Найти в Дзене
Аркив

В чём эстетическая ценность Малевича, Твомбли и т.д.

«Объясните, в чем эстетическая ценность Сая Твомбли и подобных ему шедевров?» Мои любимые старые песни о главном. Как раз под Новый год) Лично я в этом вопросе не вижу никакого реального интереса к проблемам эстетики... Скорее в нём считывается искреннее непонимание: по какому такому праву всё, что непохоже на моего любимого Репина [имя условно], смеет называться искусством? А люди, интересующиеся темой эстетики, идут и читают её теорию. Ну хотя бы листают краткий обзор. — Этого более чем достаточно, чтобы «понять и простить» грустную истину: нет никакой единой эстетики. И никакой единой доктрины эстетики тоже нет. И не было. И в ближайшем будущем не предвидится. Так уж вышло) То что нравится среднему европейцу, не обязательно понравится зрителю из условной Японии. Как минимум потому, что у восточной изобразительной традиции другой культурный код. Более того, европейцы прошлых веков отчаянно бы спорили со вкусами современных. — Где-то я уже писал, что за полстолетия до эры передвижнико

«Объясните, в чем эстетическая ценность Сая Твомбли и подобных ему шедевров?»

Мои любимые старые песни о главном. Как раз под Новый год)

Лично я в этом вопросе не вижу никакого реального интереса к проблемам эстетики... Скорее в нём считывается искреннее непонимание: по какому такому праву всё, что непохоже на моего любимого Репина [имя условно], смеет называться искусством?

А люди, интересующиеся темой эстетики, идут и читают её теорию. Ну хотя бы листают краткий обзор. — Этого более чем достаточно, чтобы «понять и простить» грустную истину: нет никакой единой эстетики. И никакой единой доктрины эстетики тоже нет. И не было. И в ближайшем будущем не предвидится.

Так уж вышло)

То что нравится среднему европейцу, не обязательно понравится зрителю из условной Японии. Как минимум потому, что у восточной изобразительной традиции другой культурный код. Более того, европейцы прошлых веков отчаянно бы спорили со вкусами современных. — Где-то я уже писал, что за полстолетия до эры передвижников эстеты сочли бы их работы безвкусицей, никак не согласующейся с выверенными идеалами классицизма: зачем искусству весь этот натуралистичный быт, язвы национальной жизни и уродливые, бессистемно расставленные обрубки деревьев? Ну вот чтобы что? — Большинство художников Средневековья в принципе не поняли бы наш примитивно-светский заскок на натурализм. О средневековых китайцах или персах я уже просто молчу.

Юйцзянь (XIII век), "Горная деревня в рассеянном тумане"
Юйцзянь (XIII век), "Горная деревня в рассеянном тумане"
Сюй Вэй (1521-1593). "Разные растения" (фрагмент)
Сюй Вэй (1521-1593). "Разные растения" (фрагмент)

Утверждать, что моё или ваше личное «красиво» объективнее других — всё равно, что претендовать на статус вселенского арт-мерила. Это эгоцентризм не столько даже потому, что чьё-то «красиво» — необязательно объективно красиво. А потому что объективно мы не знаем, что красиво, а что нет. Красота и её существование в природе — это вопросы, которые мучают западную философию четвёртое тысячелетие.

Второй момент. Западное искусство в принципе отказалось от догм античной и около формальной эстетики. Эти механизмы запустились более 200 лет назад, с Гойи, но какой-то общей данностью стали в начале прошлого века, с приходом модернизма и авангарда, по целому ряду причин, о которых я уже неоднократно писал. В том числе — художникам надоели века диктата «единственно верной» красоты от академий и Салона, единогласно «увольняющих» из искусства, если тебе понравилось хоть что-то ещё.

Новые художники выбрали личностный подход, который, как это ни парадоксально, только приблизил нас к объективности. И прямое следствие этой арт-революции — мнения о том, что все «мнения» — это мнения.

Более того, искусство в принципе отказалось от конвенциональной в нынешнем обществе «красивости» как чего-то обязательного. Просто потому что эстетизировать целую массу вещей — это либо врать о них, либо не понимать их сути.

Впрочем, кто-то может не согласиться и доказывать, что лицо античной Венеры объективно красивее африканской маски. А деревья красивее пятен.

И я даже не буду спорить)

Друзья, если вдруг хотите, чтобы текстов было больше, оставлю ниже номер карты для проявления душевной щедрости (заранее огромное спасибо):

Тинькофф 2200 7004 6266 6024

А так же не забудьте поддержать пост лайком или комментарием, чтобы его увидели не только вы