Найти в Дзене

Зима в ожидании войны: Трамп и Венесуэла.

В то время как Марко Рубио шепчет на ухо Дональда Трампа о важности свержения перезревшего авторитарного режима в Венесуэле, у ее берегов собирается огромная армада военного флота США. Эта армада - спусковой крючок, который Трамп может нажать в любой момент. Когда именно и как будет развиваться операция США по устранению Мадуро от власти знает лишь несколько человек в Белом доме. Лично Трамп обмолвился, что уже принял окончательное решение по данному вопросу, но оглашать его до конкретных действий армии США (или их отсутствия), он не намерен. Со своей стороны, президент Венесуэлы Николас Мадуро тоже готовиться к противостоянию с «проклятыми империалистами», мобилизуя вооруженные силы и остатки своей поддержки у населения страны. Ситуация складывающаяся сейчас вокруг Венесуэлы и режима Мадуро напоминает котел с нарастающим внутри его давлением. И даже странно, что Американские и мировые СМИ не освещают данную тему более плотно, поскольку силу воздействия от вероятного взрыва этого котла

В то время как Марко Рубио шепчет на ухо Дональда Трампа о важности свержения перезревшего авторитарного режима в Венесуэле, у ее берегов собирается огромная армада военного флота США. Эта армада - спусковой крючок, который Трамп может нажать в любой момент. Когда именно и как будет развиваться операция США по устранению Мадуро от власти знает лишь несколько человек в Белом доме. Лично Трамп обмолвился, что уже принял окончательное решение по данному вопросу, но оглашать его до конкретных действий армии США (или их отсутствия), он не намерен. Со своей стороны, президент Венесуэлы Николас Мадуро тоже готовиться к противостоянию с «проклятыми империалистами», мобилизуя вооруженные силы и остатки своей поддержки у населения страны. Ситуация складывающаяся сейчас вокруг Венесуэлы и режима Мадуро напоминает котел с нарастающим внутри его давлением. И даже странно, что Американские и мировые СМИ не освещают данную тему более плотно, поскольку силу воздействия от вероятного взрыва этого котла ощутит весь мир. И чем дольше прелюдия к действию, тем меньше сомнений в неотвратимости проявления активной фазы в свержении режима Мадуро. Чтобы лучше понять почему Трамп навострил свой взор на эту страну, нужно сначала окунуться в эссенцию того, что из себя представляет ее нынешний правящий режим.

История нынешнего противостояния у берегов Венесуэлы началась в 1999 году с избранием Уго Чавеса президентом страны. Классическими популисткими обещаниями больших реформ в экономике и социальной сфере он победил своего главного конкурента на выборах - Мисс Вселенную-1981, Ирен Саес. В те времена нефтяной рынок благоволил ему в достижении обещанных благ - цена Венесуэльской нефти выросла с 8 долларов за баррель (в год его избрания) до рекордных 115 долларов на момент его смерти в 2013 году. Более удачного стечения обстоятельств было сложно желать так как его взлет и уход идеально совпали с нефтяным бумом. Оседлав нефтяную волну годовой рост ВВП возрос с отрицательных 5% в 1998 году до двухзначных чисел в нулевые годы, что в свою очередь дало ошеломляющее увеличение ВВП страны в четыре раза за какие-то десять лет (до 400 миллиардов долларов). Это позволило на практике провести так называемые «Миссии Боливара» («Grand Missiones») - целью которых была борьба с бедностью населения посредством инвестиций в здравоохранение, образование, сельское хозяйство и жилищно-коммунальный комплекс. В результате количество бедных в Венесуэле сократилось в два раза - с 49% до 24%, экономическое неравенство в обществе значительно уменьшилось, а уровень безработицы снизился почти в два раза, до 7.8%. «Угнетенный», необразованный класс населения, являющийся основой его поддержки, видел в этом не «слепую руку» мирового рынка нефти, а гений правителя способного привести Венесуэлу к процветанию. И надо отметить, что Чавес очень «вовремя» умер, потому как его приемнику досталась вся та же экономика страны в подавляющей части построенная на добыче нефти, но со стремительно падающими на неё ценами.

Николас Мадуро начал свою профессиональную карьеру в качестве водителя автобуса и на данный момент «доуправлялся» настолько, что 80% населения Венесуэлы хотели бы видеть на его месте другого человека. Но, обо всем по порядку. В 1990-х годах Мадуро стоял у истоков политического движения Чавеса - МБР-200, и даже публично выступал за освобождение Чавеса из тюрьмы, куда того поместили в следствии попытки устроить государственный переворот. Далее пересев из кресла автобуса в парламентское кресло, он стал депутатом Национальной Ассамблеи Венесуэлы в 1998 году, и потом полтора года даже возглавлял главный законодательный орган страны (в 2005-2006 гг.) Затем Мадуро пошел на повышение и стал Министром иностранных дел в правительстве Чавеса находясь на этом посту с 2006 по 2013 год. Чавеса и Мадуро связывали долгие личные взаимоотношения на протяжении, которых Мадуро смог доказать ему свою верность и продемонстрировать способность управлять людскими массами, что в глазах Чавеса добавило ему очков в качестве приемника. Кроме того весомым фактором в пользу Мадуро, было его происхождение - он был «выходцем из народа» и на заре своей карьеры был лидером профсоюза рабочих, и это идеально ложилось на идеологию пропагандируемую Чавесом. В октябре 2012 года Чавес делает широкий шаг в отношении Мадуро и назначает того Вице-президентом, а в декабре того же года прямо призывает население Венесуэлы голосовать за Мадуро в случае своей кончины. Проиграв в неравной борьбе с раком Уго Чавес в уходит в мир иной в марте 2013 гг. Месяц спустя Николас Мадуро выигрывает выборы и становится реальным приемником и продолжателем идей Чавеса. За выборами следует вполне сытый первый год президенства Мадуро, а дальше начинает происходить форменная национальная катастрофа.

В последующие десять лет правления Мадуро - ВВП Венесуэлы сокращается на три-четверти, из страны уезжает восемь миллионов граждан, инфляция в отдельные периоды достигает 9000%, а сектор нефтедобычи разваливается и деградирует. От хорошей жизни не бегут, тем более в таких промышленных масштабах. Неужели Николас Мадуро и вправду такой плохой управленец? На самом деле бомба замедленного действия в фундамент государства Венесуэла была заложена еще во времена правления Уго Чавеса, но именно резко обвалившиеся цены на нефть обнажили всю ошибочность выбранного курса. Вместо того чтобы откладывать в нефтяные сверхдоходы на «черный день», правительство делало прямо противоположное и влезало в еще большие долги (годами дефициты бюджета систематически держались на планке выше 10%).

Чтобы финансировать все государственные программы социально-экономического развития, государство периодически включало «печатный станок» и брало международные кредиты (прежде всего у Китая), что в свою очередь разгоняло инфляцию тем самым делая бедные слои населения еще бедней, и тогда для их спасения требовалось еще больше средств из бюджета, которые снова брались из нефтяных доходов и необеспеченных денег из под «печатного станка». Это был замкнутый круг, который нельзя было разорвать из-за самой сути идеологии Чавеса провозглашавшей щедрое финансирование нужд населения выбравшего его за эти обещания. Антирыночная политика государства в виде чрезмерного регулирования, контроля цен и национализации подкосила частный сектор внутри страны, сделав Венесуэлу еще больше сугубо зависимой от экспорта нефти. Попутно происходила деградация сектора нефтедобычи: вложения в разработку новых месторождений и улучшения инфраструктуры старых сводились к самому минимуму, вместо реальных экспертов в отрасли на ключевые посты назначались политически «верные» ставленники. Субсидируемые государством сверхнизкие цены на бензин породили крупных челноков, которые перегоняли топливо в соседние Бразилию и Колумбию, перепродавая его там с большой наценкой, из-за чего бюджет Венесуэлы каждый год терял около 10 миллиардов долларов. Вся эта государственная модель управления держалась на честном слове, пока держалась высокая цена на нефть.

В 2014 году цена нефти падает с 112 до 40 долларов, и смягчить экономический шок правительство Мадуро не смогло из-за отсутствия фискальной «подушки безопасности» и накопленных прежде долгов. Более того, оно еще больше усугубило положение, с новым рвением включив печатный станок. В итоге получился замкнутый круг, где падающие цены на нефть провоцируют еще большее вмешательство правительства, а оно наоборот еще больше сокращает размер экономики. Экономика страны, и вместе с ней рейтинг Мадуро пошли резко вниз. В том же году по Венесуэле прокатились первые массовые протесты против бездарного государственного управления. В 2016 году реальные меры противодействия проявились на политическом уровне - лидеры оппозиции выдвинули инициативу проведения референдума, где в том числе поднимался бы вопрос об отставке Мадуро с поста президента. Но инициатива не получила продолжения, как ни удивительно, благодаря противодействию со стороны самого же Мадуро. В 2017 году большинство депутатов Национальной ассамблеи голосуют за смещение Мадуро с должности, но Верховный суд, устами президента, провозгласил данное голосование незаконным. Год спустя Мадуро переизбирается на пост президента во второй раз, но то как проходили эти выборы вызвало скептические вопросы у большой части населения по поводу их легитимности. Далее последовал Конституционный кризис основанный на противостоянии с Хуаном Гуайдо и вылившийся в попытку с помощью военного мятежа снова сместить Мадуро, но он и тут выстоял. В 2024 году снова прошли выборы, которые кроме как "украденными" у народа Венесуэлы нельзя было назвать. Все эти меры по удержанию власти позволили Дональду Трампу и американской политической верхушке называть Мадуро - автократом. А как известно: "к автократическим режимам применяются особые методы."

Впервые Мадуро оказался в поле зрения Трампа в момент политического кризиса в 2019 году. Трамп тогда принял сторону Гуайдо, а правительство Мадуро всячески третировал с помощью санкций на продажу и транспортировку нефти. Во время своего второго срока Трамп решил взяться за режим в Венесуэле более серьезно, тем паче переизбираться на следующий срок Трампу не нужно, и тем самым руки его более развязаны в плане широты возможных действий. Помимо экономической выгоды ввиде самых крупных нефтяных запасов в мире (Венесуэла обладает нефтяными залежами в размере 303 миллиардов баррелей нефти), для президента США здесь также есть шанс приобрести политические очки и на домашней арене благодаря заявленной борьбе с трафиком наркотических веществ в США через территорию Венесуэлы. Борьба с наркотрафиком значится главной декларируемой целью, но реальной и неофициальной является все же получение доступа к нефтяным запасам Венесуэлы. Во всей этой истории, Марко Рубио, государственный секретарь США, является основным двигателем по направлению к эскалации и силовому решению конфликта. Родители Марко - выходцы из Кубы, еще одной страны Латинской Америки где царит автократия и откуда люди десятилетиями массово перебираются в Соединенные штаты. Иммигрантские общины из Кубы и Венесуэлы имеют мощный лоббистский потенциал для борьбы с автократиями в Латинской Америке, так как лично пострадали от действий подобных режимов. И вот выходец из этих общин, Рубио, месяцами склонял Трампа к усилению давления на режим Мадуро. В итоге Рубио добился своего и правительство США начало делать последовательные шаги в направлении силового сценария.

Прежде всего в августе 2025-го года США начали развертывание своей флотилии вдоль берегов Венесуэлы. Сейчас она приведена в полную боевую готовность и состоит из одиннадцати боевых кораблей: авианосца с 90 боевыми самолетами на борту, корабля управления, двух ракетных крейсеров, трех штурмовых кораблей и пяти эсминцев. В придачу к этому в районе находятся несколько подводных лодок. Всего военный персонал в регионе концентрации сил состоит из 15,000 человек, и включает в себя корпус морской пехоты в количестве 2,000 человек. В течение осени вдоль берегов Венесуэлы совершали облеты бомбардировщики и самолеты-разведчики США. Параллельно шел процесс в легальном поле битвы, президент Венесуэлы и ближайшие к нему правительственные чины были уличены в управлении венесуэльской ОПГ «Tren de Aragua» и наркокартелем «De los Soles», позже этот картель был внесен США в список террористических организаций. В тоже время сам Мадуро был объявлен правительством США в розыск и награда за его поимку составляет 50 миллионов долларов. Начиная с сентября в рамках борьбы с трафиком нелегальных наркотических веществ американские военно-морские силы регулярно наносят удары по быстроходным катерам идущим от берегов Венесуэлы в сторону Карибского бассейна. К концу декабря этими ударами было потоплено 30 катеров и убито 105 человек. Кроме того уже захвачено три нефтяных танкера из теневого флота Мадуро и объявлена полная блокада оставшихся. 13 ноября министр обороны США - Пит Хэгсет объявил о начале операции «Южное копье». Неизвестно предполагается ли сажать на это копье усатого потомка Боливара, но на сегодняшний день о каких-либо фактических деталях операции в публичном поле не сообщается кроме того, что это будут «тайные мероприятия». По этой причине остается только спекулировать на тему дальнейшего развития ситуации в регионе.

Есть несколько основных вариантов развития горячей фазы конфликта между Трампом и Мадуро. Наименее вероятным будет сценарий, где США будут проводить широкую наземную операцию со свержением политического режима вместе с захватом аэродромов, ключевых объектов инфраструктуры и основных нефтяных месторождений. При малейшем отклонении от плана для Америки существует большой риск увязнуть обеими ногами в этой «грязевой луже». Это потребует подключения дополнительного военного контингента с возрастающим риском увеличения людских потерь. А как известно Дональд Трамп лучше будет не предпринимать никаких действий в принципе, нежели одобрять операции которые могут обернуться провалом и выставят его неудачником. Вариант среднего градуса вероятности - обстрел объектов критически важной для страны инфраструктуры и точечная, «хирургическая» операция по физическому устранению или политической нейтрализации Николаса Мадуро. Устранение президента Венесуэлы будет признано законным, так как ранее Министерство Юстиции США признало его главой наркокартеля, и это делает его легитимной военной целью. При таком варианте тоже существует высокий риск потерь среди личного состава, между тем как известно, что президент США категорически не желает рассматривать варианты, где существует угроза рисков для жизни американских солдат. Следовательно, наиболее вероятен сценарий, где будут нанесены авиаудары по военным объектам истребителями находящимися сейчас на авианосце у берегов Венесуэлы вкупе с дальнобойными орудиями и беспилотниками. Это будет похоже на авиаудары, которые военно-воздушные силы США нанесли по ряду объектов в Иране летом 2025 года. При успехе одного из описанных выше вариантов следующей военной целью может стать Куба (с возможным наземным вторжением), где автократический режим имени Фиделя Кастро продолжает жить и здравствовать, в то время как один из самых влиятельных сенаторов-республиканцев - Тед Круз грезит о его свержении. Круз, как и Рубио имеет кубинские корни, и находится на короткой ноге с Трампом, что безусловно позволит ему продвигать свою концепцию в голове «Лидера свободного мира».

Наконец и не исключен такой сценарий, где хитрый план конкретно и состоит в том чтобы блокировать экспорт нефти и наркотрафик через страну, без какого-либо силового вмешательства ВМФ США во внутренние дела Венесуэлы, чтобы добиться смены режима изнутри. Окружение президента Венесуэлы финансово зависимо от поставок нефти теневым флотом и при ситуации где прибыль по единственной реальной статье дохода будет сведена к минимуму, у элит больше не будет мотивации держаться сплочено вокруг Мадуро и их выбор будет сделан в пользу статуса-кво в обмен на смену политического режима. В дополнение к санкциям на данную отрасль коридор возможностей теперь продолжает сужаться благодаря кольце блокады американским военным флотом вдоль берегов Венесуэлы. Вдобавок Мадуро плотно повязан с наркокартелями оперирующими поставками запрещенных веществ в стране, которые взаимодействуют с высшими военными чинами курирующими эти поставки. Армия - это сейчас основной источник поддержки Мадуро в стране, и если ее командование потеряет финансовые стимулы в виде доходов от сопровождения наркотрафика, то поддержка режима Мадуро потеряет для них всякий смысл, а штыки направленные на «проклятых империалистических захватчиков» сгрудившихся у берегов их родины, могут развернуться и поразить мишень внутри страны. То что много лет было активом и источником благосостояния для высших армейских чинов, в момент станет для них обузой, ставшей препятствием к старой сытной жизни.

Любой вариант горячего развития данного конфликта, кроме быстрой и бескровной победы, вызовет жесткое общественное недовольство в Америке. Доктрина объявленная нынешним президентом США («Америка превыше всего») подразумевает изоляционистский подход к внешней политике США. В последней предвыборной кампании Трампа нигде не упоминалось, что с помощью жизней американских солдат и миллиардов долларов налогоплательщиков, он будет свергать диктаторские режимы в Латинской Америке. Максимально близкое к подобному плану заявление, касалось намерения отправить ограниченный войсковой контингент в Мексику для борьбы с наркокартелями оперирующими в стране. Но если говорить реалистически, то Мексика, как суверенное государство, никогда не позволит ввести на свою территорию вооруженные силы другой страны. В устах Трампа это было лишь очередное популистское заявление, не более.

Заявленные Трампом концепции внешней политики предполагают дальнейший дрифт страны от участия в решении мировых проблем и распространении своего влияния на мир, к перераспределению средств бюджета страны в сторону решения внутренних вопросов. Избиратели пришедшие на избирательные участки 5 ноября, 2024 года не подписывались на возможный затяжной конфликт в далекой стране. Провал или забуксовка военной компании будет лакомым куском для Демократов и послужит им мощным инструментом для ослабления позиций Трампа и его сторонников. Но даже среди его сторонников существует реальная возможность раскола, потому как они и примкнули к его коалиции поверив его обещаниям перенести главный фокус Белого Дома с международной повестки на решении накопившихся проблем внутри страны. И наконец, кроме как иммигрантских общин из Кубы и Венесуэлы на юге Флориды, подавляющему большинству американцев и дела нет до какого-то там режима Мадуро. На вопрос: «что вы думаете о Николасе Мадуро?» обычный американец ответит своим вопросом: «кто такой Николас Мадуро?».

К тому же, еще слишком свежи воспоминания о двух недавних «затянувшихся» крестовых походах на обители терроризма, инициированные Джорджем Бушем-младшим - Афганистан и Ирак. В Ираке так и не нашли ядерного оружия, в Афганистане у власти снова Талибы, а 6967 военнослужащих США отправились домой в гробах с этих двух фронтов военных действий. В тоже время правительство США потратило более 5 триллионов долларов на эти военные кампании, заданные цели в которых не были достигнуты. Боль о бесцельности потраченных человеческих и финансовых ресурсах еще не утихла и любая реминисценция схожего сценария будет встречена в штыки всем американским обществом. Тем более сам Трамп, во время своей первой предвыборной компании, истово критиковал военные инициативы Буша-младшего и обещал не начинать новых «вечных» войн. В наши дни, глядя в окуляр прицела на Венесуэлу и окутавший ее режим, Трамп не имеет права на промах. Его единственный реальный шанс на успех - это точное попадание, которое мгновенно сразит цель на повал.