи.
Минимальная и средняя зарплаты в Белоруссии
На конец 2025 года видим такую статистику:
- Минималка — 726 белорусских рублей (около 19,5 тысячи российских).
- Средняя зарплата — 2759 рублей (примерно 74,2 тысячи).
- Динамика роста средней зарплаты — 16,72% за год.
На первый взгляд — идеальная картина. Зарплаты уверенно растут, безработица на уровне естественной. Но именно здесь начинается самое интересное. Такой рост доходов в условиях, когда экономика страны не демонстрирует сопоставимого рывка, заставляет задуматься, а растет ли благосостояние трудящихся?
Переведём в реальную покупательную способность. Средняя зарплата в 74 тысячи наших рублей в Минске — это достаточный уровень, чтоб снимать однокомнатную квартиру на окраине, оплачивать коммуналку, покупать базовые продукты и иногда позволять себе сходить в кафе. Но о накоплениях, ипотеке по рыночным ставкам или путешествиях на Бали речи не идёт.
Минск, как единственный мегаполис, стягивает на себя капитал, квалифицированные кадры и высокие зарплаты. За его пределами зарплаты ниже. В Могилевской области средняя около 2000 рублей (примерно 54 тысячи наших рублей). В Гомельской и Брестской — 2100-2200 (56-59 тысяч). Но разницы в 3-4 раза в зарплатах между областями я не увидел. В отличие от.
Приятный момент: рост зарплат обгоняет инфляцию. Цены «на всё» в Белоруссии за год выросли на 7%. По продуктам питания показатель чуть выше, на 9,9%. Но цены все равно растут заметно медленнее, чем заработки потребителей. Значит, уровень жизни наших соседей растет не только на бумаге, но и в реальности.
Благодарю за ваши лайки, они помогают не бросать этот канал. Подписывайтесь в телеграм, чтобы читать о российской экономике.