Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Узкоколейка как метро: как в Кировской области развили уникальный транспорт

Каринская узкоколейка в Кировской области – одна из тех железных дорог, которые трудно воспринимать просто как транспорт. Для местных жителей это часть повседневной жизни, а иногда и единственная связь с городом. В декабре движение на линии Кирово-Чепецк – Каринторф вновь восстановили на всей протяженности маршрута. Почти полгода один из перегонов внутри Кирово-Чепецка был закрыт из-за ремонта автомобильного моста, проходящего над путями, и поезд доходил не до всех остановок. Теперь же узкоколейка снова работает в полном объеме, как и прежде, шесть раз в день перевозя пассажиров через реку Чепцу. Железная дорога начинается в Кирово-Чепецке, примерно в получасе езды от Кирова, и ведет в микрорайон Каринторф. Этот поселок с населением около тысячи человек расположен за рекой, и стационарного автомобильного моста туда до сих пор нет. Понтонная переправа работает не круглый год, весной во время ледохода ее закрывают, а автобусного сообщения по ней не предусмотрено. В такие периоды поезд ст
Оглавление

Каринская узкоколейка в Кировской области – одна из тех железных дорог, которые трудно воспринимать просто как транспорт. Для местных жителей это часть повседневной жизни, а иногда и единственная связь с городом.

Вагон-снегочист с тепловозом
Вагон-снегочист с тепловозом

В декабре движение на линии Кирово-Чепецк – Каринторф вновь восстановили на всей протяженности маршрута. Почти полгода один из перегонов внутри Кирово-Чепецка был закрыт из-за ремонта автомобильного моста, проходящего над путями, и поезд доходил не до всех остановок. Теперь же узкоколейка снова работает в полном объеме, как и прежде, шесть раз в день перевозя пассажиров через реку Чепцу.

Дорога жизни для микрорайона за рекой

Железная дорога начинается в Кирово-Чепецке, примерно в получасе езды от Кирова, и ведет в микрорайон Каринторф. Этот поселок с населением около тысячи человек расположен за рекой, и стационарного автомобильного моста туда до сих пор нет.

-2

Понтонная переправа работает не круглый год, весной во время ледохода ее закрывают, а автобусного сообщения по ней не предусмотрено. В такие периоды поезд становится единственным стабильным способом добраться в город.

-3

Причем на него пересаживаются не только те, у кого нет машины, но и автомобилисты, когда проезд через реку на машине невозможен.

Фото: Вконтакте / Музей железной дороги
Фото: Вконтакте / Музей железной дороги

Именно поэтому местные жители давно называют узкоколейку дорогой жизни – по ней в Каринторф приезжают врачи, экстренные службы и полиция, доставляются грузы и продукты.

История, начавшаяся в годы войны

Каринская узкоколейная железная дорога появилась в 1942 году. Ее строили женщины, оставшиеся в тылу, для снабжения торфом Кирово-Чепецкой ТЭЦ. В лучшие годы протяженность сети превышала 200 километров, существовал даже мост через Транссиб.

По узкой колее возили не только торф, но и пассажиров, и дорога фактически обслуживала целый регион.

В 2012 году ТЭЦ перешла на газ, большая часть путей была разобрана, и от некогда огромной системы остался лишь участок от Кирово-Чепецка до Каринторфа.

Однако именно он оказался самым живучим и востребованным, поскольку альтернативного транспорта здесь по сути так и не появилось.

Вторая жизнь узкоколейки

За последние годы железная дорога заметно изменилась к лучшему. Автор канала «1520. Все о жд» побывал здесь спустя шесть лет после прошлого визита и отметил, что инфраструктура стала ухоженнее.

-5

Были отремонтированы остановочные пункты, приведены в порядок подвижной состав и депо. Параллельно с пассажирскими перевозками начали развивать туристическое направление. Появился открытый вагон для летних поездок и вагон-столовая.

-6
Вагон-столовая. Фото: поезднапрокат
Вагон-столовая. Фото: поезднапрокат

Сегодня владельцем Каринской узкоколейки является некоммерческая организация «Музей железной дороги», учредители которой - Евгений и Ксения Стерлины. Они выкупили дорогу и взяли на себя не только эксплуатацию пассажирского движения, но и развитие музейного проекта.

-8
-9

Взгляд в будущее

Каринская узкоколейка – не единственный проект Стерлиных.

Параллельно они создают новую туристическую узкоколейную дорогу в Переславле-Залесском, на берегу Плещеева озера.

-10

Пока там работает музей техники и можно прокатиться на дрезине, но в перспективе владельцы не исключают появления более крупной техники в рабочем состоянии.

-11

Каринская узкоколейка сегодня – редкий пример того, как инфраструктура, созданная еще в военные годы, не только дожила до наших дней, но и получила вторую жизнь. Здесь по-прежнему ездят и обычные пассажиры по своим делам, и туристы.

Для России, где узкоколейки почти полностью ушли в прошлое, этот маршрут остается уникальным и по-настоящему живым.