Найти в Дзене

Кто на самом деле сбил Титаник? Еще одна версия, для обсуждения

23 августа 2022 года. Северная Атлантика. Глубина 3800 метров.
Температура воды близка к нулю. Давление — почти 400 атмосфер. В кромешной тьме луч подводного аппарата выхватывает из мрака очертания легендарного лайнера. Цель — носовая часть. Каюта первого класса, номер B-52. Когда-то здесь плыл один из самых богатых людей мира, Джон Джейкоб Астор. Манипулятор осторожно раздвигает обломки. Исследователи замирают: в углу, под слоем ила и ржавчины, стоит нетронутый сейф. Замок замер в положении «закрыто». 110 лет на дне океана — и он ждет. Что внутри? Некоторые уверены: документы, которые могут перевернуть наше представление о самой знаменитой морской катастрофе. Возможно, они объясняют, почему три сильнейших противника создания Федеральной резервной системы США оказались на борту одного корабля. И почему двое главных вдохновителей его постройки в последний момент отказались от плавания. Официальная история проста: роковая цепочка ошибок, человеческая самонадеянность, столкновение со стих
Оглавление

23 августа 2022 года. Северная Атлантика. Глубина 3800 метров.
Температура воды близка к нулю. Давление — почти 400 атмосфер. В кромешной тьме луч подводного аппарата выхватывает из мрака очертания легендарного лайнера. Цель — носовая часть. Каюта первого класса, номер B-52. Когда-то здесь плыл один из самых богатых людей мира, Джон Джейкоб Астор.

Манипулятор осторожно раздвигает обломки. Исследователи замирают: в углу, под слоем ила и ржавчины, стоит нетронутый сейф. Замок замер в положении «закрыто». 110 лет на дне океана — и он ждет.

Что внутри? Некоторые уверены: документы, которые могут перевернуть наше представление о самой знаменитой морской катастрофе. Возможно, они объясняют, почему три сильнейших противника создания Федеральной резервной системы США оказались на борту одного корабля. И почему двое главных вдохновителей его постройки в последний момент отказались от плавания.

Странные совпадения: кто остался на берегу?

Официальная история проста: роковая цепочка ошибок, человеческая самонадеянность, столкновение со стихией. Но всегда находятся вопросы, на которые нет однозначных ответов.

Почему владелец судоходной компании «Уайт Стар Лайн» Джозеф Брюс Исмей, который горячо готовился к первому рейсу, отменил свою поездку за день до отплытия? Формальная причина — «семейные обстоятельства». Но какие?

Ещё более показательный случай — главный акционер компании, американский банкир Джон Пирпонт Морган. Он забронировал роскошные апартаменты, но также отказался плыть, сославшись на плохое самочувствие. Однако через неделю после катастрофы его видели на французском курорте в добром здравии. Двое ключевых фигур, чья судьба была тесно связана с судном, — и оба в последний момент остаются на берегу.

Пассажиры, которые были неудобны

А кто отправился в роковое плавание? Список пассажиров первого класса напоминает финансовый справочник начала века.

  • Джон Джейкоб Астор IV — состояние около 87 млн долларов (по меркам того времени), владелец половины недвижимости Нью-Йорка. Известный критик идеи частного центрального банка.
  • Бенджамин Гугенхайм — горнопромышленный магнат, состояние около 95 млн долларов. Поддерживал Астора в его оппозиции финансовым реформам.
  • Исидор Штраус — совладелец универмага Macy's, состояние около 50 млн долларов. Близкий друг президента Тафта, также скептически относившийся к централизации банковской системы.

Случайно ли три самых влиятельных и богатых противника ключевой финансовой реформы оказались на одном корабле? Реформы, главным лоббистом которой был как раз Дж. П. Морган.

Взгляд из 2022 года: что показали кадры?

Вернемся к нашему времени. Аппарату удается поднять сейф на поверхность. Внутри — герметичный металлический футляр. Исследователи с замиранием сердца вскрывают его.

По словам участников экспедиции, внутри сохранились документы. Рукописные письма, финансовые расписки, списки. Один из документов, если верить информации, — контракт на консультационные услуги между компанией Моргана и влиятельным сенатором. Другой — список политиков с указанием сумм. Третий — черновик письма о планируемой пресс-конференции по возвращении в Нью-Йорк, где должны были быть обнародованы компрометирующие детали.

Важный момент: подлинность этих документов официально не подтверждена и вызывает споры в научном сообществе. Многие эксперты считают их возможной искусной подделкой. У нас нет стопроцентных доказательств, но есть вопросы, которые возникают при знакомстве с этой историей.

Удобная катастрофа: хронология событий

Взгляните на цепочку дат:

  • Апрель 1912 года: Гибель «Титаника». Астор, Гугенхайм и Штраус погибают.
  • Декабрь 1913 года: Конгресс США принимает закон о создании Федеральной резервной системы. Президент Вудро Вильсон подписывает его.

Менее двух лет разделяют эти события. Главные голосовые оппоненты реформы больше не могут ей препятствовать.

Версии и вопросы, а не ответы

Мы не утверждаем, что знаем истину. Мы лишь констатируем факты, которые порождают версии.

  1. Версия о страховке. «Титаник» был застрахован на огромную сумму. Выплата по страховке в случае гибели от столкновения с айсбергом (форс-мажор) производилась быстро и без расследования. Так и произошло.
  2. Версия о «неудобных» пассажирах. Устранение политических и финансовых противников под прикрытием природной катастрофы — сценарий, известный истории.
  3. Версия о случайности. Самая простая и официальная: трагическое стечение обстоятельств, человеческие ошибки и несовершенство технологий.

Что скрывал сейф на самом деле? Были ли документы в нем подлинными? Мы можем только строить догадки. Океан надежно хранит свои тайны, а история «Титаника» продолжает быть не просто историей кораблекрушения, а символом целой эпохи со своими тайнами, амбициями и трагедиями.

Одно можно сказать точно: пока есть вопросы, будут и попытки найти ответы. Даже если для этого нужно опуститься на глубину в четыре километра.