Похоже, фанаты саги Джеймса Кэмерона начинают уставать. 19 декабря в зарубежный прокат вышел фильм «Аватар: Пламя и пепел». Это главное кинособытие года, однако аудитория стекается в кинотеатры неохотно. Неужели Пандора утратила свою магию? Рассказываем, как в новой главе истории раскрывается темная сторона на'ви, каким получился фильм и стоит ли его смотреть.
Сюжет фильма «Аватар: Пламя и пепел»
События фильма разворачиваются спустя неделю после финала «Пути воды». Джейк (Сэм Уортингтон) и Нейтири (Зои Салдана) переживают смерть старшего сына Нетейама (Джейми Флаттерс).
Нейтири безутешна, а Джейк ищет виноватых. Но Куоритч (Стивен Лэнг) далеко, а младший сын Лоак (Британ Далтон) близко, поэтому Джейк давит на его и без того невыносимое чувство вины при каждом удобном случае.
Следующим испытанием для семейства Салли становится сын Куоритча Паук (Джек Чемпион). Он не может дышать на Пандоре без кислородной маски. В какой-то момент она разряжается, что ставит жизнь Паука под угрозу.
С одной стороны, Джейк и Нейтири не готовы столкнуться еще с одной потерей. С другой, ситуация подчеркнула различия: Паук — не один из них. В итоге было принято решение отправить «небесного человека» назад к людям.
Салли отправляются провожать сына Куоритча на летающем корабле и сталкиваются с нападением враждебного клана на'ви, который возглавляет Варанг (Уна Чаплин). Предводительница народа пепла не пытается жить в гармонии с Эйвой, а стремится обрести контроль через разрушение.
Обзор фильма «Аватар: Пламя и пепел»
Джеймс Кэмерон опередил свое время. Режиссер десятилетиями взращивал в себе идею фильма, который изменил правила игры в индустрии, и терпеливо ждал, пока технические возможности кинопроизводства совпадут с его творческим видением.
Ожидания того стоили. «Аватар» стал настоящим феноменом. Трилогия истории о загадочных на'ви собрала по всему миру более 5,6 миллиарда долларов (на данный момент «Пламя и пепел» только стартовал в кинотеатрах), а впереди — еще две части, даты выхода которых уже давным-давно объявили. Будущее «Аватара» предопределено.
В преддверии выхода «Огня и пепла» Forbes объявил постановщика долларовым миллиардером. Джеймс Кэмерон уклончиво шутил, что в таком случае он «не потратил ни цента за последние 30 лет», но издание в своих расчетах уверено.
Чтобы стать коммерчески успешным релизом, «Аватар: Пламя и пепел» должен заработать свыше двух миллиардов долларов, но за первые выходные триквел получил меньше «Пути воды» — сиквела «Аватара» о рифовом племени на'ви.
Шутка ли, «Пламя и пепел» уступил прокатное лидерство даже «Зверополису 2» с 556 миллионами долларов за первый уик-энд (абсолютный рекорд для анимационных фильмов).
Справедливости ради, возвращения Джуди и Ника зрителям пришлось ждать почти 10 лет. Сиквел «Аватара» вышел спустя 13 лет после премьеры оригинального фильма. Это не могло не повлиять на кассовые сборы. Интервал между выходом «Аватара 2» и «Аватара 3» — всего три года. Быть может, фанаты Пандоры просто не успели соскучиться.
Впрочем, сталкивать лбами эти два проекта ни к чему. Они оба принадлежат Disney. В любом случае студия остается в выигрыше. Однако культовый статус «Аватара» словно подразумевает, что эти картины находятся в своей собственной лиге и если и соревнуются, то только между собой — ведь ни у кого другого нет ни единого шанса хоть на секунду к ним приблизиться.
В 2009 году «Аватар» (2,743 миллиарда долларов) в три раза обошел своего ближайшего «преследователя» — фильм «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (934 миллиона долларов).
Как говорится, почувствуйте разницу. Если раньше в контексте «Аватара» все говорили о небывалом техническом прорыве, то теперь — о риске, что следующая часть едва окупится. Джеймс Кэмерон в интервью ненавязчиво подбадривал аудиторию, намекая, что не будет снимать новые части «Аватара», если «Пламя и пепел» не зажжет в прокате как следует.
Конечно, серия фильмов «Аватар» во многом о противостоянии духовного и материального, но в суровом киномире деньги решают все. К тому же это самый простой способ показать постепенное обесценивание культового явления. Зрители смотрели на бескомпромиссную борьбу лесного племени на'ви с мегакорпорацией RDA, пока за кадром Disney поглощал 20th Century Fox. В этом есть даже что-то ироничное. Мегакорпорация снимает о том, как плохо быть мегакорпорацией.
И все же «Аватар» невероятен. Подумать только, целых три фильма его сценарий фактически не меняется. Земля умирает. Люди присмотрели себе новый дом на Пандоре и решили варварски согнать местных с насиженного места (аллегория расправы с коренным населением Америки).
Местное племя переживает внутреннюю борьбу (принципиально не хочет сражаться, ведь насилие порождает насилие), но потом все же решается дать отпор военным. Силы неравны, но дух на'ви так силен, что в конце концов сама природа восстает против несправедливости.
«Путь воды» добавил лесному племени новых союзников (рифовое племя), а «Пламя и пепел» представил нового врага (к RDA уже все привыкли) в виде огненного клана, но по сути сюжет воспроизводит сам себя с небольшими дополнениями. По мнению Джеймса Кэмерона, «Аватар» в первую очередь — это сложный визуальный опыт, поэтому сюжет перегружать ни к чему.
Стоит ли смотреть фильм «Аватар: Пламя и пепел»
Триквел вряд ли способен предложить что-либо принципиально новое, но стоит ли недооценивать силу привычного? Людям комфортно возвращаться к знакомым сюжетам. Правда, хронометраж может кого-то отпугнуть — 3 часа 17 минут. «Пламя и пепел» — самая длинная часть франшизы.
Несмотря на громкий подзаголовок, этот самый народ пепла в фильме отражен довольно схематично. На раскрытие мотивов Варанг выделен скромный эпизод, который не делает персонажа глубже. Об остальных огненных на'ви и говорить нечего: большую часть времени они выступают в качестве декорации для RDA.
Словом, следуя риторике Джеймса Кэмерона, если вы хотите увидеть сиквелы, тогда просмотр «Аватара 3» однозначно стоит включить в свои планы. Будущее Пандоры в ваших руках.
Трейлер фильма «Аватар: Пламя и пепел»
Не касайтесь пола: каким получился фильм «Поймать монстра» с Мадсом Миккельсеном
Лучшие зарубежные фильмы 2025 года: подводим итоги
Катерина Воскресенская, «Спорт-Экспресс»