Почти у всех взрослых есть истории про то, как ребёнок молчал-молчал, а потом начинает тараторить без остановки. Только вчера родители всплёскивали руками при виде говорящего по возрасту ребёнка: «Когда же наш заговорит также». Сегодня же говорят своему малышу: «Когда ты уже помолчишь, набросить платок на роток тебе что ли».
Значит наступил период «лексического взрыва» («ЛЗ»).
В литературе по психолингвистике и развитию детской речи обозначен этот период - от 1,5 лет до 1 года и 6–8 месяцев. У мальчиков может появиться на пару месяцев позже, чем у девочек.
В среднем во время «ЛЗ» ребёнок запоминает до 10 слов в день.
Это потрясающий период в индивидуальном речи, когда за короткий промежуток времени ребенок стремительно и с легкостью запоминает огромное количество новых слов. Увеличивается не только лексикон, но очень легко и быстро усваиваются простые морфологические правила - появляются числа, падежи, род, лицо и время. Дети начинают правильно воспроизводить двух-, трех- и даже пятисложные слова. Переход же к фразовой возможен, если в словаре ребёнка накапливается около 40-60 слов.
Приведу научные данные, которые касаются «ЛЗ» (ссылка в комментариях). Осуществляется он при наличии двух условий:
1️⃣ ребёнок может запоминать несколько слов одновременно/одномоментно
2️⃣ неизученные слова распределены так: наличие нескольких слов, которые ребёнок освоит быстро и слова (их преимущество), на которые понадобится больше времени.
Исследование основано на математической модели (это не наблюдение за реальными детьми, а построенная модель), при которой в зависимости от сложности усвоения новых слов изменялось время возникновения «лексического взрыва».
Простыми словами - автор привёл аналогию: речь развивается, как снежный ком. Сначала осваиваются слова типа «мама-папа», а потом другие, но тоже простые слова. Когда наберется достаточное количество простых слов, то произойдёт «лексический взрыв».
Кстати, мне нравится, как по-русски звучит это название – сразу всё понятно.
Также в исследовании: сложность и уровень "достаточности слов" для каждого ребёнка будут разные и зависят от наличия факторов:
- уровня мышления
- артикуляции и других индивидуальных возможностей ребёнка.
Но есть неоспоримый факт - «ЛЗ» произойдёт так или иначе у всех. Просто по кривой Гаусса кто-то сразу в норму, а кто-то плавно.
«ЛЗ» происходит не потому, что в голове ребёнка включился тумблер, а вследствие достаточного накопления базовых слов.
Так ребёнок «выучил» слово "дом" и буквально «разблокировал» ещё несколько слов: ком-кот, дед, ночь-ночь, мяч, кит, кот.
Нет чёткой закономерности какие именно слова находятся в зоне ближайшего развития, я написала слова близкие фонетически и по структуре (односложные), но каждое новое выученное слово упрощает и сокращает время на запоминание следующего.
Подтверждение этому можем найти в следующем исследовании. Оно проводилось на реальных детях.
Вывод сопоставим: чем больше словарь, тем меньше повторений нужно ребёнку для заучивания нового слова.
От себя напишу, каждое слово, которое запомнил ребёнок, является нужным и важным. Учите вместе с детьми звукоподражания (бе-бе, му-му), звукокоплексы (ха-ха, тик-так), лепетные (ля-ля - кукла, па- палка), простые слова (иди, пока). Слова, которые часто используются в обиходе, находятся в зоне интереса ребёнка, нужные ему, даже, если они не частотны. Рассматривая вместе детские книги, обращайте внимание, какие картинки, слова заинтересовали ребёнка. Все, что он пытается повторить, предъявите многократно.
Я привела иностранные исследования, но есть и прекрасные книги наших авторов. Для логопедов могу написать классические работы и какие-то относительно новые статьи.
Фото - Териберка, 2025
#logomed_olga_azova_лексическийвзрыв
#лексическийвзрыв