Игрок с рейтингом 1200 уже владеет основами: он умеет считать варианты и понимает базовые позиционные принципы. Но для рывка к 1800 этого недостаточно. Ключ к следующему уровню — автоматическое распознавание тактических приёмов.
Именно это отличает игрока на 1800: он видит знакомые шаблоны (мотивы) мгновенно, как бы «подсознательно». Хорошая новость в том, что это навык, который можно развить. Решая специальные задачи, вы натренируете свой мозг находить эти комбинации в собственных партиях.
В этой статье — 15 основных тактических приёмов, которые встречаются снова и снова. Освойте их, и вы сделаете решительный шаг к заветному рубежу в 1800 Эло.
1. Связка
Связка возникает, когда атакованная фигура не может уйти, не подставив под удар более ценную фигуру, стоящую за ней.
Связка — один из первых тактических приёмов, появляющихся в партии. Поэтому важно научиться определять, какие связки опасны, а какие нет. Многие игроки на начинающем уровне проигрывают партии, потому что либо недооценивают, либо переоценивают силу связки.
Чёрные могут выиграть качество, создав связку: 1...Qxc6 2.Qxc6 Bb7 3.Qxb7 Nxb7
2. Вилка (Двойной удар)
Вилка — это атака одной фигурой двух или более вражеских фигур одновременно, что заставляет соперника терять материал, так как он может спасти только одну фигуру.
Коневые вилки — самый частый тактический удар в любительских партиях. Королевские и пешечные вилки также встречаются часто.
Белые могут выиграть слона на b7, скомбинировав мотивы связки и вилки: 1.Nd6+! Kf8 2. Nxb7
3. Сквозной удар
Сквозной удар — это обратная связка. В этом приёме атакуется более ценная фигура, которая вынуждена уйти, подставляя под удар менее ценную фигуру позади неё.
Сквозные удары часто встречаются в эндшпиле. Игроки ниже 1800 часто упускают возможности для сквозного удара, так как для этого требуется хорошее видение доски.
Чёрные могут нанести сквозной удар по королю и ладье на e5: 1...Rd1+ 2.Ke2 Re1+
4. Вскрытое нападение
Вскрытое нападение происходит, когда уход одной фигуры открывает атаку другой фигуры, стоявшей за ней. Вскрытый шах — особенно сильный ход.
Вскрытые нападения полезны для захвата инициативы в партии. Угроза такого тактического приёма обычно достаточно сильна, чтобы заставить соперника реагировать на вашу идею.
Белые могут выиграть ферзя с помощью вскрытого нападения: 1.Bxf7+! Kxf7 2.Qxg4
5. Уничтожение защиты
Этот приём включает взятие или отвлечение фигуры, защищающей важное поле или фигуру, что позволяет вам захватить что-то ценное или поставить мат.
Многие тактические комбинации начинаются с уничтожения ключевого защитника.
Белые могут убрать защитника ладьи на f6: 1.Rxh7+ Kxh7 2.Qxf6
6. Отвлечение
Отвлечение вынуждает вражескую фигуру покинуть пост защиты чего-либо важного, обычно посредством жертвы или форсирующего хода, на который та обязана ответить.
Этот мотив встречается в бесчисленных комбинациях. Отвлекающая жертва обычно используется в сочетании с другим тактическим приёмом. Их довольно легко пропустить, так как они связаны с жертвой материала.
Белые могут отвлечь защитника поля h7: 1.Nh5! Nxh5 2.Nd5! (перекрывая королю путь к отступлению через e7 после шаха Qh7-Qh8).
7. Завлечение
Завлечение — это выманивание вражеской фигуры на плохое поле, где её можно будет поймать в ловушку или атаковать.
Завлечение короля в матовую сеть — мощный приём, который часто незнаком игрокам ниже 1800.
Белые могут завлечь чёрного короля на неудачное поле: 1.b5+! Kxb5 2.Qc4#
Начать Шахматные Тренировки
Готовы начать систематическое обучение, которое действительно работает?Нажмите здесь, чтобы начать тренировку, используя ежедневную программу.
8. Перегрузка фигуры
Перегруженная фигура имеет слишком много оборонительных функций и не может выполнить их все. Атака на один из защищаемых ею объектов — хороший способ заставить её оставить без защиты что-то другое.
Определение, какая вражеская фигура перегружена, и использование этого — навык, которым хорошо владеют игроки уровня 1800. Он проистекает из хорошего понимания позиции.
Ферзь на d7 перегружен: он защищает и ладью на d8, и коня на a4. Белые выигрывают: 1.Bh3! f6 (на Qxh3 следует Qxd8) 2. Bxd7 fxg5 3.Bxa4
9. Ловля фигуры
Фигура попадает в ловушку, когда у неё нет безопасных полей для отхода.
В любительских партиях фигуры часто попадают в ловушки. Изучение типичных ловушек в дебюте — хороший способ выигрывать с помощью этого приёма.
Белые могут поймать в ловушку чёрного коня: 1.Bd5!
10. Мат на последней горизонтали
Мат на последней горизонтали происходит, когда король заперт на своей первой линии, а ладья или ферзь объявляют шах вдоль этой горизонтали.
Это самый распространённый матовый рисунок в любительских шахматах. Бесчисленное количество партий решается слабостью последней горизонтали. Умение распознать, когда у короля соперника нет полей для отхода, принесёт вам победы, а создание «форточки» для своего короля предотвратит болезненные поражения.
Белые могут поставить мат: 1.Re8+ Rxe8 2.dxe8=Q#
11. Промежуточный ход
Промежуточный ход — это неожиданный вставной ход, нарушающий ожидаемую последовательность. Часто это шах или серьёзная угроза.
Игроки ниже 1800 имеют привычку автоматически брать фигуру. Они часто полагают, что форсированные варианты разыграются прямолинейно. Но промежуточные ходы дают золотые возможности переломить игру в свою пользу.
Чёрные только что сыграли 1..Rxa8. Вместо автоматического взятия ладьи на a8, белые могут сыграть промежуточный ход 2.Rb1+ Kc7 и затем выиграть ладью на a8.
12. Десперадо
Термин «десперадо» (от исп. desperado — «отчаянный») описывает тактический приём, при котором обречённая фигура, находящаяся под боем, перед тем как быть взятой, успевает нанести контрудар — забрать более ценный материал или дать серию шахов.
Когда фигуре не спастись, важно не просто отдать её, а превратить в десперадо, чтобы свести потери к минимуму или даже получить выгоду.
Белые не могут спасти коня на a8, но превращают его в десперадо, забирая пешку на b6: 1.Nxb6.
13. Освобождение поля
Этот приём предполагает уход фигуры с поля, чтобы другая фигура могла использовать это поле более эффективно.
Жертвы для освобождения поля часто встречаются в атаках на короля. Игроки уровня 1800 хорошо умеют распознавать, когда уход своей фигуры создаёт более серьёзную угрозу другой фигуре соперника.
Белые освобождают поле a5 для ферзя: 1.Bd8! Rxd8 2.Qa5#
14. Перекрытие
Перекрытие — это установка фигуры на поле, которое блокирует взаимодействие между вражескими фигурами.
Этот тактический приём возникает, когда вражеские фигуры защищают друг друга по горизонталям, вертикалям или диагоналям. Разрушение этой координации часто выигрывает материал или ведёт к мату. Одна из черт сильных игроков — они постоянно ищут способы нарушить взаимодействие фигур соперника.
Белые могут нарушить защиту чёрными поля f7: 1.Rf6! Qe6 2.Rxe6
15. Рентген
Рентген — это атака фигуры сквозь другую фигуру. Это означает, что если фигура между ними уйдёт, фигура позади неё окажется под ударом.
Рентгены создают скрытые угрозы, которые пропускают более слабые игроки. Ладьи и слоны могут оказывать давление сквозь фигуры, которые не выглядят угрожающими в краткосрочной перспективе, но могут привести к неожиданному тактическому удару позже.
Диагональ a1-h8 сейчас выглядит закрытой, но чёрные могут применить тактику рентгена: 1…Nxe4! 2.dxe4 d3! 3.Bxd3 Bxa1
Заключение
Изучение тактических приёмов — пожалуй, самый быстрый путь к достижению 1800 Эло. Освойте эти 15 тактических приёмов, отрабатывайте их, пока они не станут инстинктивными, и вы начнёте замечать их возможности в каждой партии. И вскоре вы обнаружите, что перешагнули рубеж 1800 Эло.
Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:
- Тактика
- Позиционная игра
- Атакующие навыки
- Техника эндшпиля
- Анализ классических игр
- Психологическая подготовка
- И еще многое другое
На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!