Декабрь - коварный месяц. В самом его начале, кажется, что все успеешь: и купить подарки близким, и насладиться первыми зимними днями, и подготовиться к новому году. Однако тридцать дней пролетают мгновенно.
В 2024 году накануне Нового года мы смотрели пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад» в Студии театрального искусства. Решили взять за традицию завершать год театральной постановкой и заранее приобрели билеты на 21 декабря, балет «Щелкунчик», в Государственный Кремлевский Дворец. Сегодня он стал модным символом зимы. Но я не гонюсь за модой, постановку «Щелкунчика» до этого не видела, хотя с гофмановским сказочным сюжетом, конечно, знакома.
В студенческие годы мне выпал уникальный шанс посмотреть абсолютно бесплатно этот балет в Большом театре, на тот момент еще не отреставрированном, в последний календарный день года, 31 декабря. Но что такое молодость?! Мне казалось, что предновогодняя ночь - это не про балет, а про предпраздничную суету. Сегодня я смотрю на это по-другому, и в последние дни уходящего года хочется подарить себе и близким волшебную сказку, веру в чудо.
Билеты мы купили заранее, за месяц до представления. По электронным вход не осуществлялся, только по бумажным. Это необходимо было учесть заранее, поэтому гости с электронными билетами нервничали, что не смогут посмотреть представление. Не знаю, как у них там все сложилось дальше. По цене билеты были доступными, и их легко можно было приобрести на сайте. Поэтому мы пришли к выводу, что за новогодним волшебством и праздничным настроением вовсе не обязательно идти в Большой театр, хотя, конечно, об этом мечтается каждый год. У нас вообще возникло желание посмотреть разные постановки этого балета, в разных театрах, аранжировках и в исполнении нескольких балетных трупп. Сравнить и найти для себя самую любимую! Но это, конечно, мечта тоже из ряда трудно выполнимых.
21 декабря «Щелкунчик» исполнялся в ГКД два раза, в 12 и 18.00.
Дневной сеанс стоил дороже, возможно, потому что вечер воскресенья многие хотели посвятить подготовке к рабочему дню. Вечером стемнело, и выпал легкий снежок, а Красная площадь, подсвеченная еще и рубиновыми звездами, приобрела особенное очарование.
И мы не пожалели, что купили билеты именно на это время. Атмосфера вокруг настраивала на приятное времяпровождение, в воздухе витало ощущение приближающегося праздника. И знаете, подсвеченные огнями здания центра города сильно напоминали архитектуру Петербурга. Второй раз мы поймали себя на этой мысли, первый - когда были на Арбате, там вообще возникло стопроцентное ощущение, что мы не в Москве, а в северной столице. Из праздничного декора я особенно люблю, как украшают фонари. И петербургские мне нравятся особенно: на них украшения миниатюрные, словно виньетки.
Конечно, мне милы и московские «бокалы с шампанским». Но особенно душа лежит к небольшим световым инсталляциям. И в этом году они дополнили московскую иллюминацию.
Зал Дворца я помню по детским праздничным представлениям - елкам, поэтому я испытала-таки ностальгические чувства по времени, когда приходила сюда с детьми.
С 23 декабря здесь пройдет детское новогоднее представление «Щелкунчик». Кстати, фойе зала уже было украшено, в том числе, здесь были домики с детскими новогодними подарками. Люблю в конце представления проходить через ворота, спускаться вниз по брусчатке, заглядывать в красного кирпича бойницы. В этот момент ощущаешь какое-то торжественное и ни с чем не сравнимое чувство!
Зал был заполнен гостями. Что спектакль будет популярным, стало понятно, когда мы стояли в длинной очереди на вход, и в ней были даже те, кто спрашивал лишний билет. Из-за медленно движущегося потока гостей, начало спектакля задержали.
Представление видно было хорошо. Мы сидели в дальнем боковом ряду партера. Но зал так устроен, что сцену можно хорошо разглядеть с разных мест. Приятно, что публика, в основном, была одета красиво и празднично. Возможно, в этом сыграл роль балет, дарящий праздничную атмосферу и настраивающий к ней гостей.
Поразительно, спектакль пролетел для нас как один миг! Посмотрели мы его, как говорится, на одном дыхании, хотя по времени он занимал два часа десять минут с двадцатиминутным антрактом. Это театральное зрелище можно сравнить с маленьким, но очень вкусным десертом. Он съедается быстро, им не наедаешься до конца, и хочется еще. И я понимаю тех, кто под Новый год традиционно смотрит этот балет. «Щелкунчик» - лаконичное произведение со сказочным сюжетом. В нем есть и праздник, и борьба, и любовь, и надежда на чудо.
Сопоставить эту балетную постановку с другим исполнением я пока не могу. Мне все очень понравилось. Оформлен спектакль необыкновенно красиво: несколько рядов декораций, тончайших и плотных портьер, на которые проецировался падающий снег, украшали сцену. Красиво украшенная новогодняя елка! Великолепные костюмы! Чудесная симфоническая музыка П.И. Чайковского, знакомая всем по отрывкам, которые «давно ушли в народ». Тут нужно отметить, что дирижер и балетная труппа работали в едином тандеме, вместе «правили бал».
Плавные движения исполнительниц, легкие и быстрые «па» ножек балерин. Это такое высокое искусство - танцевать, будто плыть по сцене! А руки балерин, они словно бескостные! Высокие прыжки балетных исполнителей и артистизм! Все это завораживает, и время течет не заметно.
Что запомнилось и понравилось больше всего? Пожалуй, эпизоды спектакля, где показывают свое мастерство ожившие сладости и игрушки из волшебной страны Конфитюренбурга. Национальный колорит, костюмы, характерное исполнение - все это не может не понравиться.
В конце спектакля публика искупала исполнителей в овациях. Предновогодний вечер стал аккумулятором новогоднего настроения, предвестником грядущих выходных дней. А декабрь летит с невероятной скоростью, еще чуть-чуть - и скоро все случится, начнется отсчет нового, уже 2026 года!