Найти в Дзене

«Советский Смарт» или позор автопрома? Вся правда о той самой «инвалидке» СМЗ-С3Д

Если вы росли в СССР или 90-х, вы точно помните этот звук. Характерный треск двухтактного мотора был слышен за два квартала, а потом из-за поворота выкатывалась она – маленькая, угловатая коробочка. В народе её звали просто – «инвалидка», а детвора мечтала о такой машинке, ведь по размеру она казалась идеальной игрушкой. Но за этим неказистым видом скрывалась не просто техника, а целая социальная система. Сегодня я расскажу вам о СМЗ-С3Д. Разберемся, была ли она техническим убожеством или прорывом, и правда ли, что государство раздавало их всем желающим даром. Первое и самое частое заблуждение – считать эту угловатую машину той самой, которую Бывалый разворачивал руками. Нет! В кино снималась модель предыдущего поколения – С-3А. Она была округлой, с брезентовой крышей. Наша героиня, СМЗ-С3Д, встала на конвейер в 1970 году. И это была не просто модернизация, а, по сути, новая машина. Принято считать, что мотоколяска была верхом технической отсталости. С одной стороны – да, дизайн «холод
Оглавление

Если вы росли в СССР или 90-х, вы точно помните этот звук. Характерный треск двухтактного мотора был слышен за два квартала, а потом из-за поворота выкатывалась она – маленькая, угловатая коробочка. В народе её звали просто – «инвалидка», а детвора мечтала о такой машинке, ведь по размеру она казалась идеальной игрушкой.

Но за этим неказистым видом скрывалась не просто техника, а целая социальная система. Сегодня я расскажу вам о СМЗ-С3Д. Разберемся, была ли она техническим убожеством или прорывом, и правда ли, что государство раздавало их всем желающим даром.

Это не «Моргуновка» из «Операции Ы»

Первое и самое частое заблуждение – считать эту угловатую машину той самой, которую Бывалый разворачивал руками. Нет! В кино снималась модель предыдущего поколения – С-3А. Она была округлой, с брезентовой крышей.

Наша героиня, СМЗ-С3Д, встала на конвейер в 1970 году. И это была не просто модернизация, а, по сути, новая машина.

  • Кузов: стал цельнометаллическим и закрытым (наконец-то не дуло изо всех щелей).
  • Габариты: она короче современного Smart на 30 см! Длина кузова – меньше трех метров.
  • Комфорт: появился настоящий отопитель, чтобы люди не мерзли зимой.
-2

Миф №1: «Примитивное ведро с болтами»

Принято считать, что мотоколяска была верхом технической отсталости. С одной стороны – да, дизайн «холодильник на колесах» и спартанский салон на это намекали. Но если заглянуть под капот (вернее, под днище, где стоял мотор), можно удивиться.

-3

В 1970 году эта малютка имела решения, которых не было у «взрослых» советских машин:

  1. Реечное рулевое управление. «Жигули» и «Москвичи» о таком еще только мечтали (у них был червячный редуктор).
  2. Независимая подвеска всех колес. Торсионы вместо рессор – это обеспечивало на удивление неплохую плавность хода.
  3. Гидравлические тормоза по кругу.

Так что называть её «телегой» технически неграмотно. Инженерная мысль там была, и весьма смелая.

-4

Миф №2: «Зверь-машина»

А вот тут, к сожалению, чуда не произошло. Самым слабым местом С-3Д было её «сердце». Конструкторы взяли мотоциклетный мотор от «ИЖ-Планета»: сначала ИЖ-П2, позже ИЖ-П3.

Один цилиндр, громкий выхлоп и... всего 12-14 лошадиных сил. Это катастрофически мало для машины весом полтонны (да еще с водителем и пассажиром). Разогнаться до 50-55 км/ч было подвигом. Ехать в горку – испытанием. Обгон? Забудьте. На дороге водители «Волг» и «Жигулей» тихо ненавидели эти тарахтящие коробочки, создававшие пробки.

Поставить мотор мощнее завод не мог – двигатели от «ИЖ-Планета Спорт» были дорогими и дефицитными.

-5

Правда о «бесплатном сыре»: как выдавали машину

Многие думают, что «инвалидку» дарили навсегда. На самом деле работала схема своеобразного лизинга от государства:

  1. Аренда на 5 лет. Машина выдавалась собесом. Ветеран войны получал её бесплатно, инвалиды других групп (например, трудовые) – платили около 20% цены (примерно 220 рублей при полной стоимости 1100 руб.).
  2. Техобслуживание. Через 2,5 года эксплуатации владельцу полагался бесплатный капитальный ремонт.
  3. Возврат. Отьездив 5 лет, владелец обязан был сдать машину обратно государству, чтобы получить новую.

Любопытный факт: для управления нужны были права спецкатегории. ГАИ такие машины почти никогда не останавливало, чем пользовались многие владельцы. Бывало, что здоровые родственники гоняли на машине дедушки на рыбалку или за грибами.

-6

Зима и «инвалидка»: миссия невыполнима?

Ездить на ней зимой – занятие для сильных духом, и вот почему.
Мотор был воздушного охлаждения. Плюс: не нужна вода или дефицитный антифриз. Минус: обычная автомобильная печка невозможна (греть тосол нечем).

Конструкторы поставили автономный бензиновый отопитель. Он грел, но часто капризничал. Однако главная беда крылась в другом. В мороз в бензонасосе скапливался конденсат и мгновенно замерзал. Мотор глох, и завести его на холоде было той еще задачкой. Поэтому зимой большинство этих машин стояло в гаражах.

-7

Итог

Можно сколько угодно смеяться над ее внешностью или тарахтением. Но факт остается фактом: Серпуховский мотозавод выпустил более 223 000 таких машин. Это значит, что почти четверть миллиона людей, которые иначе сидели бы в четырех стенах, получили возможность передвигаться, ездить по делам и чувствовать свободу. Для своего времени С-3Д выполнила задачу на 100%.

А вам доводилось кататься на такой технике? Делитесь в комментариях!