Найти в Дзене
КАЛЕНДАРЬ ВРЕМЕНИ

Этот день- 24 декабря!

Вы можете себе представить мир, где в тишине не звучат ни голос диджея из динамика, ни подкаст в наушниках, ни сводка новостей по дороге на работу? Именно таким он и был до одного холодного вечера 24 декабря 1906 года. В ту ночь произошло не просто техническое чудо — родился новый способ общения человечества, который перекроил наше восприятие времени, пространства и друг друга. Давайте перенесемся в ту самую ночь и посмотрим, как робкий эксперимент канадского изобретателя стал точкой отсчета эры, в которой мы живем сегодня. Ровно в 21:00 по местному времени 24 декабря 1906 года радисты на судах, бороздивших холодные воды Атлантики, услышали в своих наушниках нечто невероятное. Вместо привычных морзянок и шипов по радиосвязи раздались... звуки. Сначала — тихая, мелодичная запись скрипки, игравшей старинную рождественскую песню. Потом в эфире прозвучал живой голос человека. Он поздравил всех с праздником, прочитал отрывок из Евангелия от Луки о рождении Христа и попросил всех, кто сл
Оглавление

Как тихая ночь перед Рождеством навсегда изменила наш мир: история первого радиоголоса.

Вы можете себе представить мир, где в тишине не звучат ни голос диджея из динамика, ни подкаст в наушниках, ни сводка новостей по дороге на работу?

Именно таким он и был до одного холодного вечера 24 декабря 1906 года. В ту ночь произошло не просто техническое чудо — родился новый способ общения человечества, который перекроил наше восприятие времени, пространства и друг друга.

Давайте перенесемся в ту самую ночь и посмотрим, как робкий эксперимент канадского изобретателя стал точкой отсчета эры, в которой мы живем сегодня.

Тихая ночь, скрипка и голос из ниоткуда

-2

Ровно в 21:00 по местному времени 24 декабря 1906 года радисты на судах, бороздивших холодные воды Атлантики, услышали в своих наушниках нечто невероятное. Вместо привычных морзянок и шипов по радиосвязи раздались... звуки.

Сначала — тихая, мелодичная запись скрипки, игравшей старинную рождественскую песню. Потом в эфире прозвучал живой голос человека.

-3

Он поздравил всех с праздником, прочитал отрывок из Евангелия от Луки о рождении Христа и попросил всех, кто слышит передачу, написать ему о качестве приема.

Этим человеком был канадский изобретатель Реджинальд Обри Фессенден. Его станция в Брант-Роке (штат Массачусетс, США) провела первую в мире радиотрансляцию с музыкой и речью.

-4

Технически это был подвиг. До Фессендина радио использовалось только для передачи сигналов азбукой Морзе — точек и тире.

Его гениальная идея заключалась в передаче непрерывных радиоволн, модулированных голосом и музыкой. По сути, он заставил радиоволны «вибрировать» в такт звуковым колебаниям. Это открытие легло в основу всего будущего радиовещания, телевидения и мобильной связи.

Мир, который еще не знал, что такое «эфир»

-5

Чтобы понять, насколько это было необычно, представьте мир 1906 года. Газеты были главным и почти единственным средством массовой информации.

Новости доходили с опозданием в дни, а то и недели. Понятия «прямой эфир» или «последние известия» просто не существовало.

Общенациональные или мировые события переживались не синхронно, а урывками, через пересказы и письма.

-6

Радио до того дня было узкоспециальным, почти военным инструментом. Его использовали для связи «корабль-берег» или «корабль-корабль».

Это была сухая, деловая переписка в коде. Никому и в голову не приходило, что по этим же волнам можно передать музыку или человеческий голос для тысяч незнакомых людей одновременно.

-7

Фессенден сломал этот шаблон. Его трансляция была обращена не к конкретному адресату, а в никуда — в открытый эфир. Кто услышит? Неизвестно.

Он создал не канал связи, а пространство для вещания. В этом и была революция. Он превратил радио из телеграфа без проводов в потенциальную «рупор человечества», в средство для объединения миллионов невидимых слушателей в один большой, незримый круг.

Зарождение глобальной деревни и власти голоса

-8

Мне кажется, в тот вечер родилось нечто гораздо большее, чем новая технология. Можно предположить, что именно тогда, в канун Рождества, в наш мир пришла идея единого информационного пространства.

Не повлияло ли это событие на то, что позже мы начали жить в режиме «здесь и сейчас»? До радио мир был медленным и фрагментированным.

-9

После — голос из Брант-Рока могли одновременно слышать моряки с разных кораблей. Впервые в истории возникло чувство синхронного переживания удаленных друг от друга людей.

Логично, что это могло привести к ощущению, что мир стал меньше, а человечество — ближе. Канадский философ Маршалл Маклюэн позже назовет это эффектом «глобальной деревни», и семя этой деревни было посеяно в рождественский сочельник 1906 года.

-10

Я думаю, здесь же берет начало и феномен массовой культуры и власти медиа. Фессенден был первым «диджеем» и «ведущим». Он первый решил, что послушают незнакомые люди, и сам выбрал контент — спокойную музыку и духовный текст.

-11

Интересно проследить параллель:

А не тогда ли зародилась роль «медиа-куратора», того, кто формирует наш эфир, плейлист или ленту новостей? Из этого скромного эксперимента выросла вся индустрия вещания с её гигантским влиянием на умы, моду, политику и общественные настроения.

От рождественской песни до персонального эфира в кармане

-12

Чем нас, жителей века стриминговых сервисов и соцсетей, касается эта история? Самым прямым образом. Мы — наследники того эксперимента.

Положительные последствия, которые мы получили в быту:

· Мгновенность. Новости, музыка, знания приходят к нам в реальном времени. Мы живем в мире, который Фессенден сделал быстрым.

· Общность. Прямые трансляции спортивных матчей, концертов, важных событий создают уникальное чувство сопричастности, которого не было до радио.

· Свобода выбора. От единого эфира мы пришли к миллионам персональных потоков: подкасты, онлайн-радио, аудиокниги. Наш «эфир» теперь всегда с нами, в нашем смартфоне, и он формируется по нашему вкусу.

-13

Отрицательные последствия, корни которых тоже там:

· Информационная перегрузка. Тот самый эфир, который когда-то был тихим и чудом, сегодня превратился в непрерывный, оглушительный поток. Уметь «выключать» его — новый навык выживания.

· Война за наше внимание. С того первого эфира началась битва за уши (а потом и глаза) слушателя. Сегодня это битва алгоритмов за каждый наш клик и минуту просмотра.

* ВОПРОС К ЧИТАТЕЛЮ *

-14

Так что же это было — просто интересная техническая игрушка для инженеров? Или человечество в тот день сделало первый шаг в совершенно новый мир? В мир, где важнее не само знание, а быстрый доступ к любой информации. И где нашу картину мира всё больше формируют невидимые нам люди — те, кто решает, что попадает в эфир или в нашу ленту новостей.

-15

А как вы считаете, мы стали от этого свободнее или, наоборот, зависимее? Что важнее в нашей сегодняшней жизни — возможность услышать весь мир или умение иногда выключать все свои «приемники» и слушать тишину? Поделитесь своим мнением в комментариях!