Алтайский заповедник. И тыл здесь фронтом был
Великая Отечественная война катком прошла по людям, селам, городам, природе… Ее щупальца дотянулись и туда, где не было слышно грохота взрывов, отголосков воздушных боев и наземных операций. В полной мере испытали на себе все тяготы военного лихолетья и работники Алтайского государственного природного заповедника - одной из крупнейших особо охраняемых природных территорий России, на тысячи километров удаленной от ее западных границ. В Яйлю, центральной усадьбе заповедника, и на кордонах жили под единым для страны и ее народа девизом «Все для фронта! Все для победы!».
На фронт из Яйлю ушли 64 человека (мы не нашли точных данных о численности населения поселка в 1941-м, но если учесть, что и сегодня там чуть более двухсот жителей, то тогда было, наверное, не более ста). На полях сражений погибли научные сотрудники В.В. Дмитриев, Е.Д. Шапошников, А.В. Маньковский, ботаник Михаил Мартыненко, в честь которого названа осока-эндемик, орнитолог А.А. Цвеленьев и многие-многие другие. Вернулись единицы, и ни один из них не дожил даже до 70-летия Великой Победы.
Заповедник в годы войны вместе со всей страной выживал как мог.
На плечи директора А.Д. Черствова - инженера по образованию, знатока и ценителя природы - легли заботы по организации хозяйственной деятельности и обеспечению жизнедеятельности поселка. Чтобы прокормить оставшихся в поселках Яйлю, Беле и на кордонах жителей - женщин, детей и стариков, завели 15 дойных коров (ухаживали за ними научные сотрудницы, а сено готовили все вместе), организовали лов рыбы (ее ловили два старика). В своей небольшой пекарне пекли хлеб из муки, что мололи на своей же мельнице. Еду - молоко, хлеб и рыбу - каждый день раздавали всем поровну, по 200 граммов.
В 1943-м заповедник получил задание на поставку зерновых, овощных и технических культур. Под пашни надо было топорами корчевать леса (ими пришлось пожертвовать ради выживания страны), и занимались этим все те же уставшие и полуголодные старики, женщины и подростки. В Яйлю выращивали лен, картофель и капусту. В Беле и окрестностях кордона Челюш в связи с более благоприятным климатом росли кукуруза, подсолнечник, фасоль, пшеница, овес, рожь, гречиха, просо, горох.
Урожай сдавали государству. В Артыбаш его вывозили на большой весельной лодке - карбасе. Боцманом был мальчик-подросток, гребли девочки. Вместе на своих хрупких плечах они таскали 50-килограммовые мешки с зерном. Себе оставляли только семена на следующий сезон.
Несмотря на трудности, Алексей Дмитриевич Черствов способствовал развитию научных исследований и наблюдений.
Собственно научные работы вел руководитель научного отдела Г.Д. Дулькейт. В октябре 1942-го на заседании научно-методического бюро Главного управления по заповедникам в обязанности заповедникам вменили ведение «Летописей природы» по единой форме. «Летопись природы Алтайского заповедника» Георгий Джемсович создавал один, записывая наблюдения от руки простым карандашом. Уделял внимание он и музею заповедника, главным хранителем которого и таксидермистом высокой квалификации был Ефим Макарович Калашников. Почти каждое лето в заповедник приезжали энтомологи, гидробиологи, паразитологи из Томского университета.
В заповеднике создали наблюдательные опытные участки, где проводили эксперименты по выращиванию зерновых, овощей, картофеля, ягодников и плодовых деревьев. Опытный участок разбили даже на гольцах Корбулу - на верхней границе леса и на вершине в горной тундре (около 1800 метров над уровнем моря), где стояла высокогорная метеостанция (при этом на высотах около 1000 м урожай корнеплодов был в полтора-два раза богаче, чем у кромки озера). Окультуривали и таежные растения - ревень, бадан, кандык, разновидности лука.
Анна Григорьевна Зиновьева
родилась в 1927-м в селе Пьянково (ныне Ускуч) Чойского района. В Яйлю семья переехала в 1933-м.
С первых дней войны 14-летняя Аня трудилась на покосе, ворошила и сгребала сено в колхозе в Чулышмане. Зимой молотила зерновые на лошадях. В 1944-м ее как комсомолку отозвали из заповедника на работу учительницей начальных классов на кордоне Чири от Чулышманской средней школы. Она одна учила 36 детей с 1-го по 4-й класс. В послевоенное время работала в Яйлю в школе и детском саду. На благо заповедника трудилась 20 лет.
Маина Ивановна Пономарева
(в девичестве Кулебякина) родилась в Артыбаше в 1930-м. В годы войны жила в Яйлю. Как многие ее сверстницы, работала на покосе. Когда в 1943-м в заповеднике стали выращивать пшеницу, вязала до 350 снопов в день. Таскала большие камни на строительстве дамбы в Беле.
Была гребцом на карбасе. Вместе с сестрой Галиной (в замужестве Пыжанкиной) и другими девочками грузила мешки с продовольствием, зимой также вместе они обрабатывали лен - колотили его, чесали, ткали холсты и шили из них мешки и одежду. Очень много вязали носков и варежек для солдат. Маина проработала в заповеднике 35 лет. Галина после войны также трудилась в заповеднике, а в 1970-е годы заведовала гостиницей в Яйлю.
Всю жизнь проработала в заповеднике и Зоя Владимировна Гладкова, 1898 года рождения. Во время войны была кладовщицей, трудилась на сельхозработах. Ее сын Леонид погиб на фронте.
С 14 лет работал в заповеднике Илларион Иннокентьевич Зиновьев, 1924 года рождения.
В 1942-м его призвали в трудармию. Всю войну перегонял коней из Монголии в Бийск. После два года служил на Дальнем Востоке, затем жил в Яйлю и на кордонах заповедника. Своими руками построил несколько деревянных мотоботов, на которых долгие годы ходил по Телецкому озеру.
В 1941 – 1944 годах в Алтайском заповеднике заместителем директора по хозчасти и старшим научным сотрудником был в будущем известный советский писатель А.А. Малышев. Алексей Александрович выращивал на берегах своенравного Телецкого озера зерновые, занимался яблоневыми садами, заложенными Д.С. Рачкиным, и овощными огородами. Осенью 1944-го в «Красной Ойротии» (ныне «Звезда Алтая») вышла его статья «Опыты продвижения сельскохозяйственных культур в высокогорные зоны области». Опыт работы на берегах Телецкого озера стал основой для его книги «Золотое озеро», вышедшей в издательстве «Детгиз» в 1952 году.
Владимир Степанович Пономарев, 1927 года рождения, до 1944-го трудился конюхом, затем был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке.
В 1955-м вернулся домой и далее работал всю жизнь в заповеднике - был конюхом, потом агрономом-садоводом.
Нине Николаевне Будуевой на момент начала войны было восемь.
Она родилась в Яйлю в семье лесника. В декабре 1941-го ушел на фронт отец (с войны не вернулся), позже мать четверых детей призвали на перегон лошадей для фронта и ремонт дорог после бомбежек. Нина участвовала во всех работах, куда привлекали детей и подростков.
После войны до самого выхода на пенсию Нина Николаевна трудилась в заповеднике.
Ангелине Васильевне Недорезовой (в девичестве Чирсовой) в начале войны исполнилось 18.
Она помогала маме Ирине Даниловне печь хлеб, который не только раздавали местным жителям, но и отправляли на фронт бойцам Красной армии. После войны жила в Яйлю, работала в заповеднике, на почте.
Дмитрий Степанович Рачкин,
1887 года рождения, с 1937-го работал в заповеднике агрономом.
До, во время и после войны разводил сады в Яйлю и на Беле. Его супруга Александра Васильевна Попова, 1915 года рождения, жила и работала в заповеднике с 1938-го. Трудилась на сельхозработах.
Василий Петрович Пыжанкин (1923 – 2003)
пришел на работу в Алтайский заповедник в мае 1941-го, а в октябре 1942-го его призвали в Красную армию. За умелое руководство подчиненными, личные решительность и отвагу разведчик, командир отделения роты автоматчиков гвардии младший сержант Пыжанкин был награжден медалью «За боевые заслуги». Был ранен в боях за оборону Ленинграда, получил инвалидность. В ноябре 1946-го вернулся в заповедник на должность наблюдателя. Далее работал лесником, объездчиком, егерем.
Уроженец Новосибирской области Николай Петрович Недорезов успел принять участие в боевых действиях, хотя 18 ему исполнилось за месяц до Победы. Был награжден медалью «За победу над Германией». В заповедник приехал в начале 1950-х, здесь создал семью, работал заведующим хозчастью до самой своей гибели 15 сентября 1969 года (утонул, попав под большую волну на утлой лодочке, когда ехал по служебным делам).
Александр Львович Ковалевский (1920 - 2002)
прибыл в военкомат на второй день войны, которую прошел до конца. В Пруссии был ранен, но из госпиталя вернулся на фронт. Был награжден орденом Славы, медалью «За отвагу», имел другие боевые награды. В Яйлю жил с середины 1960-х, работал в заповеднике.
Один из самых известных жителей Яйлю - генерал Холод.
Он родился 15 июня 1911 года в Харькове в семье кухарки и рабочего. С заповедным поселком семья (его супруга - Лилия Юрьевна Жебровская) связала жизнь уже после войны, которую Михаил Дмитриевич прошел от самого начала и до победного конца. В начале войны кадровый офицер Холод в составе 133-й стрелковой дивизии участвовал в битвах под Смоленском, и далее его дивизия (за боевые заслуги переименованная в 18-ю гвардейскую Инстербургскую краснознаменную ордена Суворова стрелковую дивизию) не выходила из боев до победоносного завершения войны. Заместитель комдива Холод принимал участие в Орловско-Курской, Белорусской и Восточно-Прусской операциях. Был дважды ранен, награжден пятью боевыми орденами и многими медалями. Окончил военно-политическую академию, был начальником политуправления Сибирского, затем Одесского военных округов. В середине 1960-х ушел в отставку и переехал в Яйлю. Вел активную общественную жизнь, читал лекции на политические темы, рассказывал о войне. Был награжден орденом Дружбы народов. Помогал нуждающимся фронтовикам, односельчанам дарил плоды своего труда из сада и огорода. Возвращаясь из поездок, Михаил Дмитриевич любил слушать музыку заповедной тишины: гул ветров, шорох листвы, пение птиц и плеск волн любимого озера. Умер генерал Холод в 1994 году, не дожив года до 50-летия Победы, которого так ждал…
Альчи Кунделешевич Туймешев
Потомственный рыбак и охотник Альчи Кунделешевич Туймешев (1914 - 1989) с начала войны трудился в Бийском конном депо, откуда вагонами отправляли на фронт лошадей. Весной 1942-го его направили в «учебку», а затем на фронт, назначив первым номером ручного пулемета. Той же осенью после ранения в голову он попал в госпиталь, где весной 1943-го ему вручили орден Красной Звезды (у него уже были три медали «За отвагу»).
Позже трудился наблюдателем на кордоне Беле, сторожем плодового сада. В заповеднике А.К. Туймешев проработал 24 года.
Максим Иванович Анферов
Уроженец Кемеровской области Максим Иванович Анферов в 1942-м (ему тогда было 19) добровольцем отправился в трудармию, а затем на фронт. Был пулеметчиком. В Алтайском заповеднике (в Яйлю и на кордоне Челюш) вместе с супругой Таисией Яковлевной работал лесником-наблюдателем с 1950 года. Ходил в тайгу и будучи уже пенсионером. В общей сложности отдал любимому делу 45 лет.
Чтобы рассказать обо всех жителях Яйлю и кордонов Алтайского заповедника, внесших свой вклад в Великую Победу, приближая ее на фронте и в тылу, пожалуй, не хватит и книги. Главное - помнить. А на берегах Телецкого озера это умеют. В поселке не осталось ни одного живого участника Великой Отечественной войны, но каждый год 9 Мая у памятника воинам-защитникам собираются благодарные яйлинцы. Они чтят память тех, кто навсегда остался на полях сражений, кто вернулся с победой и покинул этот мир уже в мирное время, и тех, кто помогал ковать победу в глубоком тылу, далеко от гула сражений. Эту память они передают своим детям, внукам и правнукам…
Статья подготовлена журналистом газеты "Звезда Алтая" Галиной Мироновой по материалам архивов Алтайского заповедника и жителей села Яйлю.