Есть такие фильмы, которые ты смотришь в детстве, а затем - много лет спустя - вдруг понимаешь, что они отпечатались внутри глубже, чем ты ожидал. "Джуманджи" - как раз из этой категории. Для многих из нас он стал первым уроком о том, что кино может быть одновременно вдумчивым, эмоциональным и безумно веселым. Повторный просмотр "Джуманджи" в периоды хандры - мой личный ритуал. Возможно, потому что в этом фильме реализована детская мечта увидеть, как в твою квартиру врывается дикий мир. А может, потому что это кино умеет возвращать то самое чувство приключения, которое мы теряем по мере взросления. Спустя 30 лет после премьеры картина все еще работает как кино-утешение: от улыбки Уильямса до вихря из носорогов - все тут создано, чтобы напомнить, что даже хаос может быть уютным.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Фильм Джо Джонстона, основанный на компактной книге Криса Ван Оллсбурга, для многих стал входным билетом в кинематографическую магию. Он показал, что иногда мир требуется взбодрить землетрясением или стаей носорогов. Но "Джуманджи" пережил три десятилетия не потому, что идеально состарился (о нет, графика тут сверкает восьмибитными девяностыми ярче любой неоновой вывески), а потому что сохранил то, что редко переживает эпоху: подлинную теплоту, озорство и чувство большого кино.
Робин Уильямс и компания, которые втянули нас в игру
Если бы кино можно было приравнять к алхимии, то Робин Уильямс был бы одним из тех редких магов, которые способны из простой формулы сделать эликсир счастья. Его Алан Пэрриш - смесь травмированной души, мальчишеского задора и хрупкой храбрости, которая ощущается куда убедительнее, чем цифровые львы или неуклюжие обезьяны, созданные силами компании Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic.
Уильямс умел играть так, будто между ним и зрителем нет экрана: каждую реплику он превращал в полуимпровизационный танец эмоций. Бонни Хант дополняла его идеальным соавторством, а юная Кирстен Данст уже тогда демонстрировала тот самый инстинкт актрисы, который позже приведет ее к большим ролям. Даже Дэвид Алан Грир, которому достались преимущественно комические функции, вносил человеческое тепло - более приземленное, но необходимое.
И вместе с тем именно Робин делает фильм больше, чем приключением. Его игра превращает "Джуманджи" в историю о возвращении, о попытке снова стать тем человеком, которым ты мог быть, если бы мир не стал слишком большим и пугающим. Его потеря для кино - боль, которую "Джуманджи" сегодня подчеркивает лишь еще сильнее.
Визуальная магия: хаос, который заставил поверить
Да, сегодня часть компьютерных эффектов "Джуманджи" выглядит так, будто они сбежали из музея "Графика Древнего мира". Но на самом деле в 1995-м ILM устроила революцию: первая цифровая шерсть, экспрессия зверей, сложная анимация обезьян и льва, съемочный павильон, на котором действительно разрушали стены, затапливали комнаты и устраивали стихийные бедствия без единого хромакея.
"Джуманджи" оказался фильмом, который хотел быть большим шоу, и был им на своих условиях - не претендуя на "Оскар", но двигая визуальные технологии вперед. Это кино создано в ту эпоху, когда спецэффекты еще старались не заменить реальность, а дополнить ее. Именно поэтому бегство носорогов по магазинам или обрушивающийся особняк выглядят одновременно хаотично, криво… и волшебно. Сейчас так не снимают.
Самая удивительная деталь: фильм даже не номинировали за "Лучшие визуальные эффекты". Подумать только - это был год, когда победил "Бейб"! Свинья обошла стаю цифровых обезьян. Впрочем, история все расставила по местам: визуальные решения "Джуманджи" стали вехой, а "Бейб" - забавной сноской в Википедии, о которой вспоминают лишь по случаю.
Эмоции и скрытые смыслы: второй шанс и страх взросления
За шумом, разрушениями и паникой "Джуманджи" скрывается нечто более тихое, почти интимное - по своей сути, это история об убежавшем ребенке, который слишком рано столкнулся с тревогой, чрезмерными ожиданиями родителей и одиночеством. Но не только. Также это история о девушке, которую считали сумасшедшей и история о двух детях, потерявших родителей и пытающихся удерживать дом на честном слове.
Настольная игра, вышедшая из-под контроля, становится метафорой травм - от тех, что мы носим десятилетиями, до тех, о которых даже не говорим вслух. Поражает, насколько деликатно фильм работает с темами страха и ответственности - даже не проговаривая их, а проживая через действие. А финальное возвращение в 1969 год - не просто сюжетный кульбит, а редкий в семейном кино акт эмоциональной реставрации: возможность прожить жизнь правильно, не для галочки, а с попыткой быть лучше.
"Джуманджи" зовет в приключение, но говорит о любви, травмах, взрослении, вине, примирении и благодарности куда честнее многих драм. Именно этот эмоциональный слой и делает фильм бессмертным.
Тридцать лет спустя "Джуманджи" остается не просто фильмом - это портал, который открывается каждый раз, когда мы слышим барабаны. Он напоминает, что жизнь может быть хаотичной, пугающей, неправильной, но достойной того, чтобы сыграть еще один раунд. Он учит, что приключения есть не только в джунглях, но и в способности меняться, прощать и идти вперед - даже если на пути подстерегают носороги. И самое главное: он доказывает, что магия кино - это не спецэффекты, а способность вернуть нас в тот возраст, когда мы впервые поверили, что мир больше, чем кажется. И ради этого, пожалуй, стоит ответить на барабанный бой снова.
Рассказывайте в комментариях о своих впечатлениях от фильма. Когда вы впервые посмотрели "Джуманджи"? Чем он был для вас тогда - приключением, хоррором или, может быть, драмой? За кого из персонажей вы больше всего переживали? Что думаете о продолжениях? Делитесь соображениями - ваши отклики вдохновляют меня на новый тексты. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, смело бросайте кубики, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: