Найти в Дзене
Frank Media

Женщины стали тратить на арт-рынок больше мужчин

По данным Bloomberg, на арт-рынке растет влияние женщин-покупателей, прежде всего представителей поколения Z и миллениалов. Как следует из исследования Art Basel & UBS Survey of Global Collecting, именно женщины этих возрастных групп тратят на искусство больше, чем их сверстники-мужчины. Опрос, охвативший более 3 тысяч состоятельных коллекционеров в десяти странах, показал, что в 2024 году женщины-миллениалы в среднем потратили на изобразительное и декоративное искусство и антиквариат $643 700, тогда как мужчины того же поколения — $395 530. Среди поколения Z разрыв оказался еще больше: $537 400 у женщин против $193 810 у мужчин. При этом мужчины поколения X и беби-бумеры оставались крупнейшими покупателями в своих возрастных группах. Исследование также зафиксировало различия в структуре коллекций. По его данным, женщины чаще покупают работы малоизвестных художников, больше тратят на произведения женщин и владеют большим количеством таких работ. В среднем произведения женщин составляют
    Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

По данным Bloomberg, на арт-рынке растет влияние женщин-покупателей, прежде всего представителей поколения Z и миллениалов. Как следует из исследования Art Basel & UBS Survey of Global Collecting, именно женщины этих возрастных групп тратят на искусство больше, чем их сверстники-мужчины.

Опрос, охвативший более 3 тысяч состоятельных коллекционеров в десяти странах, показал, что в 2024 году женщины-миллениалы в среднем потратили на изобразительное и декоративное искусство и антиквариат $643 700, тогда как мужчины того же поколения — $395 530. Среди поколения Z разрыв оказался еще больше: $537 400 у женщин против $193 810 у мужчин. При этом мужчины поколения X и беби-бумеры оставались крупнейшими покупателями в своих возрастных группах.

Исследование также зафиксировало различия в структуре коллекций. По его данным, женщины чаще покупают работы малоизвестных художников, больше тратят на произведения женщин и владеют большим количеством таких работ. В среднем произведения женщин составляют 49% коллекций женщин-покупателей против 40% у мужчин.

Рост расходов со стороны молодых коллекционеров уже отражается на продажах работ женщин-художников на ярмарках и в галереях: в 2024 году на женщин приходилось 46% художников, представленных в галереях первичного рынка, и 42% их продаж — то есть сделок с работами, которые продаются впервые. Годом ранее эти показатели составляли 39%, а в 2018 году — 36% представленных художников и 32% продаж.

Читайте Frank Media в Telegram — подписаться

Однако именно аукционный рынок остается ключевым: здесь произведения искусства чаще всего перепродаются, информация о сделках публична и формируются ценовые ориентиры, влияющие на других покупателей и продавцов. Хелена Ньюман, глава направления импрессионистского и модернистского искусства в Sotheby’s, считает, что молодые женщины-коллекционеры неизбежно начнут влиять и на верхний сегмент этого рынка на фоне масштабной передачи богатства между поколениями.

«Это важно, поскольку работы женщин появляются на аукционах значительно реже и продаются существенно дешевле, чем работы мужчин. Понадобилось 11 лет, чтобы женщина вновь установила аукционный рекорд: в ноябре картина Фриды Кало El sueño (La cama) была продана на Sotheby’s за $54,7 млн, превзойдя рекорд 2014 года, установленный Джорджией О’Кифф — Jimson Weed/White Flower No. 1, проданной за $44,4 млн», — говорится в материале Bloomberg.

«Рекордная продажа работы Кало показывает, что гендерный разрыв по-прежнему огромен, поскольку мы также недавно продали работу Густава Климта (Портрет Элизабет Ледерер) за $236,4 млн», — говорит Ньюман, добавляя, что этот разрыв сохраняется, несмотря на то что мужчины и женщины-покупатели в равной степени ищут на аукционах лучшие работы художниц.

По данным онлайн-платформы Art.sy, предоставленным Bloomberg, лишь 11 из 500 самых дорогих произведений, проданных на аукционах в 2015–2025 годах, были созданы женщинами — всего шестью художницами: Фридой Кало, Луизой Буржуа, Джоан Митчелл, Леонорой Каррингтон, Джорджией О’Кифф и Тамарой де Лемпицкой. Самая дорогая работа женщины — El sueño (La cama) Кало — занимает лишь 70-е место в этом списке.

Автор материала: Алла Токарева

Читайте также: