Мир кино замер в скорбном молчании (или, скорее, в шоке, разлив свой латте на клавиатуру): Роб Райнер и его супруга Мишель покинули нас. Грустно? Безусловно. Но давайте начистоту: Райнер оставил нам такое наследие, что лить слёзы дольше пяти минут было бы просто неуважением к мастеру, который всю жизнь учил нас смеяться 🎬.
В 80-х и 90-х этот парень выдавал хиты с такой регулярностью, будто у него был чит-код к Голливуду. Он умел делать людей счастливыми, и это не преувеличение. Мы попросили наших авторов (тех, кто смог оторваться от пересмотра любимых сцен) выбрать главные фильмы Райнера. Это не полная фильмография, но если вы не видели этот список — считайте, вы не жили в эпоху, когда кино было тёплым, ламповым и без зелёного экрана на каждом шагу.
Поехали! 🍿
«Это — Spinal Tap» (1984)
Роб Райнер всегда был немного популистом, снимая кино, которое нравилось и вашей бабушке, и вашему суровому бате. Но в своём режиссёрском дебюте он буквально изобрёл жанр мокументари. Да-да, скажите ему спасибо за «Офис» и «Реальных упырей».
«Spinal Tap» — это история о британских рокерах, чей IQ стремится к комнатной температуре (в градусах Цельсия), а амбиции — в стратосферу 🎸. Райнер не просто снял комедию, он так тонко высмеял музыкальные документалки, что половина зрителей приняла всё за чистую монету. А сам он сыграл Марти ДиБерги — режиссёра-энтузиаста, который с серьёзным лицом слушает бредни музыкантов. Легендарная сцена про усилитель, который «выкручивается на 11» — это база. Если бы не Райнер, мы бы так и жили на жалкой «десятке».
«Верняк» (1985)
В эпоху, когда подростковые фильмы делились на тупые комедии про потерю девственности и ещё более тупые слэшеры, Райнер снял «Верняк». Это история о двух студентах: Гиб (молодой Джон Кьюсак, ещё не начавший сниматься в треш-боевиках) и Элисон (Дафна Зунига), которые терпеть не могут друг друга, но вынуждены вместе ехать через всю страну 🚗.
Спойлер (хотя какой это спойлер спустя 40 лет?): они влюбляются. Но делают это так мило и естественно, что даже самые циничные сухари начинают верить в любовь. Это классика ромкомов, которую часто незаслуженно забывают. Серьёзно, посмотрите его, он как тёплый плед в дождливый день.
«Останься со мной» (1986)
Доказательство того, что Райнер мог снимать вообще всё что угодно. Экранизация повести Стивена Кинга, где нет клоунов-убийц и отелей с призраками? Легко! Четверо друзей отправляются в поход, чтобы посмотреть на труп. Звучит жутковато, но на деле это одна из самых трогательных историй о взрослении 🛤️.
Фильм подарил нам молодых Ривера Феникса и Кифера Сазерленда (который тут играет эталонного негодяя). Райнер здесь мастерски работает с ностальгией, не скатываясь в сопли. А финальная сцена, где герой Феникса исчезает… скажем так, держите платочки наготове. Сам Райнер считал, что именно на этом фильме он стал настоящим режиссёром. И он был чертовски прав.
«Принцесса-невеста» (1987)
Фильм, который попадает прямо в сердце, минуя мозг. Сценарий Уильяма Голдмана — это шедевр, где есть всё: фехтование, пытки, месть, великаны, чудеса и настоящая любовь 💕. Это сказка, которая знает, что она сказка, и иронизирует над этим с грацией балерины.
Фразы из этого фильма растащили на цитаты быстрее, чем горячие пирожки. «Inconceivable!» (Невообразимо!) — если вы прочитали это голосом Уоллеса Шона, вы наш человек. Райнер создал мир, в который хочется возвращаться снова и снова. Это тот случай, когда магия кино работает на все 100%.
«Когда Гарри встретил Салли» (1989)
Если и существует идеальный ромком, то это он. Билли Кристал и Мег Райан под чутким руководством Райнера и сценаристки Норы Эфрон создали химию такой силы, что ей можно было бы отапливать Нью-Йорк зимой 🏙️.
Главный вопрос фильма: «Может ли секс не разрушить дружбу между мужчиной и женщиной?». Ответ сложный, но наблюдать за поисками — одно удовольствие. И, конечно, та самая сцена в кафе. Мег Райан имитирует оргазм так убедительно, что фраза «Мне то же, что и ей» стала легендарной. Кстати, изначально концовка должна была быть грустной, но Райнер влюбился на съёмках (в свою будущую жену Мишель) и решил: к чёрту драму, даёшь хэппи-энд! И спасибо ему за это.
«Мизери» (1990)
И снова Стивен Кинг, но теперь уже страшно по-настоящему. Кэти Бейтс играет «фанатку номер один», которая спасает своего любимого писателя из снежного плена. Ну, как спасает… Скорее, держит в заложниках и «лечит» кувалдой 🔨.
Райнер показал мастер-класс по нагнетанию саспенса без дешёвых скримеров. Весь ужас строится на игре актёров и клаустрофобии. После этого фильма вы дважды подумаете, прежде чем отвечать на сообщения незнакомцев в директе. Оскар Кэти Бейтс абсолютно заслужен — она пугает до дрожи одним лишь взглядом школьной учительницы.
«Несколько хороших парней» (1992)
Судебная драма, где Том Круз пытается перекричать Джека Николсона. Сценарий Аарона Соркина (того самого, что любит диалоги в коридорах) здесь просто блестит ✨.
— Я хочу правды!
— ТЫ НЕ ВЫНЕСЕШЬ ПРАВДЫ!
Эту сцену пародировали все, кому не лень. Райнер превратил судебное заседание в настоящий гладиаторский бой. И даже если вы ничего не понимаете в юриспруденции, смотреть на то, как эти парни меряются харизмой — отдельный вид удовольствия. Единственная номинация Райнера на «Оскар» за лучший фильм, между прочим.
«Американский президент» (1995)
Ещё одна коллаборация с Соркиным. Майкл Дуглас играет президента США, который… нормальный человек. Вдовец, который влюбляется в лоббистку (Аннетт Бенинг) и пытается совместить свидания с управлением ядерной державой 🇺🇸.
Это красивая сказка о политике, где люди говорят умные вещи, а президент не пишет странные твиты в три часа ночи. Да, сейчас это смотрится как фэнтези похлеще «Властелина колец», но помечтать-то можно? Фильм пропитан оптимизмом и верой в то, что даже в Вашингтоне есть место принципам и романтике. Наивно? Возможно. Но как же красиво!
Вот такая она, восьмёрка Райнера. Фильмы, которые стоит пересмотреть, чтобы вспомнить, что кино может быть добрым, умным и невероятно смешным одновременно. Спасибо за всё, Роб. Мы будем скучать, пересматривая твои шедевры. 🎬🙌