Найти в Дзене
Konstantin Poll

О внедрении концепции «экзотерики» в образование в контексте законопроекта о запрете рекламы эзотерических услуг.

Председателю     Правительства РФ
М. В. Мишустину
Обращение
Тема: О внедрении концепции «экзотерики» в образование в контексте законопроекта о запрете рекламы эзотерических услуг.

Председателю     Правительства РФ

М. В. Мишустину

Обращение

Тема: О внедрении концепции «экзотерики» в образование в контексте законопроекта о запрете рекламы эзотерических услуг.

Уважаемый Михаил Владимирович!

В связи с внесением в Государственную Думу законопроекта № 901048-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“» (в части запрета рекламы эзотерических, духовных и энергетических услуг) считаем необходимым предложить альтернативный подход к осмыслению термина «экзотерика» — не как совокупности оккультных практик, а как открытой модели знания, интегрируемой в систему образования.

Обоснование актуальности:

В условиях законодательного ограничения рекламы эзотерических услуг (в соответствии с упомянутым законопроектом) особенно важно разграничить:

 • эзотерику как закрытые, не верифицируемые учения (подпадающие под регулирование законопроекта);

 • экзотерику (от греч. exōterikos — «внешний») как открытую, научно обоснованную модель знания.

Три ключевых аргумента в пользу образовательной модели экзотерики:

 1. Демократизация знаний. По данным UNESCO (2023), 67 % населения мира имеет доступ к интернету, что делает закрытые учения исторически неактуальными.

 2. Требование верифицируемости. Современная наука настаивает на воспроизводимости и эмпирической обоснованности — критериях, несовместимых с доктринами закрытого типа, против распространения которых направлен указанный законопроект.

 3. Психологические механизмы. Исследования когнитивных искажений (Kahneman, 2011) показывают: стремление к «тайным знаниям» — психологический shortcut, который сегодня заменяют наука и критическое мышление.

Суть предложения: переход от закрытых систем к открытой модели знания, основанной на:

 • философии общего дела Н. Ф. Фёдорова: идеи активного преображения мира и человека через знание; проект «регуляции природы» как коллективной задачи.

 • представлении человеке как космического субъекта К. Э. Циолковского, способном к экспансии и трансформации.

 • концепции ноосферы В. И. Вернадского — сферы разума, где человечество становится геологической силой.

 • единстве космических и биологических ритмов А. Л. Чижевского, идеи человека как части универсальной эволюционной динамики.

 • научных методах (в духе позитивизма Огюста Конта);

 • принципах прагматичного образования (идеи Джона Дьюи).

Предложения по интеграции: ввести в образовательную программу курс «Экзотерика: открытая модель знания» для:

 • студентов всех укрупнённых групп специальностей и направлений (УГСН);

 • учащихся 10–11‑х классов общеобразовательных школ.

Содержание курса будет принципиально отличаться от практик, подпадающих под регулирование законопроекта:

 • акцент на научно обоснованных методах познания;

 • развитие навыков критической оценки информации;

 • изучение истории идей без пропаганды мистических доктрин;

 • освоение инструментов коллективного решения задач в условиях информационной избыточности.

Ожидаемые результаты:

 • формирование у обучающихся навыков критического осмысления информации;

 • повышение доступности научно обоснованных знаний;

 • развитие способности к коллективной работе над сложными задачами;

 • подготовка поколения, способного к обоснованному принятию решений.

Заключение: предлагаемая модель экзотерики как открытой системы знания:

 • не противоречит целям законопроекта (защита граждан от недостоверной информации и недобросовестной рекламы);

 • предлагает конструктивную альтернативу эзотерическим практикам, реклама которых подлежит ограничению;

 • способствует развитию научного мировоззрения в обществе и формированию устойчивой критической позиции к непроверяемым утверждениям.

Готовы участвовать в разработке и апробации предложенных инициатив: проводить мастер‑классы, лекции, пилотные проекты.

С уважением,

Основатель и идейный вдохновитель  социальной инициативы «Армия Любви» и творческого партнерства OpenArtWorld,

кандидат политических наук,

Константин Полл

19 декабря 2025 года

Санкт Петербург