Найти в Дзене
Клуб «Валдай»

Безопасность в многополярном мире: от края бездны к лучшему будущему

22 декабря на московской площадке клуба «Валдай» состоялась дискуссия на тему «(Не)стратегическая стабильность – 2025: итоги года в сфере международной безопасности». Ведущий дискуссии Фёдор Лукьянов назвал 2025 год во многом рубежным. Об эрозии прежнего мирового устройства и кризисе институтов давно говорили, но теперь произошёл качественный скачок. Если до этого основные игроки всего лишь не особенно препятствовали кризису мирового порядка, то в 2025 году США начали этот порядок целенаправленно уничтожать. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков дал краткий очерк ситуации в сфере стратегической стабильности. По его словам, в конце 2024 года и в самом начале 2025-го администрация Джозефа Байдена предприняла при поддержке ряда участников Североатлантического альянса, включая ядерные Великобританию и Францию, целый ряд эскалационных шагов. В результате мир, по словам Рябкова, «приблизился к краю бездны», то есть к прямому вооружённому конфликту ядерных держав. Страны НАТ

22 декабря на московской площадке клуба «Валдай» состоялась дискуссия на тему «(Не)стратегическая стабильность – 2025: итоги года в сфере международной безопасности». Ведущий дискуссии Фёдор Лукьянов назвал 2025 год во многом рубежным. Об эрозии прежнего мирового устройства и кризисе институтов давно говорили, но теперь произошёл качественный скачок. Если до этого основные игроки всего лишь не особенно препятствовали кризису мирового порядка, то в 2025 году США начали этот порядок целенаправленно уничтожать.

(Не)стратегическая стабильность–2025: итоги года в сфере международной безопасности. Прямая трансляция дискуссии — Видео от Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков дал краткий очерк ситуации в сфере стратегической стабильности. По его словам, в конце 2024 года и в самом начале 2025-го администрация Джозефа Байдена предприняла при поддержке ряда участников Североатлантического альянса, включая ядерные Великобританию и Францию, целый ряд эскалационных шагов. В результате мир, по словам Рябкова, «приблизился к краю бездны», то есть к прямому вооружённому конфликту ядерных держав. Страны НАТО фактически действовали вразрез с теми политическими обязательствами, которые были закреплены в январе 2022 года в Совместном заявлении лидеров государств «ядерной пятёрки». Россия, в свою очередь, последовательно направляла оппонентам предостерегающие сигналы о создаваемых ими стратегических рисках и о своей готовности отстаивать национальные интересы безопасности. На этом фоне в США пришла к власти администрация Трампа, которая пересмотрела некоторые из антироссийских элементов вашингтонской политики и приняла меры для начала предметного диалога по купированию украинского кризиса. «Это не означает, что у нас не осталось серьёзных вопросов к американской стороне, однако было бы несправедливо не признать значимые шаги в верном направлении», – заявил дипломат, добавив, что успех диалога не предопределён и что нормализация отношений потребует немало времени, обоюдной заинтересованности и колоссального труда. Залогом прогресса должна стать реальная готовность Вашингтона к равноправному взаимодействию.

Говоря об отношениях с Европой, Рябков отметил, что многие страны Евросоюза выступают осложняющим фактором, стремясь предотвратить оздоровление обстановки в российско-американских отношениях. Европа, находящаяся под влиянием химер об угрозе со стороны России, планомерно ремилитаризуется. Россия не преследует завоевательных целей и готова зафиксировать это юридически, подчеркнул Рябков, однако в ЕС лишь немногие были бы готовы строить неделимое пространство безопасности не против России, а совместно с ней. Неадекватные враждебные действия европейских стран создают существенные риски столкновения России и НАТО даже в условиях более сдержанной политики США на российском направлении.

Отдельно Рябков указал на опасность поступательной реализации западными странами, в том числе США, дестабилизирующих военно-технических программ, развитие которых вызывает ответные шаги со стороны России. «Россия объективно готова к тому, чтобы гарантированно обеспечивать свою национальную безопасность прежде всего за счёт дальнейшего повышения надёжности и эффективности сдерживания и, соответственно, поддержания стратегического баланса путём принятия военно-технических контрмер», – заключил он, отметив при этом, что Россия продолжает сохранять открытым окно возможностей для политико-дипломатического обеспечения предсказуемости и сдержанности в стратегической сфере.

Анатоль Ливен © Клуб «Валдай»
Анатоль Ливен © Клуб «Валдай»

Старший научный сотрудник Института ответственного государственного управления Куинси Анатоль Ливен, комментируя позицию США, указал на невозможность говорить о некоем едином американском подходе, сославшись на глубокие различия внешнеполитических подходов двух основных американских политических партий. Кроме того, анализируя непосредственно политику Трампа, Ливен подчеркнул личностный фактор: «период внимания» президента не слишком долог и за это внимание, как при дворе средневекового монарха, конкурируют различные фракции. По мнению Ливена, в целом такие представители действующей администрации, как вице-президент Джеймс Вэнс, понимают, как устроен многополярный мир, и признают необходимость вести дела с Россией и с Китаем. Главным врагом эти люди считают либеральную элиту, как американскую, так и европейскую. Это порождает у них враждебность к тому, что происходит в Европе, и снижает враждебность по отношению к России.

Ливен также добавил, что Трамп стремится к тому, чтобы США доминировали в Западном полушарии, но не хочет брать на себя серьёзные обязательства в Европе и старается ограничиваться размытыми обещаниями. Таким образом, мы имеем дело со множеством разнонаправленных тенденций, не оформившихся пока в чёткую политическую линию и сталкивающихся с противодействием старого внешнеполитического истеблишмента, полагает он.

Ван Хуэйяо © Клуб «Валдай»
Ван Хуэйяо © Клуб «Валдай»

Основатель и председатель Центра Китая и глобализации (CCG) Ван Хуэйяо считает, что система безопасности, возникшая после Второй мировой войны, сейчас ослаблена и не функционирует должным образом. Это связано с переходом от однополярного мира к многополярному. Новая система всё ещё фрагментирована и нестабильна, утверждает исследователь. Необходимо её стабилизировать и найти определённый баланс. Это нужно всем – Китаю, России, США, Европе, Глобальному Югу. Некоторые основания для оптимизма, в том числе в контексте украинского кризиса, Ван видит в том, что Трамп более прагматичен, чем Байден. Однако односторонний подход, по его мнению, здесь не сработает. Для того чтобы положить конец конфликту требуются незаинтересованные стороны, поэтому полезно было бы привлечь к урегулированию страны БРИКС и Глобального Юга.

Указав на взаимосвязанность современного мира, Ван подчеркнул бесперспективность торговых войн и санкций и необходимость совместного создания лучшего будущего для всех. Среди прочего он считает необходимой реформу ООН, ВТО и других институтов, а также превращение «Группы семи» в «Группу десяти» за счёт включения в неё России, Китая и Индии.

Прохор Тебин © Клуб «Валдай»
Прохор Тебин © Клуб «Валдай»

Директор Центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ «Высшая школа экономики» Прохор Тебин призвал не обольщаться улучшениями по сравнению с ситуацией годичной давности. «Да, год назад мы ощущали себя на краю ядерного балансирования, а сегодня ситуация гораздо более позитивная и оптимистичная», – заметил он. Однако при этом серьёзных качественных изменений, по его мнению, за год произошло мало. Процессы развивались количественно – и в целом не в лучшую сторону. В сфере стратегической стабильности ДСНВ продолжает приближаться к концу. На Западе в доктринальных разработках продолжают развивать идеи милитаризации космоса. Эскалационные риски, вероятно, несколько снизились, но не отменились. Не изменились и жёсткие идеологизированные позиции европейских лидеров. Основные положительные изменения пока связаны в основном с деятельностью Дональда Трампа, которая также далеко не однозначна.

Тебин полагает, что в 2026 году ситуация останется напряжённой, не все возможности удастся реализовать и не все надежды сбудутся, однако лучшее будущее вполне достижимо и ради него стоит трудиться.