Председателю Правительства РФ
М. В. Мишустину
Обращение
Тема: О внедрении концепции «экзотерики» в образование в контексте законопроекта о запрете рекламы эзотерических услуг.
Уважаемый Михаил Владимирович!
В связи с внесением в Государственную Думу законопроекта № 901048-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“» (в части запрета рекламы эзотерических, духовных и энергетических услуг) считаем необходимым предложить альтернативный подход к осмыслению термина «экзотерика» — не как совокупности оккультных практик, а как открытой модели знания, интегрируемой в систему образования.
Обоснование актуальности:
В условиях законодательного ограничения рекламы эзотерических услуг (в соответствии с упомянутым законопроектом) особенно важно разграничить:
• эзотерику как закрытые, не верифицируемые учения (подпадающие под регулирование законопроекта);
• экзотерику (от греч. exōterikos — «внешний») как открытую, научно обоснованную модель знания.
Три ключевых аргумента в пользу образовательной модели экзотерики:
1. Демократизация знаний. По данным UNESCO (2023), 67 % населения мира имеет доступ к интернету, что делает закрытые учения исторически неактуальными.
2. Требование верифицируемости. Современная наука настаивает на воспроизводимости и эмпирической обоснованности — критериях, несовместимых с доктринами закрытого типа, против распространения которых направлен указанный законопроект.
3. Психологические механизмы. Исследования когнитивных искажений (Kahneman, 2011) показывают: стремление к «тайным знаниям» — психологический shortcut, который сегодня заменяют наука и критическое мышление.
Суть предложения: переход от закрытых систем к открытой модели знания, основанной на:
• философии общего дела Н. Ф. Фёдорова: идеи активного преображения мира и человека через знание; проект «регуляции природы» как коллективной задачи.
• представлении человеке как космического субъекта К. Э. Циолковского, способном к экспансии и трансформации.
• концепции ноосферы В. И. Вернадского — сферы разума, где человечество становится геологической силой.
• единстве космических и биологических ритмов А. Л. Чижевского, идеи человека как части универсальной эволюционной динамики.
• научных методах (в духе позитивизма Огюста Конта);
• принципах прагматичного образования (идеи Джона Дьюи).
Предложения по интеграции: ввести в образовательную программу курс «Экзотерика: открытая модель знания» для:
• студентов всех укрупнённых групп специальностей и направлений (УГСН);
• учащихся 10–11‑х классов общеобразовательных школ.
Содержание курса будет принципиально отличаться от практик, подпадающих под регулирование законопроекта:
• акцент на научно обоснованных методах познания;
• развитие навыков критической оценки информации;
• изучение истории идей без пропаганды мистических доктрин;
• освоение инструментов коллективного решения задач в условиях информационной избыточности.
Ожидаемые результаты:
• формирование у обучающихся навыков критического осмысления информации;
• повышение доступности научно обоснованных знаний;
• развитие способности к коллективной работе над сложными задачами;
• подготовка поколения, способного к обоснованному принятию решений.
Заключение: предлагаемая модель экзотерики как открытой системы знания:
• не противоречит целям законопроекта (защита граждан от недостоверной информации и недобросовестной рекламы);
• предлагает конструктивную альтернативу эзотерическим практикам, реклама которых подлежит ограничению;
• способствует развитию научного мировоззрения в обществе и формированию устойчивой критической позиции к непроверяемым утверждениям.
Готовы участвовать в разработке и апробации предложенных инициатив: проводить мастер‑классы, лекции, пилотные проекты.
С уважением,
Основатель и идейный вдохновитель социальной инициативы «Армия Любви» и творческого партнерства OpenArtWorld,
кандидат политических наук,
Константин Полл
19 декабря 2025 года
Санкт Петербург