Найти в Дзене
Герман Геншин

DirectX 13 не появился: что утаивает Microsoft и каким будет будущее Windows-игр?

2025 год — ровно десять лет с момента выхода DirectX 12 вместе с Windows 10. Раньше новые версии DirectX появлялись довольно регулярно: начиная с легендарного Doom 95 (над которым, кстати, еще до основания Valve работал сам Гейб Ньюэлл). С 1995 по 2015 годы мы увидели почти дюжину версий DirectX, но за последние десять лет номер так и не изменился. После DirectX 8 обновления выходили всё реже, но такой затяжной паузы не было ещё никогда. Что же произошло — и почему Microsoft по-прежнему держится за DirectX 12? Для начала важно понять: DirectX — это общее название набора API (интерфейсов программирования), которые позволяют Windows “общаться” с программами и вашим “железом”. Для геймеров появление DirectX в своё время стало настоящим прорывом: стоит лишь устройству и игре поддерживать одну и ту же версию, и всё работает как надо. Первые DirectX были трудными для освоения, но к версиям 7–9 система оттачивалась, хотя переход на DX10 вспоминают как далеко не самый простой. DirectX 11 стал
Оглавление

2025 год — ровно десять лет с момента выхода DirectX 12 вместе с Windows 10. Раньше новые версии DirectX появлялись довольно регулярно: начиная с легендарного Doom 95 (над которым, кстати, еще до основания Valve работал сам Гейб Ньюэлл).

С 1995 по 2015 годы мы увидели почти дюжину версий DirectX, но за последние десять лет номер так и не изменился. После DirectX 8 обновления выходили всё реже, но такой затяжной паузы не было ещё никогда. Что же произошло — и почему Microsoft по-прежнему держится за DirectX 12?

DirectX 12: попытка полностью изменить правила игры

Для начала важно понять: DirectX — это общее название набора API (интерфейсов программирования), которые позволяют Windows “общаться” с программами и вашим “железом”. Для геймеров появление DirectX в своё время стало настоящим прорывом: стоит лишь устройству и игре поддерживать одну и ту же версию, и всё работает как надо. Первые DirectX были трудными для освоения, но к версиям 7–9 система оттачивалась, хотя переход на DX10 вспоминают как далеко не самый простой.

DirectX 11 стал венцом прежних достижений — не зря многие современные игры до сих пор выбирают именно его, а не двенадцатую версию. Взять хотя бы Baldur’s Gate 3!

-2

DirectX 12 задумывался как полный отход от прежних подходов. Аналогичные попытки были и раньше — достаточно вспомнить переход на DX10, в результате которого долгое время параллельно существовали DX9 и DX10. В этот раз Microsoft хотела сделать всё иначе: дать ПК-разработчикам такой же доступ к “железу”, какой есть у создателей игр для консолей.

DX12 позволил эффективно использовать все ядра процессоров и напрямую работать с видеокартой. Управление памятью тоже стало другим. Разработчикам словно вручили “ключи от машины”, но и ответственности прибавилось. Парадокс в том, что зачастую игры даже на DirectX 11 работают стабильнее и шустрее на том же ПК: внешне различий мало, а FPS выше. Насколько удачным вышел DX12 — до сих пор предмет споров. Но об этом — как-нибудь в другой раз!

DX12 растёт и меняется тихо, не уступая место новой версии

Ключ к этой “стабильности” можно найти в заявлении Microsoft 2015 года: тогда компания пообещала, что Windows 10 станет “последней версией”, и дальше система будет только развиваться, превращаясь в сервис. Логично, что и “родной” DirectX теперь обновляется по этой же схеме — просто набор новых функций, без смены номера версии.

Правда, планы у Microsoft могут меняться молниеносно — сегодня у нас уже Windows 11, а совсем скоро ждём Windows 12.

По сути, современный DirectX 12 — точнее, DX12 Ultimate — мало напоминает тот API, который вышел десять лет назад. Появились десятки новых возможностей, поддержка передовых видеокарт и процессоров, интеграция с самыми современными игровыми движками и технологиями.

-3

Как обновить DirectX в Windows 11

Получить актуальную версию DirectX теперь проще простого.

DX12 Ultimate — это целый пакет новых технологий, работающих только на определённых видеокартах и процессорах: трассировка лучей (DXR), VRS, Mesh Shaders, Sampler Feedback и многое другое. Поскольку изначально DX12 создавался “на вырост”, Microsoft совсем необязательно менять номер версии, чтобы добавлять новшества.

наша спецрубрика

наша спецрубрика

Если кратко: тот самый “DirectX 13” у нас уже имеется, просто зовут его иначе. Раньше выходили апдейты вроде DirectX 9.0a, 9.0b, 9.0c — а теперь обновления просто размазаны по времени. Если когда-нибудь и решатся представить DirectX 13, скорее всего это будет просто новая вывеска (как произошло с Windows 11), а не принципиально иной продукт.

Будущее DirectX: эволюция без шума и всё больше разветвлений

-4

Сегодня игры и игровые движки развиваются совсем иначе: большинство крупных проектов могут выпускаться не “под DirectX”, а под универсальные движки вроде Unreal Engine. Разработчик зачастую полагается на движок и почти не задумывается о том, какой API используется “под капотом”.

Пока не произойдёт очередного технологического рывка в “железе”, который заставит полностью переосмыслить основы графики, ждать стремительной смены поколений DirectX не стоит. Хотя, чем дольше тянется эволюция DX12, тем быстрее “старое” железо перестанет поддерживать новые игры: немало проектов уже требуют поддержку трассировки лучей, а это значит, что процесс обновления идёт — просто не так заметно.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!

Премиум подписка - это доступ к эксклюзивным материалам, чтение канала без рекламы, возможность предлагать темы для статей и даже заказывать индивидуальные обзоры/исследования по своим запросам!Подробнее о том, какие преимущества вы получите с премиум подпиской, можно узнать здесь

Также подписывайтесь на нас в: