Найти в Дзене
История от историка

Все художники бежали из СССР — а Истомин?

Честно скажу — ну не лежит у меня душа к авангардизму, не люблю я его. Реализм, гиперреализм, сюрреализм, символизм, импрессионизм, пуантилизм, религиозная живопись Европы Средних Веков, традиционная живопись стран Дальнего Востока, художники Великих Моголов, на худой конец русская иконопись... Авангардизм для меня — на грани неумелой детской мазни, а весьма часто и за этой гранью. Кубизм с этими идиотскими расслоёнными геометрическими недофигурами вместо нормальных вещей и тел. Бесит, когда знаешь, что человек в принципе умел рисовать — но по каким-то внутренним соображениям малевал вот такое... Для меня это сродни психическому заболеванию, умственному растройству, помешательству, которое в XX в. почему-то поразило широкие массы (если в принципе так можно говорить об элитарном в любой стране сообществе живописцев...) вроде бы совершенно здоровых ментально художников — и они принялись извращаться и так, и сяк. Собственно, XX в. породил много извращений — взять тот же нацизм с его лагер

Честно скажу — ну не лежит у меня душа к авангардизму, не люблю я его. Реализм, гиперреализм, сюрреализм, символизм, импрессионизм, пуантилизм, религиозная живопись Европы Средних Веков, традиционная живопись стран Дальнего Востока, художники Великих Моголов, на худой конец русская иконопись... Авангардизм для меня — на грани неумелой детской мазни, а весьма часто и за этой гранью. Кубизм с этими идиотскими расслоёнными геометрическими недофигурами вместо нормальных вещей и тел. Бесит, когда знаешь, что человек в принципе умел рисовать — но по каким-то внутренним соображениям малевал вот такое... Для меня это сродни психическому заболеванию, умственному растройству, помешательству, которое в XX в. почему-то поразило широкие массы (если в принципе так можно говорить об элитарном в любой стране сообществе живописцев...) вроде бы совершенно здоровых ментально художников — и они принялись извращаться и так, и сяк. Собственно, XX в. породил много извращений — взять тот же нацизм с его лагерями смерти. Вот и авангардизм я рассматриваю как извращение художественного вкуса, как абсолютно безвкусный культурный тупик, который ведёт живопись в никуда — на дно распада формы и цвета и композиции и уничтожения самой сути искусства как такового. Собственно, даже среди авангардистов я выбираю для себя ну хоть что-то более-менее реалистичное.

Но тут вопрос не в моих хотелках, а в том, что были среди русских художников ещё дореволюционные авангардисты, которые после Октябрьской революции никуда не бежали — наоборот, приняли советскую власть, активно включились в создание новой, социалистической культуры и играли в этом процессе активную творческую и педагогическую роль.

Мне было очень интересно работать с думающим, настоящим, умным, воспитанным, корректным человеком, каким был Константин Николаевич. Он был художником оригинальным, эмоциональным, живым, влюблённым в природу и в живопись. (А.А.Лабас. Воспоминания о современниках.)

Сын царского офицера и дворянина и помещённый за участие в рабочих демонстрациях Первой Русской революции на какое-то время в тюрьму Константин Николаевич Истомин (1887—1942) получил художественное образование в школе рисования во Владивостоке, в студии Е.Е.Шрейдера в Харькове (1904—1905), в школе живописи венгерского живописца Ш. Холлоши в Мюнхене (1906—1909) и потом на искусствоведческом отделении Московского императорского университета (1909—1913), обучение на котором он совмещал с поездками по Греции и Италии в 1912 г. Призванный в армию в 1913 г., Константин Истомин в годы Первой Мировой войны служил артиллерийским офицером и командиром батареи, был контужен и после лечения вернулся на фронт. В 1917 г. был избран в полковой комитет и демобилизован. Весной 1918 г. он прибыл в Москву, вступил в секцию изобразительных искусств Моссовета и оформлял агитпоезда и советские праздники, потом служил в РККА на фронтах Гражданской войны, но после ранения и перенесения заболевания тифом был повторно демобилизован — уже советской властью.

После службы сотрудником дипломатической миссии в Армении по распоряжению Народного комиссариата просвещения К.Истомин в 1921 г. стал организатором художественного рабочего факультета — т.е. стоял у истоков создания советской системы художественного образования. В дальнейшем он многие годы работал профессором Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАСа), позднее реорганизованных в Высший художественно-технический институт — ВХУТЕИН) (1923—1930), долгое время преподавал в Московском полиграфическом институте (1930—1939) и затем в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1937—1942). Умер художник во время эвакуации МГХИ в Самарканд в самый разгар Великой Отечественной войны.

Он очень большое значение придавал изучению тёплых и холодных цветов, светлому холодному или теневому тёплому или наоборот тёплому освещённому и холодному теневому. Он считал, что решать предельные контрасты почти от белого и до чёрного нужно цветом и только цветом, и что можно взять сильнее, чем в натуре. Сохраняя цветовое отношение, можно и выделить какие-то предметы, даже прорисовать, но опять же, эта линия должна участвовать как цвет, все равно цветовые пятна и цветовые линии. (А.А.Лабас. Воспоминания о современниках.)

Любимой моделью художника была получившая травму позвоночника и пожизненную инвалидность бывшая танцовщица варьете Лидочка. Он входил в художественные объединения «Маковец» (1922—1923) и «Четыре искусства» (1924—1929). В 1935 г. в автобиографии Истомин указал, что как живописец с юности ориентировался не на русских передвижников, а на барбизонскую школу французских пейзажистов.

Я не сомневаюсь в том, что Константин Истомин умел рисовать. Ну и в целом этот художник ещё не утрачивает свою связь с реалистической манерой изображения, ещё не полностью поехал от своих художественных экспериментов — типа Малевича, Кандинского или Татлина. Но даже при этом я выбирал из его весьма своеобразной живописи лишь что-то наиболее реалистичное и лично мне хоть как-то понравившееся. И даже эти картины мне кажутся (нарочито-)грубыми (или преднамеренно огрублёнными...) набросками, недорисованными эскизами, недоделанными произведениями искусства.

Он был контужен, и это часто давало знать о себе, но он старался всегда скрыть перед студентами своё состояние, и я под руку уводил его куда-нибудь в комнату, где он отсиживался, а потом я его провожал до дома. У него был его особый, истоминский голос, громкий и звучный, который иногда вдруг мог зазвучать по-военному. Вполне понятно, Истомин в прошлом — военный, и это чувствовалось и в голосе, и в фигуре. Он редко выходил из себя, но всё же бывало, что некоторые студенты выводили его из терпения, и он мог накричать и даже уйти и хлопнуть дверью. Его бросало сразу в краску, лицо делалось сердитым, суровым. Он всегда возмущался, когда студенты ничего не поняв, очень вяло начинали копировать натуру, чисто механически. Это его могло взорвать, и он кричал, объяснял: «Я вам говорил, и для чего спрашивается, всё зря! Вы не работаете, а спите на своём холсте». Когда я к нему потом подходил, он смеялся и говорил: «Вероятно, только криком его проймёшь». (А.А.Лабас. Воспоминания о современниках.)

Наверное, я что-то не понимаю в искусстве авангарда. Может быть, более просвещённые читатели статьи и канала и знатоки живописи научат меня его любить своими комментариями...

Статья дополняется.

К.Н.Истомин. Букет на красном. 1910-е. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой в г. Махачкала.
К.Н.Истомин. Букет на красном. 1910-е. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой в г. Махачкала.

К.Н.Истомин. Натюрморт с зеркалом. Первая половина 1920-х. Галерея «Ковчег» в г. Москва.
К.Н.Истомин. Натюрморт с зеркалом. Первая половина 1920-х. Галерея «Ковчег» в г. Москва.

-4
К.Н.Истомин. Пейзаж с домиком. 1920-е. Галерея «Ковчег» в г. Москва.
К.Н.Истомин. Пейзаж с домиком. 1920-е. Галерея «Ковчег» в г. Москва.

К.Н.Истомин. Пейзаж с мостом. 1920-е. Галерея «Ковчег» в г. Москва.
К.Н.Истомин. Пейзаж с мостом. 1920-е. Галерея «Ковчег» в г. Москва.

К.Н.Истомин. Женский портрет. 1922. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
К.Н.Истомин. Женский портрет. 1922. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

К.Н.Истомин. Детский портрет. 1922. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.
К.Н.Истомин. Детский портрет. 1922. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.

К.Н.Истомин. Стул. 1922. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.
К.Н.Истомин. Стул. 1922. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.

К.Н.Истомин. Крыши. 1922. Собрание Татьяны и Сергея Литвиных в г. Москва.
К.Н.Истомин. Крыши. 1922. Собрание Татьяны и Сергея Литвиных в г. Москва.

К.Н.Истомин. Натюрморт. 1922. ГРМ.
К.Н.Истомин. Натюрморт. 1922. ГРМ.

К.Н.Истомин. Дочь рыбака. 1924. ГТГ.
К.Н.Истомин. Дочь рыбака. 1924. ГТГ.

К.Н.Истомин. Чаепитие. 1924. ГРМ.
К.Н.Истомин. Чаепитие. 1924. ГРМ.

К.Н.Истомин. Жатва. 1924. ГТГ.
К.Н.Истомин. Жатва. 1924. ГТГ.
К.Н.Истомин. Жатва. 1924. Фрагмент. ГТГ.
К.Н.Истомин. Жатва. 1924. Фрагмент. ГТГ.

К.Н.Истомин. Эскиз к картине «Пряхи». 1924. ГРМ.
К.Н.Истомин. Эскиз к картине «Пряхи». 1924. ГРМ.

К.Н.Истомин. Пряхи. 1924. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
К.Н.Истомин. Пряхи. 1924. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

-18
К.Н.Истомин. Натюрморт с корзиной. Около 1924. Галерея «Ковчег» в г. Москва.
К.Н.Истомин. Натюрморт с корзиной. Около 1924. Галерея «Ковчег» в г. Москва.

К.Н.Истомин. Московский переулок. 1926. ГТГ.
К.Н.Истомин. Московский переулок. 1926. ГТГ.

К.Н.Истомин. Улица в Нальчике. 1927. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н.Истомин. Улица в Нальчике. 1927. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

К.Н.Истомин. Мать и дитя. 1927. ГТГ.
К.Н.Истомин. Мать и дитя. 1927. ГТГ.

К.Н.Истомин. За чисткой овощей. 1927. ГТГ.
К.Н.Истомин. За чисткой овощей. 1927. ГТГ.

К.Н.Истомин. Засохшие цветы. 1927. ГТГ.
К.Н.Истомин. Засохшие цветы. 1927. ГТГ.

К.Н.Истомин. Пейзаж. 1927. ГТГ.
К.Н.Истомин. Пейзаж. 1927. ГТГ.

К.Н.Истомин. Крымский дворик. 1927. ГТГ.
К.Н.Истомин. Крымский дворик. 1927. ГТГ.

К.Н.Истомин. Утро в Ласпи. 1927. ГРМ.
К.Н.Истомин. Утро в Ласпи. 1927. ГРМ.

К.Н.Истомин. Зима (Надя). 1928. ГТГ.
К.Н.Истомин. Зима (Надя). 1928. ГТГ.

К.Н.Истомин. Кавказский аул. 1928. ГТГ.
К.Н.Истомин. Кавказский аул. 1928. ГТГ.

К.Н.Истомин. Горы. 1928. ГТГ.
К.Н.Истомин. Горы. 1928. ГТГ.

К.Н.Истомин. Девушка из Карачая (Портрет Софият Б.). 1928. ГРМ.
К.Н.Истомин. Девушка из Карачая (Портрет Софият Б.). 1928. ГРМ.

К.Н.Истомин. Эсфирь. 1928. ГТГ.
К.Н.Истомин. Эсфирь. 1928. ГТГ.

К.Н.Истомин. Пригород. Крым. 1928. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н.Истомин. Пригород. Крым. 1928. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

К.Н.Истомин. Полуобнажённая. 1928. ГРМ.
К.Н.Истомин. Полуобнажённая. 1928. ГРМ.

К.Н.Истомин. Мимозы. 1928. ГРМ.
К.Н.Истомин. Мимозы. 1928. ГРМ.

К.Н.Истомин. Сочи зимой. 1928. ГТГ.
К.Н.Истомин. Сочи зимой. 1928. ГТГ.

К.Н.Истомин. На террасе. 1929. ГТГ.
К.Н.Истомин. На террасе. 1929. ГТГ.

К.Н.Истомин. В мастерской. 1929. ГРМ.
К.Н.Истомин. В мастерской. 1929. ГРМ.

К.Н.Истомин. Сёстры. Эскиз к картине «Вузовки». 1929. ГРМ.
К.Н.Истомин. Сёстры. Эскиз к картине «Вузовки». 1929. ГРМ.

К.Н.Истомин. Городские крыши. 1929. ГРМ.
К.Н.Истомин. Городские крыши. 1929. ГРМ.

К.Н.Истомин. Вид из окна. Конец 1920-х — начало 1930-х гг. Собрание Инны Баженовой.
К.Н.Истомин. Вид из окна. Конец 1920-х — начало 1930-х гг. Собрание Инны Баженовой.

К.Н.Истомин. Лидочка с папиросой. 1930. Собрание Романа Бабичева в г. Москва.
К.Н.Истомин. Лидочка с папиросой. 1930. Собрание Романа Бабичева в г. Москва.

К.Н.Истомин. Утро. У окна. 1930. ГРМ.
К.Н.Истомин. Утро. У окна. 1930. ГРМ.

К.Н.Истомин. Натурщица перед зеркалом. 1930—1932. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
К.Н.Истомин. Натурщица перед зеркалом. 1930—1932. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

К.Н.Истомин. Восстание румынских крестьян. 1931. ГТГ.
К.Н.Истомин. Восстание румынских крестьян. 1931. ГТГ.

К.Н.Истомин. Читающая женщина. 1931. ГТГ.
К.Н.Истомин. Читающая женщина. 1931. ГТГ.

К.Н.Истомин. Лето. 1931. ГТГ.
К.Н.Истомин. Лето. 1931. ГТГ.

К.Н.Истомин. Лидочка. Начало 1930-х. Собрание Татьяны и Сергея Литвиных в г. Москва.
К.Н.Истомин. Лидочка. Начало 1930-х. Собрание Татьяны и Сергея Литвиных в г. Москва.

К.Н.Истомин. Портрет Лидии. Начало 1930-х. ГТГ.
К.Н.Истомин. Портрет Лидии. Начало 1930-х. ГТГ.

К.Н.Истомин. У окна. Начало 1930-х. Собрание Инны Баженовой в г. Москва.
К.Н.Истомин. У окна. Начало 1930-х. Собрание Инны Баженовой в г. Москва.

К.Н.Истомин. Лена с кошкой. Начало 1930-х. Собрание Инны Баженовой в г. Москва.
К.Н.Истомин. Лена с кошкой. Начало 1930-х. Собрание Инны Баженовой в г. Москва.

К.Н.Истомин. Женщина у столика. Начало 1930-х. Галерея «Ковчег» в г. Москва.
К.Н.Истомин. Женщина у столика. Начало 1930-х. Галерея «Ковчег» в г. Москва.

К.Н.Истомин. Песня. 1930-е. Галерея «Ковчег» г. Москва.
К.Н.Истомин. Песня. 1930-е. Галерея «Ковчег» г. Москва.

К.Н.Истомин. Московский пейзаж. 1930-е.
К.Н.Истомин. Московский пейзаж. 1930-е.

К.Н.Истомин. Девушка в голубом. 1932. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н.Истомин. Девушка в голубом. 1932. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

К.Н.Истомин. Перед зеркалом. 1932. ГТГ.
К.Н.Истомин. Перед зеркалом. 1932. ГТГ.

К.Н.Истомин. Вузовки. 1933. ГТГ.
К.Н.Истомин. Вузовки. 1933. ГТГ.

К.Н.Истомин. На Каме. 1934. ГРМ.
К.Н.Истомин. На Каме. 1934. ГРМ.

К.Н.Истомин. Индустриальный пейзаж. Середина 1930-х. Собрание Ю.М. Носова в г. Москва.
К.Н.Истомин. Индустриальный пейзаж. Середина 1930-х. Собрание Ю.М. Носова в г. Москва.

К.Н.Истомин. Море. Козы. 1935. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н.Истомин. Море. Козы. 1935. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

К.Н.Истомин. Зима в Еникале. 1936. ГТГ.
К.Н.Истомин. Зима в Еникале. 1936. ГТГ.

К.Н.Истомин. Закат солнца в Еникале. 1936. ГТГ.
К.Н.Истомин. Закат солнца в Еникале. 1936. ГТГ.

К.Н.Истомин. Рыбачьи лодки на море. 1936. ГТГ.
К.Н.Истомин. Рыбачьи лодки на море. 1936. ГТГ.

К.Н.Истомин. Козы на берегу моря. 1936. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н.Истомин. Козы на берегу моря. 1936. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

К.Н.Истомин. Вечер. 1937. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н.Истомин. Вечер. 1937. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

К.Н.Истомин. Шахтёрка Метростроя. 1937. ГТГ.
К.Н.Истомин. Шахтёрка Метростроя. 1937. ГТГ.

К.Н.Истомин. На кавказской новостройке. Эскиз панно для Курского вокзала в Москве. 1937. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
К.Н.Истомин. На кавказской новостройке. Эскиз панно для Курского вокзала в Москве. 1937. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.