Дефицит дронов ушёл в прошлое. Интернет и маркетплейсы полны объявлений о продаже дронов широчайшей линейки задач и цен. В подразделения поступают сотни дронов разных типов ежемесячно. На гражданке полёты пока разумно ограничены, и не технологиями или недоступностью самих дронов, а вопросами безопасности.
Вспомним кружки авиамоделирования для детей, которые были массовыми в советское время, пройдёмся в стиле тех кружков по основным элементам дронов.
Пока самая медийно раскрученная тема касается ИИ, но потенциал массового применения дронов также ожидается впечатляющим. Как минимум, дроны потенциально заменят порядка миллиона курьеров районного уровня на байках, сотни тысяч охранников с обходом объектов, коммунальщиков с контролем инженерных систем, общественных пространств и решением огромного пласта инженерных задач на местности.
Политики, журналисты и обычные люди должны больше понимать матчасть дронов хотя бы на базовом уровне. У нашей страны есть серьёзные перспективы лидерства в дроновой отрасли. СВО становится серьёзнейшей площадкой обкатки разных типов и технологий дронов, даст сотню тысяч инженеров и пилотов с уникальнейшим опытом. Как когда-то Интернет вышел из нишевых задач военных и сильно изменил экономику, так будет и с дронами.
У нас одним из приоритетов определено развитие отечественной микроэлектроники, создана профильная госпрограмма. Приняты решения по введению технологического сбора с импортных смартфонов и ноутбуков, потенциально — с бытовой техники. В советское время газеты и журналы, и в том числе даже для детей, писали о похожих вопросах куда чаще и детальней, чем сейчас это делают СМИ для взрослых. В 1970–1980-е годы наша страна производила в области микроэлектроники широчайший спектр компонентов и готовых изделий. Очень важно переломить бытовое неверие обычных людей и даже политиков в наши перспективы, не бояться обсуждать детали решений, множество малых шагов.
Перейдём к деталям дронов. Начнём с "мозгов", точнее, двух плат: полётного контроллера и регулятора моторов. Обычно они компонуются в виде стека двух плат размером со спичечный коробок ("бутербродиком", парой один над другим). В нашей стране за последний год несколько производителей уже начали делать крупные партии. Госзакупки сформировали спрос на платы в объёме сотен тысяч в год, что позволяет добиваться цены почти как в Китае. Цена платы, в зависимости от сложности задач, размера партии и производителя, колеблется в диапазоне 6–10 тыс. руб. Управление под более сложные задачи включает: несколько разных частот с их переключением, поворот видеокамеры, работа с грузом, моторы в разном количестве.
"Мозг" контроллера — процессор — пока в основном импортный. Такие завозят буквально мешками по цене в пару тысяч рублей за каждый процессор. В московском Зеленограде производят отечественные процессоры, но СМИ не сообщали об особенностях и объёмах таких производств. Кроме того, в Москве на территории технопарка бывшего АЗЛК работает компания "Маппер", которая производит элементы для создания микропроцессоров. Трудятся пока небольшим числом сотрудников и линий оборудования, но очень перспективно.
Следующие важные элементы дрона — моторы — бывают разные по мощности и размеру, по 4 или 6 на дрон. Самые ходовые моторы имеют нумерацию 3115, где первые две цифры — диаметр, а вторые две — высота мотора, обычно под лопасти 8, 9 или 10 дюймов (последний в пересчёте на более привычные сантиметры — 25 см), и грузоподъёмность до 3,5 кг. Отечественное производство моторов наладили одним из первых, и если кто в детстве разбирал моторчики из игрушек, то вспомнит пластины с обмоткой из медной проволоки и магниты по бокам. Магниты из редкоземельных металлов в основном закупают в Китае, который производит 90% всех подобных магнитов в мире. Остальные компоненты и сборка — отечественные; знающие люди говорят, что более качественные, с энергопотреблением на треть меньше или скоростью на треть больше. Те же знающие люди уже тестировали новые партии отечественных моторов под тяжёлые дроны с винтами 15 дюймов. Стоимость в зависимости от размера-мощности, качества и объёма закупки — 2–7 тыс. руб. за мотор.
Внешне дрон выглядит как рама с моторами и лопастями. Рама определяет прочность всей конструкции дрона, его управляемость, а также живучесть при падении. Производство рам, по сути, не сложнее машинной раскройки ткани, а по доступности оборудования для "раскройки" и цене — масштаба хорошего 3D-принтера, порядка 100 тыс. руб. Только там не печать, а вырезание лазером или фрезой на пластине стеклопластика по схеме, разработанной в компьютерном редакторе. Ранее были вполне прочные рамы из алюминиевых трубочек с квадратным сечением, с центральным элементом из фанеры и соединением клёпками, но это скорее как пример возможности сделать их из подручных материалов. Конструкции рам постоянно улучшаются для оптимизации компоновки дронов под конкретные задачи. Лопасти также давно массово производятся в нашей стране, с подборкой лучших прочностных характеристик, хотя термопластавтоматы для штамповки в основном китайские. Цена рамы в розницу — 5–7 тыс. руб., лопастей — несколько сотен рублей.
Начало отечественного производства компонентной базы дронов и наши самые передовые технологии — в антеннах-приёмниках. Именно конструкции приёмников вместе с силой сигнала передатчика определяют дальность управления дроном, поскольку в типичных гражданских дронах большая дальность не предполагалась. Именно на приёмники воздействует РЭБ, и теперь дроны оборудуют под несколько диапазонов частот с возможностью их переключения в полёте. Наши разработки — это не только "железо", но и свои "протоколы" сигнала, что ещё более важно в проблематике РЭБ. На типичном дроне картинка видео пропадает уже на расстоянии до километра, а массово производимые отечественные решения обеспечивают картинку на дистанции не менее 20 км с простейшим ретранслятором у пилота.
Самый большой вопрос имеется к видеокамерам и видеопередатчикам, которые на наших дронах — китайские, массового гражданского применения. Камеры должны быть миниатюрными и лёгкими, обычно чуть больше камер смартфонов, с различимой картинкой хотя бы на высоте до полукилометра — километра. Видео с аналоговой камеры легко перехватывается оператором противника, бывает, перебивается дружественным дроном с работой на той же частоте. Простейший видеопередатчик — как простейшая рация, где в рамках заданного диапазона можно переключать каналы. Цифровая видеокамера и передатчик обеспечивают широту каналов, шифрование передачи видео, большую устойчивость управления. Цены — от пары тысяч рублей за аналоговую видеокамеру до двадцати тысяч за приличную цифровую.
У нас есть отечественные аккумуляторные батареи для дронов. На маркетплейсах засилье импортных брендов, но только из-за их дороговизны — как базы для комиссий этих маркетплейсов и их алгоритмов максимизации своей выручки. Импортные литий-полимерные аккумуляторы продаются по цене от 10 до 40 тыс. руб. в зависимости от ёмкости, а отечественные литий-ионные из "пальчиков" модели 21700 можно набрать буквально за несколько тысяч рублей.
Есть сообщения про запуск линии отечественных литий-полимерных аккумуляторов (производство которых уже давно налажено — под электробусы) для дронов. Литий-полимер даёт большую скорость отдачи тока для ускорения дрона (на сленге "газ", как педаль газа на автомашине — быстрота её ускорения). Литий-ион достаточен для подавляющего большинства типов дронов и их задач, особенно при относительно больших времени и дистанции полёта, как правило, отнюдь не на максимальной скорости. Несколько крупных отечественных производителей сами делают батареи "пальчиков" нужной комплектации под конкретную конструкцию и задачу дрона. Можно просто закупиться "пальчиками" и в обычной кустарной мастерской набрать такую батарею за час работы паяльником или аппаратом точечной сварки.
Сборка дрона кажется сложной только для совсем уж далёких от электрики и электроники. Если человек имел опыт простейшего ремонта ноутбуков или смартфонов путём замены отдельных элементов, устанавливал дома электрические или интернет-розетки, он без проблем за пару недель "набьёт руку" на сборке дронов. По сложности сборка дрона — это как детский продвинутый конструктор робототехники, хотя в молодом поколении далеко не все юноши смогут заменить лампу фары автомобиля, а девушки — связать шерстяной носок. Опытный сборщик может собрать дрон за час-два, с разделением же труда изделие монтируется за полчаса. Знающие люди пока не видели автоматических линий сборки дронов, впрочем, ручной труд, заложенный в цену дрона, равную нескольким десяткам или даже сотням тысяч рублей, не превышает по стоимости нескольких тысяч рублей.
В нашей стране уже появился ряд компаний, производящих дроны десятками тысяч ежемесячно и в основном из отечественных компонентов. Ещё есть сотни небольших начинающих компаний, которые на своём энтузиазме и по гуманитарной линии собирают дроны тысячами ежемесячно. Это не просто цифры с несколькими нулями. Это постоянный поиск оптимальных конструкций дронов под разные задачи, чуть ли не ежеквартальные новинки компоновки дронов и их комплектующих. Наши производители и экспериментаторы уже точно круче европейцев и американцев, хотя по массовости ещё не дотягивают до китайцев. Причастные к этому говорят, что несколько лет назад даже представить такое было нельзя.
В качестве постскриптума категорически советуем коллегам из крупных СМИ писать про отечественное производство дронов и электроники чаще и детальней. В каждом крупном регионе в тематике дронов задействованы десятки предприятий и мастерских, и губернаторам нисколько не сложно хотя бы раз в полгода посещать такие производства для понимания их специфики и перспектив.
Сергей Ануреев