Найти в Дзене

ВУЗы против ИИ-текстов в ВКР 👩🏻‍🎓

Если Вы сталкивались с написанием ВКР (выпускной квалификационной работой) в 2024–2025 году, то наверняка использовали нейросети. ChatGPT, Claude, Gemini обещают «написать всё за 5 минут». Именно поэтому тема ИИ в дипломах стала не просто популярной, а проблемной и максимально актуальной.
ИИ в дипломах — это уже массово❗️
По данным опросов преподавателей и участников вебинаров, в 2024 году следы использования ИИ замечали примерно в 15% ВКР. В 2025 году этот показатель вырос до 33%, а 45–53% экспертов отмечают, что сталкиваются с такими работами регулярно.
📌 При этом отдельные исследования показывают: около 85% студентов используют ИИ в учебе.
✅Вывод простой: искусственный интеллект уже используют и будут использовать дальше. Но вопрос в академической честности при написании таких работ.
Почему вузы насторожены к ИИ в ВКР❓
Несмотря на популярность нейросетей, официально разрешить писать значительную часть ВКР с помощью ИИ нельзя. Причина в назначении самой выпускной работы студен

Если Вы сталкивались с написанием ВКР (выпускной квалификационной работой) в 2024–2025 году, то наверняка использовали нейросети. ChatGPT, Claude, Gemini обещают «написать всё за 5 минут». Именно поэтому тема ИИ в дипломах стала не просто популярной, а проблемной и максимально актуальной.

ИИ в дипломах — это уже массово❗️

По данным опросов преподавателей и участников вебинаров, в 2024 году следы использования ИИ замечали примерно в 15% ВКР. В 2025 году этот показатель вырос до 33%, а 45–53% экспертов отмечают, что сталкиваются с такими работами регулярно.
📌 При этом отдельные исследования показывают:
около 85% студентов используют ИИ в учебе.

Вывод простой: искусственный интеллект уже используют и будут использовать дальше. Но вопрос в академической честности при написании таких работ.

Почему вузы насторожены к ИИ в ВКР❓
Несмотря на популярность нейросетей, официально разрешить писать значительную часть ВКР с помощью ИИ нельзя. Причина в назначении самой выпускной работы студента. Она должна показать:
• самостоятельность облучающегося;
• его профессиональную готовность;
• реальные компетенции.

Когда текст пишет нейросеть, работа перестаёт быть по-настоящему авторской. Такой результат не подтверждает квалификацию студента, а юридически сгенерированный текст принадлежит не студенту, а правообладателю нейросети.

Какие риски чаще всего видят преподаватели:
ИИ-тексты в ВКР обычно легко распознаются. В них часто встречаются:
• шаблонные формулировки и повторы;
• «вода» без смысла и новой информации;
• фактические ошибки и «галлюцинации»;
• выдуманные источники, документы и законы.

В итоге у студента есть объёмный текст, но нет глубокого понимания темы, и на защите это становится заметно. Отсюда возникает главный вопрос:
что остаётся в голове у студента после такого исследования?

Сравнение, которое многое объясняет:
ИИ часто ставят в один ряд с Word, Excel или калькулятором. Но есть важный нюанс. В процессе обучения школьнику не дают калькулятор, пока он не научился считать сам. С искусственным интеллектом логика та же:
• первостепенно — мышление и понимание;
• вторично — использование различных инструментов.

Значит ли это, что ИИ — зло?
Нет. Большинство экспертов сходятся в одном: всё зависит от задач, которые решаются с помощью ИИ.

ИИ может быть полезен как:
✅ помощник в оформлении структуры работы;
✅ генератор идей;
✅ инструмент для черновиков;
✅ способ сэкономить время.

Но он не должен становиться:
✖️ автором ВКР;
✖️ заменой "мышления" автора работы;
✖️ гарантией успешной защиты.

📌 Если вам нужна диагностика вашей работы или консультация преподавателя по написанию Вашей выпускной работы, пишите в Telegram:
@kostromitina_work

Эксклюзивно для читателей — скидка 10% по промокоду «Дзен»


Пост подготовлен по материалам вебинара «Сгенерированные тексты в ВКР: запретить нельзя разрешить».