Скоростной пассажирский флот Санкт-Петербурга уже поменял свой облик. К привычным «Метеорам» добавились современные катамараны, которые построены на Средне-Невском судостроительном заводе в Петербурге и для Петербурга. Идеологом катамаранной тематики выступила компания «Нева Тревел». Примечательно, что уже сегодня катамаранная идеология вышла за рамки Северной столицы.
Например, модернизации проекта «Котлин» и «Соммерс» реализуется на заводе «Нефтефлот» в Самаре и в Феодосии на СЗ «Море». Поэтому совсем скоро не только в Петербурге можно будет увидеть новые катамараны, появившиеся из идеи и веры коллектива судоходной компании «Нева Тревел».
Наша редакция по уже сложившейся традиции в канун Нового года встретилась с генеральным директором компании Юрием Набатовым и обсудила прошедшую навигацию, яркие события 2025 года и узнала о планах на ближайшее время.
П: Юрий Андреевич, начнем с традиционного вопроса: как прошла навигация 2025 года?
— Навигация 2025 побила рекорды по продолжительности. Она началась с зимней навигации на судах на воздушной подушке. Это был наш эксперимент, который продлился 36 дней – с 15 февраля по 23 марта. Еще летняя навигация началась аномально рано – 29 марта. Работа продолжалась вплоть до конца ноября. Поэтому мы проработали рекордно 239 дней.
Мы продолжили поддерживать и развивать существующие направления, туристические, прогулочные, скоростные. Конечно же, самым уникальным маршрутом прошедшей навигации стали зимние прогулки на СВП. На них мы перевезли около двух тысяч человек, но считаем совершенно хорошим показателем для запуска такого уникального продукта. Мы получили важный опыт и теперь уже готовимся, понимая, что из себя представляет направление, чего именно хотят наши гости. С целью расширения маршрутной сети, и самих типов судов, и услуг на судах по воздушной подушке наша компания приобрела еще два СВП большей пассажировместимости – по 20 человек. Мы начинали эксперимент с тремя небольшими СВП вместимостью 9 человек – с «Снежком-1», «Снежком-2» и «Снежком-3». А большие, мощные двухвинтовые суда на воздушных подушках будут называться «Вихрь-1» и «Вихрь-2». Так что «Вихрь» и «Снежок» будут радовать жителей и гостей Санкт-Петербурга предстоящей зимой.
В марте, когда началась летняя навигация, работали все наши суда, работали новые маршруты. Одним из новых направлений, которое мы начали активно развивать именно в 2025 году, стало водное сообщение между центром города и Лахта Центром. Как на СПГ-теплоходе «Чайка» проекта 03622, так и на наших модернизированных теплоходах мы совершали регулярные рейсы по этому маршруту. Еще из новых направлений – мы активно продолжаем развивать маршрутную сеть уже в регионах. В Великом Новгороде к нашему скоростному СПК «Восход» добавился теплоход «Москва», который успешно отработал навигацию-2025. Мы продолжим развивать пассажирские перевозки в Великом Новгороде.
Несмотря на рекордное количество дней навигации, она оказалась довольно сложной. Петербургское лето в этом году нас не порадовало теплой погодой. Июнь выдался очень холодным. Поэтому из-за неблагоприятных погодных условий и из-за увеличившегося количества судов, которые пришли из других регионов, недобросовестной конкуренции у нас уменьшился пассажиропоток. За навигацию мы перевезли 1,1 млн пассажиров. Но искренне верим, что навигация 2026 года будет лучше, как по погодным условиям, так и организационно. Мы ведем диалог с городскими властями о том, что нужно усилить контроль за организацией пассажироперевозок в Санкт-Петербурге, чтобы не давать недобросовестному перевозчику наживаться на людях.
П: Какие еще значимые события прошли в уходящем году?
— Помимо нашей успешной зимней навигации на СВП, мы ввели в эксплуатацию еще новые катамараны проекта «Котлин» и «Соммерс», которые построил Средне-Невский судостроительный завод ОСК при поддержке программы лизинга ГТЛК. Каждый следующий катамаран в серии становится лучше, проработаннее. И мы не собираемся на этом останавливаться!
Также мы ввели в эксплуатацию однопалубное судно «Сити Круиз-1», построенное по программе лизинга с компанией «Машпромлизинг».
Были очередные спуски, очередные передачи, ничего нового в этом плане – все обыденно.
Ярким событием для «Невы Тревел» был праздник «Алые паруса», где мы выступаем соорганизатором уже более 15 лет. И в этом году масштаб подготовки самого шоу в очередной раз даже нас бывалых действительно поразил.
Вместе с этим, мы гордимся тем, что наш катамаран проекта «Котлин» получил высшую награду в первой премии «Морской олимп», которая проходила в рамках «НЕВЫ 2025». Не зря мы столько лет проектировали, строили, вкладывали в проект всю душу.
Количество событий было большое, действительно. Смотрим будущее и верим, что количество событий, связанных с подписанием контракта, закладкой, спуском различных судов, если не будет расти, то как минимум сохранится в тех же темпах, которые мы уже набрали за последние три года. Поэтому в этом направлении, конечно же, мы будем продолжать двигаться.
П: Позвольте поспорить про обыденность и про то, что очередные спуски уже не так воспринимаются в общественности. Понятно, что спуск первого катамарана на воду и условно шестого – совершенно разные. С точки зрения самой церемонии – да, они похожи и будто ничего особенного. С другой стороны, хочется обратить внимание, что раньше основным драйвером развития были судоходные компании, которые заказывали длинные серии строительства сухогрузов. Были заняты несколько заводов. Сейчас флагманом нового строительства выступает компания «Нева Тревел», чьи проекты вышли за рамки одного Средне-Невского судостроительного завода. На фоне числа построенных судов российскими верфями за год ваша серия выглядит абсолютно необычной!
— Я согласен. Скорее, я иронизировал, потому что как ни крути для нашей компании каждое событие, связанное с новыми судами, большой праздник. Еще хочу подробнее рассказать о «мы не собираемся останавливаться». Мы не останавливаемся не в том, что мы продолжаем строить суда. Я говорю не для протокола, а как факт. Наша компания совершенствует каждое последующее судно, старается исправлять прошлые ошибки. Мы, к сожалению, для заводов-строителей, к счастью, для нас, говорим о том, что действительно строим серийные суда, но каждый следующий катамаран становится лучше. Получая опыт, мы его применяем на следующем катамаране. Мы будем строить судно «Колтин-М». Что это такое? По факту это опыт наших построенных и строящихся судов. Ведь производители всего, будь то телефона, стиральной машины, телевизора, автомобиля или прочее, не останавливаются.
Здесь у нас как раз-таки возникает некоторый конфликт интересов с заводом, потому что верфь в своей работе упирается в документацию и строительство по готовым документам, без желания что-то менять. Мы же выступаем против такого формата и просим вносить корректировки, исходя из опыта эксплуатации. Первый «Котлин», несомненно, классный. И шестой классный. Но между первым и шестым реально есть ряд изменений. Даже у «Эмпериума» каждый Экобас отличается – где-то есть изменения по электрике, где-то по корпусным конструкциям. Многие вещи меняются. И это жизнь проекта, которая должна быть. Здесь мне было очень приятно отметить, что Минпромторг категорически поддерживает развитие жизненного цикла проекта. Понятно, что заводу удобно строить по одному чертежу, однако развиваться нужно, и этим мы занимаемся.
П: Вы сказали, что не планируете останавливаться в плане строительства катамаранов и их модернизации. В наших прошлых беседах вы говорили, что это «дорогостоящая авантюра, которую сложно окупить». С чем связано такое стремление продолжать строительство с длинными сроками окупаемости? Что-то изменилось, тем более, когда ваша основная позиция, что подобный бизнес как у «Невы Тревел» не должен субсидироваться со стороны государства?
— Мы не знаем, как пойдет жизнь, поэтому уже не будем зарекаться и говорить, что «мы никогда не будем субсидироваться». Наша команда прекрасно понимает, что купить старый теплоход типа «Москва», его эксплуатировать кратно эффективнее коммерчески и проще, чем строить новое судно и эксплуатировать его. Потому что даже любое современное судно через пять лет уже станет не новым. И болячки, технические проблемы на десятом серийном катамаране будут гораздо больше всплывать, чем на 150-й серийной «Москве».
На самом деле, сейчас у меня нет ответа на ваш вопрос. Потому что мы верим. Я верю в то, что мы делаем нужное дело: мы развиваем флот. Мы делаем его более современным, безопасным. Делаем это в целом хорошо. И детищем, которое у нас получилось, мы гордимся. Конечно, наша команда могла бы эксплуатировать какие-то старые суда, кратно меньше часов проводить на работе, жить в свое удовольствие, занимаясь тем же самым делом. Но выбрали такой путь развития.
П: Можем ли мы сделать такой вывод, что «Нева Тревел» выполняет важную социальную функцию? В масштабном плане компания помогает отрасли развиваться со всех сторон: дает работу своим сотрудникам, загружает верфь, использует эффективный и безопасный флот. Это в условиях, что в отрасли мы встречали неоднократное мнение, что лучше положить свободные деньги на вклад под процент, чем заказывать строительство нового судна. Многие компании это подтверждают. При этом вы заявляете, что не планируете останавливать строительство серии катамаранов. Вы хотите больше работать, веря, что все во благо и для развития, при всей дороговизне строительства. Получается своего рода миссия, которую вы выполняете.
— Сказать, что, например, мы не хотим зарабатывать будет неверно. Мы хотим зарабатывать, мы хотим, чтобы компания развивалась, чтобы люди, которые вносят огромный вклад в развитие, получали достойные деньги. Новые катамараны – это не я, это наш большой коллектив «Невы Тревел». И если в результате деятельности будут построены новые суда, которые работают в Санкт-Петербурге и других регионах, а также будет достигнут еще какой-то финансовый эффект, то будет прекрасно.
Но, к сожалению, с учетом все равно высокой стоимости строительства этих судов, несмотря на уникальные программы поддержки льготного лизинга, говорить о какой-то серьезной маржинальности эксплуатации этого флота невозможно. Поэтому мы собрали и, наверное, продолжаем собирать команду единомышленников, которые все это делают не с единственной целью заработать денег, а все-таки делать что-то интересное и классное. Говорить, что мы выполняем миссию странно, нам её никто не назначал и не навязывал. Мы сами решили делать, строить и развивать пассажирский флот. Мы верим, что то, что мы делаем — это хорошо, это про людей и про развитие флота. И что важно – это про позитивные во всех смыслах проявления эмоций: от того, как мы строим, от того, что появляется новый флот, от того, как люди на этих судах катаются, от того, как экипажи эти суда эксплуатируют. Почему мы не останавливаемся? Потому что видим и знаем, что в стране с флотом складывается достаточно печальная ситуация. И наша компания видит, что мы можем увеличить количество строящихся судов с нашим участием, и понимает, что «Нева Тревел» может организовать качественное обслуживание, туристов и всех остальных пассажиров.
Помню ощущения, когда мы спустили на воду первый скоростной катамаран, запустили двигатель, вышли на ходовые испытания, повесили цепочку для выхода на верхнюю палубу, что нельзя находиться наверху, как мы привыкли на других скоростных судах. И когда мы поняли, что на этих катамаранах не то, что просто осуществляется доставка людей с пункта А в пункт Б, а то, что на них можно находиться наверху, я осознал, как круто все получилось. Потому что какие эмоции ты получаешь от банального нахождения на судне, от вида из окна, от прогулки на верхней палубе или на носу, когда в заливе сильный ветер и шторм, и люди восторженно кричат, не боятся брызг в лицо, смеются и фотографируются – это классно! Мы строили современное судно, а получили невероятно позитивные эмоции. Наверное, во многом эти эмоции на всех этапах мотивируют двигаться дальше и не останавливаться.
П: Какое количество новых судов будет введено в эксплуатацию в 2026 году? Где строятся суда по проектам «Невы Тревел»?
— Мы рассчитываем, что в навигацию следующего года начнут работу еще пять скоростных катамаранов проекта «Котлин» и четыре катамарана проекта «Соммерс» в различных модификациях. По нашим проектам суда строятся на двух вервях ОСК – «Средне-Невский судостроительный завод» в Санкт-Петербурге и завод «СЗ Море» в Феодосии. Помимо этого, на заводе «Нефтефлот» в Самаре, строятся катамараны проекта «Соммерс-L», в которых мы также принимаем активное участие.
П: В прошлом году вы сказали, что развитию пассажирских перевозок, как и развитию компании в целом мешает слабое развитие причальной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Изменилось ли что-то на сегодняшний день?
— К сожалению, за 2025 год ситуация не изменилась. Новых причалов не появилось. В широком смысле в Санкт-Петербурге качество оказания услуг на причальной инфраструктуре тоже в лучшую сторону не изменилось. И развития в этом направлении нет. Опять же, возвращаясь к тому, что мы уже говорили, в настоящее время мы, как и судоходная компания, и, соответственно, активно ведем диалог с Ассоциацией пассажирских судов, говорим с городом о необходимости наведения порядка на причальной инфраструктуре, о необходимости утверждения стандартов обслуживания, стандартов внешнего вида самих причалов в Петербурге. Очень надеемся, что мы придем к решению проблемы и действительно в ближайшие годы в Санкт-Петербурге качественно обновятся причалы, которые будут отвечать требованиям по комфорту пассажиров, по безопасности и по внешнему виду.
П: Сейчас повсеместно растут цены на продукты, растут цены в сфере услуг и сервиса. И складывается впечатление, что для обывателя прогулки на теплоходе становятся не самым дешевым удовольствием. Понятно, что повышение цен – не прихоть компаний, это объективная реальность, которая требует повышений. Что делает «Нева Тревел» для того, чтобы зарабатывать и сохранять высокую статистику пассажироперевозок?
— Весной 2025 года были проиндексированы цены на большинство маршрутов. Индексация составила от 7 до 11% на отдельные услуги с округлением до 50-100 рублей на цену билетов. При этом, конечно же, затратная часть в компании – фонд оплаты труда, различные эксплуатационные затраты, покупка запчастей и прочее – подорожали гораздо больше, чем на 10, а во многом даже 20%. Поэтому индексация стоимости билетов происходит фактически меньше, чем реальная инфляция, чем реальный рост эксплуатационных затрат. Очень надеемся, что мы сможем держать тарифы и цены такими, чтобы наши услуги были доступны как для жителей, так и для гостей города. При этом мы ведем достаточно активную маркетинговую стратегию и стараемся по возможности делать разные акции, предоставлять скидки. У нас есть билеты для большого количества льготных категорий граждан, есть детские билеты. Большое количество людей мы перевозим на безвозмездной основе, как на регулярных рейсах, так и выполняя отдельные рейсы социальной направленности. Поэтому, к сожалению, рост цен неизбежен, но он не является каким-то галопирующим.
П: В Москве открылась «Московская судоверфь», где будут строить электросуда как на верфи «Эмпериум». Сейчас тема электрофлота очень популярна, многие регионы России рассчитывают, что запустят такие суда и на их реках. Логично представить, что такие суда дойдут и до Санкт-Петербурга в обозримом будущем. Видит ли «Нева Тревел» перспективы участия в развитии электросудов в городе? Присматриваетесь ли к теме строительства такого флота? Ведь когда-то и катамараны были в диковинку.
— Недавно я был в Москве, прокатился на электросудне. В 16:30 в центре города я сел, пошел в сторону ЗИЛа. На третьей или четвертой остановке подсело еще двое человек, которые вышли через одну остановку. Дальше я шел один. Можно сказать, что была плохая погода. Но если она плохая, а вам нужно домой ехать на трамвае, то вы в любом случае поедете на трамвае, в любую погоду. Я прекрасно понимаю, что сейчас в Москве электросуда – это не совсем транспорт. Хотя на причале все прекрасно организовано: пассажиров по всем высочайшим стандартам обслужило в хорошем смысле шесть человек, которые обо всем рассказали и проводили на судно. Вопрос только в цене.
Я – за технологии. Это классные суда, технологически реализованные, с хорошими, очень достойными интерьерами. Но то, сколько они стоят, и то, сколько они коммерчески могут зарабатывать – это, в нашем понимании, проблема.
Вы спросили: смотрели ли мы в сторону электросудов? Я подтверждаю факт, что в сторону электродвижения мы смотрели достаточно давно, еще до того, как появилась верфь «Эмпериум». Мы смотрели европейские варианты по электродвижению и вели переговоры с поставщиками оборудования. Но основная причина, почему мы это не запустили ни в 2017, ни в 2019 году, ни сейчас – это экономика. Потому что электродвижение с точки зрения затрат, выходит дороже, чем классическое дизельное судно. И сопутствующие затраты гораздо выше. Мы все-таки компания, которая работает в коммерческом сегменте без субсидий. Даже если бы мы работали на субсидиях, наверное, правильнее просить у бюджета 2 рубля и возить на обычных судах, чем просить у бюджета 5 рублей и совершать такую же услугу только на электросудах. Также мы понимаем, что до сих пор не решен вопрос безопасности такого флота в полном объеме. Понятно, что с дизельными судами тоже могут быть инциденты, но потенциальный урон при, не дай Бог, возгорании электросудна, гораздо более токсичный и опасный для людей.
П: Расскажите о планах компании «Нева Тревел».
— Сегодня мы видим развитие всех наших проектов, не только в Петербурге, но и в других регионах. Сейчас проектируются и будут строиться следующие модифицированные версии катамаранов «Колтин-М» и «Соммерс-М». Мы активно смотрим в сторону Азово-Черноморского бассейна и планируем, что эти суда появятся в том регионе, потому что там ситуация с количеством и качеством флота гораздо хуже, чем на внутренних водных путях. А новые катамараны, мы уверены, себя прекрасно зарекомендуют. И по результатам эксплуатации первых судов проектов «Колтин-М» и «Соммерс-М» мы тоже получим обратную связь как от сотрудников, так и от пассажиров и продолжим развитие данной катамаранной идеологии. Мы не зарекаемся, и, возможно, мы поймем, что следующие суда мы хотим строить большего водоизмещения или на крыле, или еще что-то. Но мы будем получать информацию не только от наших пассажиров и коллег, а также отталкиваться от просчета экономики проектов.
Наши планы – это, конечно, не только строительство нового флота. Мы работаем во всех смежных направлениях. Это и развитие причальной инфраструктуры, включая проекты по их строительству, и собственных программных продуктов, которые делают работу удобнее, и подготовка профессиональных кадров.