Далее следуют птицы:
Б) Относительно полезные (по временам вредящие).
1. Дрозды (Turdus). Приносят плодовым садам пользу уничтожением гусениц, личинок и улиток (слизняков). Особенно большую пользу приносят, ранней весной, большие пролетные стаи рябинников (T. pilaris) и белобровиков (T. iliacus), останавливающиеся кормиться по большим сельским и пригородным садам. Они переворошат на земле всю прошлогоднюю листву и повыбирают из нее массу личинок, гусениц, куколок и слизняков. Певчий дрозд (T. musicus) поедает также и улиток с «домиками», разбивая предварительно раковины о камни. Гнездящиеся по плодовым садам дрозды (рябинник, певчий и черный, Turdus merula) работают в первую половину лета (до созревания ягод) исключительно на пользу хозяина сада; но по созревании ягод, вишен и винограда, до которых все дрозды очень лакомы, этих птиц нужно прогонять из плодовых садов и виноградников.
2. Скворец (Sturnus vulgaris). Чрезвычайно полезен в первую половину лета уничтожением множества вредных для плодоводства насекомых и слизняков. Его следует привлекать в сады выставлением скворешен; но по созревании ягод, вишен и винограда - в сад скворца не пускать.
3. Иволга (Oriolus). Чрезвычайно полезна уничтожением вредных волосатых гусениц. По созревании вишен - прогонять из сада.
4. Славки (Sylvia). Часто гнездясь в плодовых садах, эти певцы приносят большую пользу обиранием с растений насекомых (преимущественно личинок и гусениц). Осенью славки не прочь полакомиться ягодами и виноградом (вишен не трогают), но сколько-нибудь серьезного вреда не приносят, потому что, с одной стороны, это птички маленькие (одна проглоченная виноградинка заполняет весь желудок) и не прожорливые, а с другой - славки сравнительно малочисленны и никогда не сбиваются в стаи.
5. Ворона (Corvus cornix), 6. Галка (Corvus monedula) и 7. Грач (Corvus frugilegus). Эти три члена «черной семьи» оказывают плодоводству большие услуги, главным образом, уничтожением майских жуков (хрущей) когда они садятся на деревья, а также и выбиранием личинок этих жуков из свежевспаханной земли, для чего грачи бродят сотенными стаями за плугом пахаря. По созревании вишен, и этих птиц нужно держать подальше от сада. (О мышеядной их деятельности будет еще упомянуто).
8. Домашний воробей (Passer domesticus). Эта птица несомненно развивает весьма обширную насекомоистребительную деятельность в плодовых садах в продолжение большей части лета, выкармливая многочисленных своих птенцов (до 20 и более в лето) почти исключительно насекомыми, собирая их всегда по близости места своего гнездования.
Так как эта полезная деятельность воробьев ускользает от мало наблюдательного глаза, то она обыкновенно и не принимается хозяевами в расчет. Хозяин плодового сада начинает обращать внимание на деятельность домашнего воробья обыкновенно только тогда, когда тот начинает брать расплату спелыми вишнями за свою предыдущую продолжительную охранительную деятельность в саду. Таким образом оказывается, что воробей «вор» и больше ничего, все с этим согласны, все его проклинают, и в результате, птица, несомненно более полезная, чем вредная в плодовом саду, становится жертвою узкости и односторонности взгляда людей. Из вышесказанного однако отнюдь не вытекает, чтобы этому воробью было предоставлено беспрепятственное хозяйничанье среди спелых вишен и других плодов. Отнюдь нет: я желаю только поставить на вид господам плодоводам, чтобы они, при преследовании домашнего воробья, помнили, что эта птица прежде чем начать вредить садам, в течение добрых трех месяцев работала тем же садам на пользу. (О другом нашем воробье полевом, сходном по наружности с воробьем домашним, была речь уже выше, как о птице безусловно полезной для плодоводства).
II. Птицы, полезные истреблением мышей.
Из этой категории птиц почти все являются лишь относительно полезными, так как рядом с пользой они приносят и больший или меньший вред: прямой - поеданием спелых плодов, или косвенный - уничтожением полезных птиц, причем однако польза, приносимая этими птицами, перевешивает причиняемый ими вред, - иначе, конечно, они не нашли бы места на этих страницах. Здесь первое место по праву должны занять:
1. Совы (Strix). Почти все наши совы, за исключением филина (S. bubo), - по преимуществу мышеядные птицы. Правда, они наносят некоторый изъян мелкому пернатому населению плодовых садов, а именно во время выкармливания своих птенцов, когда для них требуется усиленное добывание пищевого материала; но зато в остальное время года эти птицы питаются главным образом мышами, как это превосходно показывают исследования над составными частями погадок (шарообразных, сухих комков, состоящих из непереваренных пищевых остатков, выбрасываемых обратно через клюв); Так, Видеман нашел в 250-ти погадках (спрессованные непереваренные остатки пищи), выброшенных совами, остатки 625-ти мышей, 1 землеройки, 1 крота и 2-х маленьких птичек. Екель нашел в 65-ти погадках остатки 93 мышей. Альтум в 706 погадках сипухи (Strix flammea) нашел остатки 933 мышей, 1580 землероек, 1 крота, 16 летучих мышей и всего лишь 22 птиц. Эти цифры говорят сами за себя.
Сов можно по истине назвать пернатыми кошками, притом же несравненно более полезными своею мышеистребительною деятельностью, чем наша хваленая домашняя кошка, которая за последнее время совершенно выродилась из мышатницы в птичницу и стала настолько вредна истреблением полезных насекомоядных птиц в садах и на полях, близ человеческих жилищ, что против нее, в западной сельскохозяйственной литературе, в последнее время открыт настоящий крестовый поход. Хозяин плодового сада, желающий пользоваться охранительною деятельностью насекомоядных птиц, не должен пускать в свой сад кошек.
Кроме истребления мышей, совы, в особенности мелкие их виды, как наша северная сова-малютка (Strix passerina) и южная сплюшка (Strix scops), приносят также немалую пользу плодовым садам уничтожением множества насекомых, преимущественно из числа ведущих ночной образ жизни, а среди таких найдется не мало вредных для плодоводства. Эта насекомоядная деятельность сов тем более заслуживает внимания, что большинство настоящих насекомоядных птиц (Insectivora) являются исключительно птицами дневными, а потому и не могут ловить ночных насекомых.
В западной Европе все совы (исключая филина) поставлены под охрану закона.
2. Сарыч (Buteo vulgaris). Одна из самых обыкновенных, повсюду встречающихся дневных хищных птиц, главную пищу которых составляют мыши *). В плодовом саду сарыч должен быть всегда желанным гостем. Хотя он, в период своего гнездования, и бьет иногда попадающихся ему, так сказать, «под руку» полезных птиц, но причиняемый этим путем небольшой косвенный вред должен быть прощен сарычу за его полезную мышеистребительную деятельность.
3. Пустельга (Falco tinnunculus) и 4. Красная пустельга (F. cenchris). Оба эти вида соколов (из группы так называемых «неблагородных») также уничтожают не мало мышей и крупных насекомых, нанося, в противоположность соколам «благородным», мало вреда полезному пернатому населению наших садов, а потому должны быть признаны более полезными, чем вредными.
5. Ворона. Также весьма ретивая мышатница, что однако, кажется, мало известно господам плодоводам, да и вообще сельским хозяевам. 6. Галка и 7. Грач тоже не мало уничтожают мышей, хотя и уступают в этом отношении вороне.
Вот и все птицы, которые, по моему мнению, заслуживают внимания по своей охранительной деятельности в области плодоводства.
Прежде чем закончить, мне хочется сказать здесь кстати несколько слов по поводу мнения, высказанного Гоше в его «Руководстве к плодоводству», касательно охранительной деятельности птиц.
Гоше говорит (стр. 655 русского издания): «Мне неизвестно ни одной птицы, которая бы в значительном количестве уничтожала миллионы ежегодно появляющихся гусениц, листовых и кровяных тлей» и проч. Говоря это, Гоше несомненно упустил из виду те несметные количества яичек этих вредных тварей, каковые уничтожаются в зимнее время хотя бы одними только синицами.
Далее, он говорит: «Нигде, даже в первобытном лесу (!), не могут птицы положить конец успешному размножению вредных насекомых или совершенно их искоренить». Допустим, что птицы действительно не могут «положить конец» или «искоренить», хотя Альтум в своей «Forstzoologie» и приводит весьма поучительный пример именно прекращения кукушками быстро развивавшейся в одном дубовом лесу напасти от процессионного шелкопряда; но и тогда останется вне сомнения, что птицы могут предупредить, а несомненно часто и предупреждают чрезмерное размножение вредных насекомых. Вообще, к слову сказать, Гоше видимо весьма мало знаком с птицами и с орнитологической литературой. Он даже не различает полевого воробья от домашнего, а говорит просто о воробье (стр. 660). Я считал нужным сказать здесь об этом, в виду распространенности книги Гоше среди плодоводов (чего, впрочем, она, по своим прекрасным прочим достоинствам, вполне заслуживает).
Дм. Кайгородов.
Плодоводство: ежемесячный иллюстрированный журнал. 1893, №3
Источник заимствования предоставлен и опубликован с разрешения Российской государственной библиотеки. Выражаем искреннюю благодарность РГБ за её неоценимый вклад в сохранение культурного наследия и обеспечение доступа к редким историческим изданиям!
С другими уникальными изданиями в их подлинном виде можно самостоятельно ознакомиться в Национальной электронной библиотеке.